302 обато

Главная >> История >> 302 обато

 

 

Организация питания личного состава


Начальник штаба обато м-р Королько А.Н. беседует с л/с роты охраны.
г.Мелитополь, 1972 г.

 

Рацион питания личного состава, проходящего службу в сложных климатических условиях, был усиленным. Продукты поставлялись централизованно из Советского Союза и предприятий военной торговли. Овощи поступали в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом. В Монголии холода начинались рано и часто овощи, особенно капуста, приходили мерзлые. Соседние части мерзлую капусту выбрасывали, а у нас было организовано ее хранение в неотапливаемых хранилищах и она хорошо сохранялась до первого тепла. А на качестве приготовленной пищи это не сказывалось. Хорошая капуста складывалась в сетки и подвешивалась к потолку в овощехранилищах. Так она хранилась вплоть до мая следующего года. Картофель тоже поставлялся в основном, когда наступала дождливая погода и, естественно, закладывался на хранение мокрым. Был случай, когда в соседней части уже в январе летчиков кормили сухим картофелем, а по тем временам это был из ряда вон выходящий случай! Мы поступали по-другому. Картофель складывался в «гурты» и сверху посыпался толстым (до 10см) слоем негашенной извести. И так хранился до мая следующего года. Остатки картофеля было принято решение посадить на бомбоскладе. Благо там противопожарная полоса постоянно была вспахана. Мы получили хороший урожай и когда соседние части свежие овощи еще не получили, наши летчики кушали молодой картофель. А это здорово влияло на моральное состояние летного состава, а у нашего – ещё и гордость за свою часть.

Нормы питания были достаточными для нормального питания личного состава, но мы старались даже в наших условиях их разнообразить. Для этого было организовано подсобное хозяйство. Когда я принял часть, на подсобном хозяйстве свиней не было, а было 6 голов крупного рогатого скота. Впоследствии поголовье было доведено до 250 голов свиней и 26 голов КРС. Для того чтобы содержать такое количество скота, необходимы определенные условия. Нами был построен коровник и свинарник хозяйственным способом с автономным отоплением. Провели трубы большого диаметра вдоль стен, поставили 250 л металлические бочки, а в бочки поставили электротены. Помещение обогревалось очень хорошо в любую погоду. А для того, чтобы коровы хорошо давали молоко, их нужно хорошо кормить! Летом мы их пасли в поле (благо территории хоть отбавляй), а на зиму заготавливали сено (аэродром ведь все равно необходимо окашивать). Заготавливали до 1 вагона сена, а два вагона получали централизованно из Союза. За сеном приходилось посылать своего представителя в Сибирь. Легко ничего не давалось! Есть хорошая пословица: «Под лежачий камень вода не течет!» Для хранения кормов опять приходилось строить помещения. И все хозспособом! Свиней кормили отходами из столовых. Ведь у нас их было три. Так что кормов хватало. Хлеб выпекался на собственной пекарне ежедневно. Он всегда был свежим и вкусным. Пекарней руководил прапорщик, а пекари были солдаты. На нашу пекарню приезжали учиться выпекать хлеб из других гарнизонов. Каждому семейному офицеру и прапорщику было положено 18 булок белого хлеба и 12 булок черного хлеба в месяц. Хлеба хватало всем.

