Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 3. Вооружение самолетов между мировыми войнами

 

Глава 3. Ракетное и артиллерийское вооружение самолетов в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.).

3.6. Вооруженческие кадры

 

До 1934 года Военно-Воздушные силы и авиационная промышленность не располагали специалистами по авиационному вооружению. Их роль в частях ВВС выполняли авиационные специалисты, авиатехники и мотористы-оружейники.
В авиационной промышленности и в учреждениях авиационным вооружением занимались инженеры - артиллеристы, инженеры-механики или просто практики. Рост парка боевых самолетов, появление чисто авиационных систем вооружения, теоретические разработки по вопросам авиавооружения и его боевого применения требовали подготовки специальных кадров.
ХVII съезд ВКП(б), породивший важнейший лозунг "Кадры решают все!", определил основные направления подготовки специалистов народного хозяйства, в том числе и по авиавооружению.
В 1934 году в Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) имени профессора Н.Е.Жуковского организуется факультет авиавооружения, а вслед за ним открывается под руководством Е.В.Агокаса аналогичный факультет в Московском авиационном институте (МАИ).
В 1935 году Ленинградская теоретическая школа летчиков преобразуется в 5-ю авиационную школу техников по авиавооружению, а в авиационных соединениях открываются школы младших авиаспециалистов, готовивших мастеров по авиавооружению.
В авиационных частях вводятся должности старшего техника, техника и мастеров по авиавооружению эскадрилий, инженеров авиаполков, авиадивизий и авиакорпусов по вооружению.
В авиационной и оборонной промышленности тоже произошли изменения в расстановке кадров специалистов.
В начале 1936 года для руководителей партии и правительства в Кремле была организована демонстрация серийных и опытных образцов авиационного вооружения. При этом выяснилось, что авиационное вооружение требует значительного совершенствования и хорошей материально-технической базы, позволяющей в более короткие сроки
создавать лучшие образцы вооружения.
В начале было принято решение о переводе вооруженческих ОКБ на серийные заводы и об организации новых ОКБ. Руководителям ОКБ было присвоено звание Главный конструктор.


Г.М.Можаровский

Центром разработки самолетных установок авиавооружения стал завод № 3, где работали ОКБ И.И.Торонова, И.П.Шебанова, А.И.Шульгина и КБ ВВИА Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова. На заводе № 145 работало ОКБ М.Н.Родионова.
Работами по авиавооружению в ОКБ А.Н.Туполева руководил А.В.Надашкевич с конструкторскими бригадами Д.А.Горского, С.И.Савельева и др., в ОКБ П.О.Сухого - В.А.Алыбин, в ОКБ В.М.Мясищева - Н.Г.Волков, в ОКБ А.И.Микояна - Н.И.Волков, в ОКБ А.С.Яковлева - С.Г.Кулагин и Г.Н.Гудименко, в ОКБ Н.Н.Поликарпова - А.Г.Ротенберг и т.д.


Б.Г.Шпитальный


А.Э.Нудельман

Авиационное оружие разрабатывалось вновь созданными ОКБ А.Э.Нудельмана, Б.Г.Шпитального, а также в ОКБ-2, ЦКБ-14, ЦАКБ и др., созданных ранее ОКБ.
Конструкторские организации и серийные заводы пополнились инженерами-механиками по авиавооружению, закончившими ВВИА и МАИ.
Опытное и серийное строительство авиавооружения набирало темп.
Наземные и летные испытания авиавооружения проводились на Научно-испытательном полигоне авиационного вооружения ВВС (НИПАВ ВВС) и в отделе испытаний авиавооружения Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), организованных - первый в 1933 году, а второй в 1920 году.
На НИПАВ ВВС возлагались не только испытания, но и исследования авиавооружения, разработка тактико-технических требований к опытным образцам и системам авиавооружения, руководство опытным и серийным строительством. В НИИ ВВС в основном проводились летные испытания авиавооружения и взаимосвязь с самолетостроительными ОКБ и авиазаводами. В 1942 году НИПАВ ВВС стал называться АВ ВВС, а в 1944 году Управлением испытаний авиавооружения Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС - УИ АВ ГК НИИ ВВС с его начальником генерал-лейтенантом инженерно-авиационной службы М.В.Гуревичем.
Под руководством М.В.Гуревича выполнен ряд важных для перспективного развития авиавооружения, работ. К их числу относится работа по обоснованию систем авиавооружения, выполненных совместно с ВВИА, перспектив развития авиавооружения на период 15-20 лет вперед, в том числе так называемая "Доктрина крупных калибров". Суть этой доктрины заключалась в вооружении истребителей, штурмовиков и отдельных типов бомбардировщиков авиапушками крупных калибров и мощными ракетами с дистанционными неконтактными взрывателями.
Научная отечественная база не только не уступала, но и превосходила все зарубежные работы по вопросам оружия вообще, и авиационного в частности.
Капитальным научным наследием авиационного оружия являлись труды русских ученых артиллеристов по вопросам внутренней и внешней баллистики Н.В.Маневского, Г.А.Забудского, А.Д.Засядко, К.И.Константинова, А.В.Годолина, А.Н.Энгельгардта, Д.К.Чернова и Р.А.Дурляхова.
Неоценимым опытом в строительстве авиационного вооружения были работы Комиссии Особых Артиллерийских опытов (КОСАРТОП) под председательством артиллерийского конструктора В.М.Трофимова с участием академиков А.Н. Крылова, П.П. Лазарева, профессоров Н.Е. Жуковского, С.А.Чаплыгина, Г.А. Забудского, С.Г. Петровича, Н.Ф. Дроздова, инженеров Р.А. Дурляхова, В.П. Ветчинкина, Ф.Ф. Лендера и др.
Работы комиссии привлекли внимание В.И.Ленина, который вместе с А.М.Горьким в конце 1919 года познакомился с некоторыми образцами артиллерийской техники в ГАУ. При ознакомлении с прибором для корректирования стрельбы по самолетам, как свидетельствовал А.М.Горький, В.И.Ленин своими вопросами к изобретателю прибора А.М.Игнатьеву и к членам ГАУ удивил ученых артиллеристов глубиной знаний военного дела вообще и артиллерийского в частности.
Знание военного дела В.И.Лениным объясняется тем, что он наряду с изучением работ К.Маркса и Ф.Энгельса по военным вопросам, изучал труды Суворова, Клаузевица, Наполеона, Леера, Меринга и других военных теоретиков и полководцев.
Большую роль в развитии авиавооружения сыграли труды советских ученых: академика А.А.Благонравова по вопросам проектирования автоматического оружия, начатые профессором Федоровым. Профессоров В.А.Беркалова, И.П.Граве, Н.Ф.Дроздова, Д.Е.Козловского, Г.В.Оппохова, М.Е.Серебрякова, В.Е.Слухоцкого по вопросам боеприпасов к автоматическому и ракетному оружию, баллистике, радиопеленгации и т.д.
Первыми работами по вопросам боевого применения авиационного вооружения были: статья в Вестнике Вооруженного флота (научное приложение) 1925 г. П.П.Хондожко о методах расчета областей возможных атак, обоснования мест установки оборонительного вооружения и построение диаграмм обстреливаемого пространства по градусной сетке; книга А.Н.Лапчинского "Воздушный бой", в которой автор на научной основе рассмотрел тактические приемы, определил основные требования к одноместному истребителю, системе вооружения и его боевой эффективности.
В 1929-1941 г. публикуются труды профессоров Д.А.Вентцеля, В.C.Пугачева, С.С.Рукавишникова, Е.М.Энвальда и Е.В.Агокаса по теории воздушной стрельбы, имевшие большое значение в обоснованном прицелостроении, и в повышении боевой эффективности огня в воздушном бою.
Теория боевой эффективности в ВВС начинала свой путь с 1926 года, когда научно-технический комитет (НТК) ВВС опубликовал работу красвоенлета П.П.Хондожко "О вероятности сбития цели истребителем". В этой книге впервые дан кинематический метод расчета траектории полета одноместного истребителя, атакующего прямолинейно и равномерно летящую цель, с учетом угла упреждения, и определены области возможных атак. Был разработан приближенный метод определения вероятности попадания хотя бы одной пули в цель при стрельбе очередью из пулемета.
В начале 1935 года по заданию Главкома ВВС Я.Н.Алксниса ВВИА совместно с НИПАВ ВВС выполнила большую научно-исследовательскую работу, с постановкой натурного эксперимента, по расчету вероятности поражения цели при стрельбе с одноместного самолета.
В 1938 г. вышла работа профессора В.Л.Гончарова по боевой эффективности техники ВВС и в этом же году ВВИА закончила научно-исследовательскую работу ”Исследование рациональных схем размещения реактивного вооружения на самолетах-истребителях и штурмовиках".
Эти две работы послужили началом внедрения в расчеты вероятности поражения цели "Координатного закона поражения" для боеприпасов осколочного действия, укомплектованными дистанционными и неконтактными взрывателями.
В 1940 году вышла в свет книга полковника В.И.Чайкина "Применение оружия в воздушном бою". Эта книга представляла обобщение научных достижений в области систем вооружения самолетов и ставила перед вооруженческими кадрами ряд проблем, с разрешением которых авиационное вооружение отечественных самолетов и его боевое применение выйдет на рубеж, определенный В.И.Лениным еще в 1920 году. Он говорил, что пока капитализм гораздо сильнее нас, он сможет во всякое время направить против нас свои силы, опять выступить против нас в войне. И нам, поэтому нужно сделаться сильнее...". (В.И. Ленин). Полн. собр. соч.т.27, с.372-373.
Такое военное время приближалось.
В конце 1940 г. приказом Народного Комиссара Обороны СССР маршала Советского Союза С.К.Тимошенко № 0362 определена подготовка авиационных кадров среднего звена. Суть этой подготовки заключалась в повышении уровня профессионального мастерства и знаний авиационного дела летчиками и техниками. Срок обучения летчиков и техников определен четыре года, из них два года теоретической подготовки, год войсковой практики в качестве пилотов и механиков и еще год учебы в военных училищах.
В начале 1941г. после двух лет учебы, около 1000 механиков по авиавооружению 2-го Ленинградского Краснознаменного Военного авиационно-технического училища им. Ленинского Краснознаменного комсомола направилась в авиационные части на стажировку.
Стажировкой стала Великая Отечественная война, в которой на долю вооруженческих кадров выпала большая работа по обеспечению безотказности работы систем авиавооружения в огненном небе над нашей Родиной.
В 1943 году по приказу Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина с фронтов Великой Отечественной войны собрали выпускников 2-го ЛКВАТУ, отправленных на стажировку для продолжения учебы, но далеко не всех. Около 3/4 этих вооруженцев отдали жизнь за Родину на фронтовых аэродромах и в кабинах самолетов в качестве стрелков штурмовиков.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама