Высокое небо
Вверх ] Фотографии ] Комс. Правда ] 17 августа ] Коротко ] Полеты ] [ Высокое небо ]


 

С 17 по 22 августа нынешнего года в небольшом подмосковном городе Жуковском наверняка яблоку будет негде упасть, а небо расколется ревом десятков реактивных двигателей. Сегодня здесь заканчиваются последние приготовления к открытию одного из самых представительных в мире смотров летающей техники
- четвертого Международного авиационно-космического салона (МАКС-99). Об этом событии рассказывает президент оргкомитета салона известный летчик-испытатель, космонавт-испытатель, Герой России Магомед Толбоев.

- Насколько мне известно, Россия в Жуковском в очередной раз собирается удивить мир. Страна, высокотехнологические отрасли которой за рубежом уже не раз не только отпели, но и похоронили, собирается на МАКС-99 показать немало новинок?

- Давайте сначала определимся, что за событие там будет в августе. А будет, по сути дела, последний в этом тысячелетии крупный международный смотр авиационной и космической техники, можно сказать, подведение итогов вековой деятельности человечества в этой области. Приедут представители организаций
и фирм 25 стран. Объединенными национальными стендами, в частности, будут представлены Германия, США и Франция. Ждем не менее 80 тысяч специалистов, представляющих деловые авиационные круги, и не менее полумиллиона зрителей. Мы выставим в Жуковском все новейшие разработки последних лет. Среди них Ил-96Т, который недавно получил американский сертификат, самолет-амфибия Бе-200, пассажирские Ту-334, Ту-204, Ил-114, Ил-103, вертолеты Ка-60, Ка-31, Ми-28Н. Покажем всю гамму модификаций боевых машин семейства «Су» и «МиГ». Участников и гостей салона ожидает одна из самых больших в мире программ авиационных полетов. Зрелище будет высочайшего класса. Вот смотрите, сравнительные характеристики наших машин и лучших зарубежных. Истребители: по техническим характеристикам последние российские новинки Су-35, Су-27КУБ, МиГ-29СМ, С-37 не уступают никому в мире, а по летным качествам и маневренности превосходят всех. В области транспортной авиации у наших Ан-124-100 и Ан-70 безусловный приоритет. Самолеты-амфибии Бе-200 и Бе-103 - и тут у России неоспоримое преимущество.
Не исключено, что на летном поле зрители и специалисты увидят и два летательных аппарата, которые еще никогда и нигде не были представлены широкой публике. Вопрос этот решается в правительстве.

- Один из них, вероятно, тот самый многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ) нового поколения, вокруг которого минувшей зимой было столько шума? Поговаривали, что никакого нового самолета в действительности нет, а есть грандиозная мистификация с целью выколачивания бюджетных миллионов. Так существует МФИ или нет? И если да, то почему его первый полет, неоднократно откладываемый, так пока и не состоялся?

- Скажу как летчик-испытатель: есть в России такой самолет, и его, весьма вероятно, можно будет увидеть на МАКС-99. А что первый полет новейшего истребителя все откладывается - причина известна: денег нет.

- С МФИ разобрались. А вторая новинка?

- О ней, пока нет решения правительства, давайте умолчим (Видимо, имеется в виду С-37 ОКБ Сухого. -Д.С.).

- Хорошо, поговорим о другом. Организация авиакосмического салона - это дорого?

- Не так, как может показаться. У нас ведь есть главное - лучшее в Европе летное поле с практически не ограниченными возможностями показа натурных образцов техники. Многое специально для проведения таких выставок уже построено в прежние годы. Причем мы и тогда, и сейчас понимали, что денег у государства практически нет. Скажем, запланированных для проведения МАКС-99 из бюджета 2 миллионов долларов так пока в оргкомитете никто и не видел. А дело, несмотря ни на что, идет. Как? Вот, скажем, надо привести в порядок дороги. Средств нет. Однако есть ведь федеральные службы, которые обязаны
дороги содержать, есть дорожный фонд. Моя задача - убедить чиновников, что это следует сделать именно в Жуковском и именно накануне открытия салона.

- И как, получается убеждать?

- Получается. Приходится, правда, проявлять напор, даже нахальство. Они ведь там, в правительстве, одну бумажку с этажа на этаж могут катать по десять дней. А для меня нет страха - министр, замминистра. Приходилось и кулаком по столу бить: ты с Героем России разговариваешь или с кем?

- Кстати вы вовсе не похожи на свадебного генерала. Почему именно Толбоев, человек, несомненно, заслуженный, но не обладающий реальной властью, оказался во главе столь неподъемного дела, как организация в нашей стране международного авиакосмического салона?

- Все началось вовсе не с Жуковского. Первую выставку авиатехники я провел
еще в конце 80-х у себя в Дагестане.

- В Дагестане?

- Ну да. Тогда уже на Северном Кавказе назревали сложные политические события, начиналось брожение, которое потом вылилось в чеченскую войну. И Дагестан оказался на грани. Я должен был убедить земляков отказаться от сепаратизма. Как мне, летчику, это сделать убедительнее? Решил показать дагестанцам нашу лучшую в мире боевую технику. Смысл такой: только в единой огромной стране мы способны создавать подобное. А отделимся - останутся в наших горах одни овцы. Так в 1989 году в Махачкалинском аэропорту и на ипподроме мы устроили демонстрацию истребителей Су-27, МиГ-29 и летающего танкера Ил-78. Тогда на своем истребителе осуществил мечту детства - пролетел над родным аулом, над тропами, которыми когда-то ходили я, мой отец. А когда приземлился, рулил по аэродрому с советским флагом. Очень
получилось убедительно.

- А кого и в чем решили убеждать в Жуковском?

- Да поймите - не может Россия без собственного аэрокосмического салона. Мы ведь входим в тройку стран, которые одни только и способны делать любые самолеты и космические аппараты. Надо не просто рассказывать об этом - надо показывать людям. Чтобы гордились Россией. Ну, и иностранцам, конечно, -
чтобы покупали. Кстати, попомните мои слова: через полтора-два десятка лет МАКС станет самым престижным аэрокосмическим салоном в мире. При всем уважении к традиционным мировым выставкам авиации во французском Ле Бурже и в английском Фарнборо потенциал наших конструкторов и авиастроителей несравненно выше. И за рубежом так думают. Не случайно число участников салона в Жуковском растет год от года.

- Для организации подобной выставки необходимо решение правительства. Тогда, в 1991 году, когда Жуковский впервые на своем аэродроме принимал гостей, как удалось пробить все бюрократические препоны?

- Ну, не один же я этим занимался. Ребята помогали - Толя Квочур, Леня Лобас, тоже летчики-испытатели, Герои России. А решила все встреча с Александром Руцким, когда тот был вице-президентом России. Он этой идеей загорелся. Вместе на вертолете облетели район будущей экспозиции. Распоряжение вице-президента и сдвинуло с места всю организационную махину. Между прочим, на собственные демонстрационные полеты мы не затратили ни копейки. Каждому испытателю для совершенствования техники пилотирования положено провести в воздухе определенное количество часов. Мы с Квочуром по
одному такому полету экономили и совершали их во время выставки на глазах у зрителей.

- Теперь многое позади, международный авиакосмический салон в Подмосковье признан в мире и стал традиционным. Что дальше?

- Планов много. Один из самых важных хочу впервые обнародовать в «Труде». Оргкомитет готов предложить правительству и мэру Москвы Юрию Лужкову в июне следующего года провести в Жуковском глобальную выставку «Оружие России-2000». Она должна стать своеобразным смотром достижений нашей оборонки на пороге следующего тысячелетия. Привезти сюда все: наши лучшие самолеты, танки, орудия, боевые машины. Показать их народу и миру. Ничего подобного не было ни у нас, ни за рубежом. Пора вспомнить, что в великой стране живут великие мастера.

Труд, 24.07.99
 

Реклама