Надой молока составлял 25 тысяч литров в год. Летному составу было положено по норме 200 грамм молока в день, а у нас его пили сколько хотели! Но летчикам положено еще и сметану и творог, которые ранее мы получали в округе и возили самолетом! Перебои случались частенько, ведь и погода может быть не летной и т.д. Когда я был в отпуске, увидел в продаже в деревне сепаратор. Я, конечно, не раздумывая, купил его и привез в часть. Сначала пришлось научиться им пользоваться, но впоследствии все пошло нормально. Сметаны и творога было так много, что мы получили разрешение продавать его жителям гарнизона. Ведь в магазинах молочных продуктов не было, а как прожить маленьким детям без молока? Как-то приходит сын и рассказывает, что на магазине висит объявление: «У красного командира Королько продается в неограниченном количестве сметана и молоко!» Кто-то, конечно, пошутил, а я снял и оставил себе на память. Средства, полученные от подсобного хозяйства, шли на улучшение питания личного состава, а 50% в фонд командира части. В части имелись две теплицы, которые располагались у котельных, где были вода и тепло. В теплицах выращивалась зелень, помидоры и огурцы. Свежие овощи были круглый год. Весь выращенный урожай шел на стол летному составу в качестве дополнительного питания. К каждому празднику каждый летчик получал на стол по 50 грамм украинской домашней колбасы, пару листиков зеленого лука, пару веточек петрушки и пару веточек укропа. Это знал каждый летчик, и всегда очень благодарили. Когда возникали перебои с поставками мяса из Союза, мы забивали свиней с подсобного хозяйства и обеспечивали мясом летный состав. За счет фонда командира части, полученного от подсобного состава, выдавался дополнительный паек личному составу караула и выездным командам. В праздничные дни для солдат закупались фрукты, печенье и другие сладости. Личный состав срочной службы был очень доволен.

Когда я прибыл в Монголию и принял часть, авиационный полк был вооружен самолетами МиГ-17 и полком командовал подполковник Чайка Владимир Иванович. Мы с ним работали в основном на аэродроме, и в бытовые нужды он не вникал. На его замену прибыл полковник Кудряшов Виталий Иннокентьевич. Пошли мы как-то с ним в столовую летно-технического состава. Здание столовой было деревянным сборно-щитовым и состояло из двух помещений. В одном помещении питались летчики, а в другом – техники. И конечно было тесно, в одну смену все поесть не успевали. На входе столовой нам встретился технический состав, который начал жаловаться новому командиру на эти неудобства. Я сказал, что мы что-нибудь придумаем. Предложил командиру полка пройти за столовую, где у нас располагалась котельная, а там огромные терриконы шлака! Строительный материал лежал – только подними. Командир спросил что нужно. Я попросил выделить 12 человек солдат, а я выделяю старшего и мы сами построим столовую за три месяца! Он согласился, но не поверил. На следующий день собрали команду, выделили самосвал и начали строить. Песко-гравийную смесь возили с близ лежащей речки, мешали ее со шлаком, а цемент, по моей просьбе, нам выделила инженерно-аэродромная служба тыла 23 ВА. Через месяц уже была готова «коробка» столовой, которую мы поставили прямо к двери варочного цеха существующей столовой. А еще через два месяца столовая вступила в строй. Она была рассчитана на 120 мест, столы стояли в 4 ряда по 4 человека за столом, в столовой была большая раздевалка и умывальник. Пиломатериалы на строительство доставали (думаю не надо объяснять как) у гражданских строителей. За счет средств подсобного хозяйства купили тюль и шелк для штор. В общем, хорошая столовая получилась, недовольных больше не было. В старой столовой остался только летный состав, сделали там хороший ремонт, поставили новую мебель, столики на 4 человека. У каждого летчика было свое место. Для летного состава готовилось 4-5 видов первого блюда и 5-6 второго. Утром, после завтрака, на специальном листочке каждый летчик делал заказ, что он хотел бы кушать завтра. Никаких проблем и вопросов по питанию летного состава не возникало. У нас был один принцип – все для летного состава! Руководство монгольской авиации построило для своего летного и инженерно-технического состава свою столовую. Все офицеры перешли в свою столовую, а летчики уходить не захотели и остались в нашей столовой, потому что привыкли к хорошей и вкусной пище.

Для отдыха летного состава в живописнейшем месте, на берегу реки Тола, прямо на сопке был построен профилакторий. Места действительно заповедные. Весной цвел багульник, полевые цветы, воздух чистый, на реке прекрасная рыбалка. Летный состав размещался в двухместных номерах, отдых длился 10-12 дней. Как правило, отдыхали звеньями или эскадрильями. После такого отдыха и летать хорошо.

©   А.Королько 2006

Дата публикации: 22.08.2010
Автор:
Александр Королько

Назад Главная Вверх Следующая

Реклама