Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 4. Ракетное и арт.вооружение в период ВМВ

 

Глава 4. Ракетное и артиллерийское вооружение самолетов в период второй мировой войны (1939-1945 г.г.)

4.1. Выводы.

 

1. Опыт, приобретенный в предвоенных воздушных боях в Испании, Китае, Монголии и в Финскую кампанию, обогатил знаниями конструкторские организации авиационной и оборонной промышленности при создании боевой техники.
К началу войны в серийное производство были запущены новые самолеты с боевыми характеристиками, не уступающими лучшим самолетам Германии.
Система вооружения новых самолетов превосходила германские самолеты по секундному залпу и по эффективности действия пуль и снарядов при встрече с целью . 23 мм авиапушка ВЯ не имела себе равных в системе вооружения самолетов всех капиталистических стран и успешно применялась всю войну на штурмовике Ил-2.
2. Боевая живучесть новых отечественных самолетов, особенно штурмовика Ил-2, превосходила германские. Рациональное размещение уязвимых агрегатов и их защита от поражающего действия пуль и снарядов противника обеспечивали живучесть самолета при множестве пробоин от пуль и осколков снарядов. Специальная конструкция бензиновых баков, дельта-древесина планера самолета и наддув надтопливного пространства баков инертным газом значительно повышали пожаростойкость самолетов.
Создание экранированной брони, защищающей летчика, мотор и другие, жизненно важные агрегаты, в несколько раз снизило пробивное действие бронебойных снарядов противника.
3. Авиационные пулеметы и пушки боевых самолетов, постоянно улучшались в направлении повышения надежности в стрельбе и эффективности действия пуль и снарядов по цели.
Совершенствовались, состоящие на вооружении, авиапулеметы ШКАС, УБ-12,7 и авиапушки ВЯ и ШВАК.
Большая работа проведена по внедрению на самолеты скорострельных авиапулеметов Ультра ШКАС и СН с темпом стрельбы от 3000 до 6000 выстрелов в минуту.
В ходе войны приняты на вооружение самолетов 20мм синхронные авиапушки ШВАК, 20мм авиапушки Б-20 в трех вариантах - турельная, синхронная, крыльевая, 37 и 45мм авиапушки НС-37 и НС-45, являющиеся непревзойденными мощными авиапушками в мире.
Высокая боевая эффективность авиапушек НС-37 и НС-45 послужила обоснованием доктрины крупных калибров в ВВС. В соответствии с этой доктриной, поддержанной ГКО, к концу войны разработаны и испытаны авиапушки калибром 45 и 57 мм для стрельбы на больших дальностях от цели. На основании анализа боевой эффективности авиапушек и их реакции на конструкцию самолета при стрельбе, ОКБ-16 в 1944 году разработана облегченная 23мм авиапушка НС-23 и в 1945 году принята на вооружение самолетов в двух вариантах - крыльевом и синхронном. Ею вооружались штурмовики Ил-10-четыре авиапушки и истребители Ла-9 и Ла-11 с тремя синхронными авиапушками. Вооружение этих истребителей было также самым мощным в мире.
Германские авиационные пушки и пулеметы значительно уступали нашим. Немцы в ходе войны вынуждены были снять с вооружения многие образцы пулеметов и пушек и ввести на вооружение 10 новых образцов авиационного оружия, которые не превосходили отечественные авиапушки ни по одному из наиболее важных боевых показателей.
Авиационные пушки и пулеметы наших союзников США и Англии, также уступали отечественным.
Надежность в стрельбе отечественных авиапушек, особенно, НС-37, НС-45 и НС-23 была исключительно высокой - задержек в стрельбе по вине оружия не было. Это придавало летчикам уверенность в воздушном бою.
4. Боеприпасы к авиационным пушкам и пулеметам обеспечивали бронепробивание, зажигание топлива, масел и агрегатов конструкции самолетов на основе алюминиево-магниевых сплавов и разрушали конструкцию самолета.
Бронепробиваемость 7,62мм пуль на дальности стрельбы 200 м достигала 12 мм;12,7мм пуль- до 25 мм на дальности 100 м; 20мм снарядов - 20 мм на дальности стрельбы 400 м; 23мм снаряд - 25 мм на дальности 400 м; 37мм снаряд - до 40 мм и 45мм снаряд - до 50 мм на дальности стрельбы 400 м. 23мм, 37мм и 45мм бронебойно-зажигательные снаряды оказали большую помощь в уничтожении штурмовыми ударами немецко-фашистских танков и других бронированных наземных и морских целей.
Осколочно-фугасное действие снарядов характеризовалось количеством попаданий в самолет. Для сбития самолета противника требовалось 5-6 попаданий 20мм снарядов, 3-4-23мм и 1-2-37,45мм снарядов.
Боеприпасы авиапушек Германии значительно уступали отечественным, за исключением 30мм снарядов фугасного действия к авиапушке МК-108-А3, появившейся в конце войны. Этот же снаряд по эффективности действия по цели был слабее нашего 37 мм осколочно-зажигательного трассирующего снаряда, но мощнее 23мм ОЗТ снаряда под авиапушку ВЯ.
5. Установки под авиационные пушки и пулеметы, созданные в предвоенный период и в ходе войны, отличались жесткостью лафета под оружие, простотой конструкции и вполне приемлемыми эксплутационными качествами.
Техническое рассеивание пуль и снарядов при стрельбе из неподвижно установленного оружия находилось в пределах 3-5 тыс., а с подвижного оружия - 6-8 тыс. дальности.
Время на подготовку установок к боевому полету не превышало 20 мин.
Время на открытие огня 0,0049-0,0073с.
Угловая скорость подвижно установленного оружия на турелях при оборонительном огне была не менее 50 град/с.
Боекомплект установок обеспечивал ведение непрерывного огня до 1 минуты.
Секундный залп постоянно нарастал. Для синхронных установок самолета Ла-5 он был равен 1,76 кгс, а Ла-7 - 3,36 кгс. Установки всех видов отличались высокой надежностью и живучестью в воздушном бою.
6. Ракетное вооружение самолетов, опробованное в воздушных боях 1939 года, являлось весьма эффективной боевой зарядкой самолетов - штурмовиков для стрельбы по наземным целям.
Для стрельбы по воздушным целям 82мм реактивные снаряды РС-82 с дистанционным пиротехническим взрывателем в воздушных боях себя не оправдали и были сняты с вооружения истребителей в начале войны.
В ходе войны созданы 132мм реактивные снаряды М-13 и М-13УК улучшенной кучности, что резко повысило эффективность огня отечественных штурмовиков.
В Германии, США и Англии реактивные снаряды, предназначенные для вооружения самолетов, появились только в конце войны.
7. Стрелковые авиационные прицелы по своим качествам представляли собой простые визиры, обеспечивающие прицеливание по воздушным и наземным целям с глазомерным определением поправок с помощью упредительных колец, перекрестия и дальномерных штрихов, находящихся в после зрения стрелка.
Основными прицелами воздушной стрельбы были коллиматорные прицелы ПБП-1А и ПБП-1Б для истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков с неподвижно установленным оружием и коллиматоры К-8 и К-10 в системе полуавтоматических прицелов подвижных стрелковых установок штурмовиков и бомбардировщиков.
Все авиационные и стрелковые прицелы, рассчитаны на дальность стрельбы 400 м. Летчики - истребители сбивали самолеты врага на дальности стрельбы 50-100 м под курсовым углом в задней полусфере не более 2/4 ракурса. Причем, мастерство воздушному бойцу приходило только после тщательных и настойчивых тренировок в прицеливании на тренажерах по силуэтам самолетов противника, представленных под различными ракурсами.
К концу войны созданы первые отечественные авиационные стрелковые прицелы и радиодальномеры к ним, автоматически учитывающие основные поправки воздушной стрельбы, оставляя на долю воздушного бойца слежение за воздушной целью, наложенной на нее центральной маркой сетки прицела. К сожалению, такие прицелы приняты на вооружение после войны.
Авиационные стрелковые прицелы самолетов фашистской Германии практически не отличались от отечественных.
8. Боевое применение оружия воздушного боя в начальный период войны велось по всем правилам теории воздушной стрельбы, инструкций и памяток тщательно изученным летчиками в период мирного времени. Однако стрельба по воздушным целям на расчетных дальностях и более, не приводила к желаемому результату.
По самолету врага расстреливался практически весь боекомплект, а он продолжал полет.
В этом случае отважные летчики шли на таран.
Не редко большая дальность открытия огня использовалась врагом для ответной атаки, заканчивающейся сбитием нашего летчика, увлекшегося стрельбой.
Начальный период войны послужил наглядным уроком большинству воздушных бойцов. Печальный опыт воздушной стрельбы стал переломным этапом в подготовке летчиков к бою.
Летный состав осваивал практические рекомендации наиболее опытных летчиков, суть которых сводилась к следующему:
- уметь выбрать момент для атаки с небольшим курсовым углом;
- точное прицеливание с выносом точки прицеливания во втулку винта;
- открывать огонь на дальности 50-100 м;
- в момент стрельбы не маневрировать.
Постоянные тренировки, осмысливание теории воздушной стрельбы и выдерживание практических рекомендаций незамедлительно сказались на результатах воздушных боев.
Если соотношение сбитых самолетов в начале войны было в пользу немцев, то в 1942 г. оно выровнялось, а к концу войны стало несоизмеримо больше в пользу наших летчиков.
В итоге войны потери наших самолетов в воздушных боях были на 10% меньше потерь немецко-фашистских самолетов.
Победа в воздушных боях обязана мастерству воздушных бойцов, хорошему качеству отечественных самолетов, мощной и надежной системе вооружения самолетов, как оружию воздушного боя, принудивших к краху хваленых, опытных люфтваффе Германии.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама