Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 3. Вооружение самолетов между мировыми войнами

 

Глава 3. Ракетное и артиллерийское вооружение самолетов в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.).

Выводы по третьей главе

 

1. Послевоенная экономическая обстановка не позволяла до 1924 года создавать собственную, боевую отечественную авиацию и вооружение. Только после 1924 года появилась минимальная возможность в разработке первых самолетов - истребителей под руководством Н.Н. Поликарпова и оружия воздушного боя под руководством В.Г. Федорова.
2. Послевоенная пауза в развитии самолетостроения и оружия воздушного боя заполнилась военно-теоретическими размышлениями по вопросу создания рациональной системы вооружения самолетов. В западных капиталистических странах основой для военно-террористических рассуждений явилась доктрина итальянского генерала Дуэ, выдвинувшего идею создания независимых воздушных армий, бомбардировочными ударами поставить на колени любое государство. Основу этих армий должны составлять бомбардировщики и истребители-крейсера с мощным оборонительным вооружением, включая пушки калибром 37 и 20мм, предназначенные для локализации сопротивления противника в воздухе.
Под влиянием доктрины Дуэ создавалась боевая авиация многих капиталистических государств.
Отечественное самолетостроение первоначально было направлено на создание истребителей, а затем легких и тяжелых бомбардировщиков. Оружие воздушного боя, схемно-определенное нашими авиационными специалистами М.Строевым, А.Лапчинским и др., должно было состоять из пулеметов. На самолетах - разведчиках предполагалось устанавливать 4 пулемета, на бомбардировщиках - 6, на боевиках (штурмовиках) – 2-4 и двухместных истребителях - 4 пулемета с большой скорострельностью.
3. К 1936 году отечественная, боевая авиация получила четыре вида оружия воздушного боя.
В 1928 году принят на вооружение самолетов авиационный пулемет ПВ-1 конструкции А.В.Надашкевича и авиационный пулемет ДА конструкции В.А.Дегтярева.
Пулеметом ПВ-1 вооружились истребители и штурмовики, а ДА - бомбардировщики и разведчики.
В 1933 году принят на вооружение скорострельный авиационный пулемет ШКАС конструкции Б.Г. Шпитального и А.И. Комарицкого. Авиапулеметом ШКАС вооружались все виды самолетов ВВС.
В 1936 году принята на вооружение 20мм авиационная пушка ШВАК конструкции Б.Г. Шпитального и С.В. Владимирова. Первыми самолетами с авиационной пушкой ШВАК были истребители И-16 .
4. Самолетостроительными и вооруженческими КБ под авиационное оружие разработаны и внедрены ряд установок, по оригинальности конструкции не уступающие зарубежным. Это были синхронные и крыльевые установки под пулеметы ПВ-1 и ШКАС. Крыльевые, а затем турельные под авиапушку ШВАК, турельные под авиапулемет, ДА и его спарку ДА-2.
5. Предприятиями оптической промышленности созданы для самолетов оптические прицелы ОП-1, ОП-2 и ПАК-1, а конструкторскими организациями авиационной промышленности серия механических и оптико-механических прицелов, для подвижно установленного оружия.
6. Наряду со стрелково-пушечным вооружением самолетов в 1937 году на вооружение приняты авиационные реактивные снаряды РС-82 и РС-132, входящие в комплект вооружения самолетов - истребителей, штурмовиков и некоторых бомбардировщиков и были опробованы в воздушных боях в Монголии, а затем в советско-финском военном конфликте.
7. Первая боевая проверка отечественного оружия воздушного боя в небе Испании, Монголии и Китая в 1936-1939 г. выявила его слабые стороны, заключающиеся в низкой надежности и боевой эффективности, обусловленные конструктивными недостатками и недостаточной технической грамотностью летно-технического состава в подготовке оружия к бою и в ведении самого воздушного боя. Неудовлетворительная эффективность пулеметов заключалась в том, что обыкновенные пули обладали только пробивным действием. Требовались пули бронебойные и зажигательные, которые появились только в 1938 году. В воздушных боях нарушался режим огня - длинные очереди приводили к перегреву оружия, а, следовательно, и к задержкам в стрельбе.
8. Боевая проверка потребовала корректировки отечественной системы авиавооружения. В результате корректировки разработаны боеприпасы с пулями и снарядами специальных назначений, введен ряд конструктивных доработок в оружие и установки, разработаны и приняты на вооружение крупнокалиберный пулемет УБ-12,7 конструкции М.Е. Березина и 23мм авиапушка ВЯ конструкции А.А. Волкова и С.А.Ярцева. Началось проектирование мощных 37мм авиапушек в ОКБ-15, а затем и в ОКБ-16.
Новое отечественное авиационное оружие устанавливалось на новые самолеты предвоенной конструкции.
9. Боевое применение оружия воздушного боя ограничивалось воздушной стрельбой по самолетам противника с дальностей 50-70 м под небольшим курсовым углом. Только на этой дальности, возможно, было сбить самолет врага. Стрельба под курсовыми углами более 2/4 ракурса и дальности 100 м была совершенно не эффективна - при попадании в самолет противника большого числа пуль самолет продолжал полет.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама