302 обато

Главная >> История >> 302 обато

 

 

Обеспечение теплом


Вновь прибывший командир 302 обато м-р Иванченко принимает командирский автомобиль. п.Налайха, МНР, 1978 г.

 

Большое значение в обеспечении полетов в сложных климатических условиях имеет такой фактор, как создание тепла в казармах личного состава, служебных помещениях, сооружениях на аэродроме и городке, где проживали семьи военнослужащих.

У нас было три котельных: на аэродроме, в служебной зоне и жилом городке. За зиму котельные потребляли 8 тысяч тонн угля. Уголь приходил железнодорожным транспортом по 30-35 вагонов. Для разгрузки привлекался личный состав, разгрузка происходила круглосуточно. Расстояние до станции разгрузки составляло 25 км. Такого количества транспорта для перевозки личного состава у нас не было. Приходилось обращаться за помощью к строителям. Прямо на станции ставили палатки для личного состава, питание организовывалось с полевых кухонь. А когда начинался отопительный сезон, становилось еще труднее. Все трубы отопления были проложены над землей (вечная мерзлота!). Температура наружного воздуха была в основном -40-45°С, а Новый 1976 год встречали с температурой 49.9°С. Приходилось организовывать круглосуточное патрулирование теплотрасс с целью своевременного обнаружения аварийных участков. Люди спали по 3-4 часа! Но за пять лет службы не было ни одного сбоя в теплоснабжении гарнизона. Правда, иногда при сильных морозах в помещениях все равно было прохладно, особенно в солдатских казармах. Они были деревянными сборно-щитовыми и ветер их продувал насквозь.

Пережили мы зиму и начали думать что делать, чтобы было теплее. Для утепления помещений нужны были пиломатериалы, а их взять было негде. Поездил я по аэродрому, по складам и обнаружил на бомбоскладе большое количество бомботары. Раньше мы ее сжигали. А тут отличный пиломатериал: бруски 60х60 мм и длина 1.20м. Мы организовали небольшую пилораму и начали распускать бруски на узкие рейки (дранку). Ими мы оббили стены казарм, а сверху оштукатурили. За лето мы оштукатурили все казармы и штаб, затем нанесли на стену «шубу» из цемента. Получилось красиво и тепло. На реке накопали кустарник и высадили его у казарм и штаба. За лето кустарник разросся, и получилась хорошая зеленая изгородь. Женщины, работающие в штабе посадили в палисаднике цветы, поливали, ухаживали. Было очень красиво. Затем у реки выкопали большие валуны, привезли их в гарнизон и оборудовали фонтаны. Воду включали в жаркую погоду и по вечерам. Бомботару также использовали для создания уюта внутри казарм. Изготавливали фигурные рейки, которыми обивали стены, изготавливали этажерки и т.п. А когда по виду 1 (за счет подсобного хозяйства) приобрели ковровые дорожки, в казарму вообще приятно стало зайти. На подведении итогов боевой подготовки за 1975 год начальник штаба 23ВА генерал-армии Герой Советского Союза Лезжов Иван Иванович отметил нашу часть в лучшую сторону.

Один раз приехал в гарнизон Командующий 39 общевойсковой армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Петровский (он от нас улетал). До самолета было еще время, и мы стояли, разговаривали перед штабом. Тут он спросил, где туалет. А в штабе туалета не было. Пришлось его вести в казарму аэродромно-эксплуатационной роты. Когда он туда зашел, то просто поражен порядком, глазам не верил. В туалете стояли цветы, запахов неприятных нет, везде ковровые дорожки. По возвращению в часть Командующий собрал Военный Совет по этому вопросу и направил к нам целую делегацию во главе со своим начальником штаба. Нам все это было конечно приятно. Всех старшин я после этого поощрил.

©   А.Королько 2006

Дата публикации: 17.12.2013
Автор:
Александр Королько

Назад Вверх Следующая

Реклама