Афганский дневник

Главная >> История >> Афганский дневник >> Часть 4. Баграм - июль

 

 

 

Часть 4. Баграм - июль 1983 г.

1 июля 1983 г. На день у нас пока всего две цели. По первой с рассветом лечу на спарке впереди ударного звена, вместо САБов вешаю ФАБ-250. Перед вылетом приезжает разведчик и на фотопланшете (плановой фотографии района) показывает цель, он же будет на вертолете целеуказания. Правда, не ясно, зачем сейчас целеуказание с вертолета, но в распоряжении вертолетчикам приказано указать. Взлетаем, разворот влево, выходим к Чарикару. Вот и цель - квадратная крепость между двух дорог. Вертолетчики обозначают место в полукилометре от цели. Захожу на бомбометание, угол великоват, после сброса вижу, что перелет! Далее по цели работает звено п/п-ка М. Степанова с ФАБ-500. Взрывы справа, слева цели, но не ближе 20 м. В мирное время – отличный норматив, но сейчас цель практически невредима. Звено заходит на стрельбу из пушки по дополнительной цели – садику вблизи дороги (перед вылетом попросили разведчики – только что оттуда обстреливалась дорога). На земле разбираем полет. Основной недостаток – низкая точность бомбометания, отличные нормативы мирного времени сейчас не подходят. Хотя, реально наряд сил по такой цели должен быть в два раза больше, и вместо 2 ФАБ-500 надо было бы использовать 4 ФАБ-250 в двух заходах. Цель поражается, как правило, при прямом попадании. При взрыве 500 кг бомбы даже в 20 метрах от глинобитного дувала, стены не разрушаются, а лишь немного повреждаются крупными осколками (остается ли что живое внутри внутри, неясно). Расшифровка фотографий результатов удара в этом случае показывает, что цель не поражена.
Сегодня 145 иап уже не летает, готовится к перелету домой.
В 10-50 вылет восьмерки по цели в н.п. Харнабуль в 30 км Ю.В. Кабула. Интервал между звеньями -5 минут. Вертолет обозначает цель значительно южнее, однако мы, имея при подготовке фотопланшет цели, сразу ее находим. На этот раз удар точен, три прямых попадания, уходим после сбора наверх и наблюдаем атаку второго звена. Взрывы, расходящиеся круги ударной волны, столбы дыма, всплески пыли от падающих крупных осколков. На выводе из пикирования летчики выполняют отстрел инфракрасных ловушек, предназначенных для подавления (перенацеливания) головок ПЗРК. Пока у духов ракет немного, было несколько случаев пуска «Ред Ай» или «Стрел-2». «Стрелы», говорят польского производства, когда-то поставленные то ли Египту, то ли кому-то еще. Солнце уже высоко в этом случае огонь с земли не виден. Когда зенитные установки стреляют из тени, с высоты хорошо видно дульное пламя, похожее на электросварку. В сумерки видны еще и трассеры, расчерчивающие полосами темное пространство наступающей ночи. В основном у духов 12,7 мм ДШК, 14.5 мм крупнокалиберные пулеметы, есть и 20 и 23 мм зенитные пушки, почти все из Китая. Однако попасть с земли в такой маленький самолет, как МиГ-21 на скорости 1000 км/ч, совсем не просто. Эффективная дальность стрельбы составляет 1000-1200 метров, т.е. цель практически не входит в зону огня. Уйдя вверх, на высоте 3000-4000 м самолет «растворяется» в ярком небе и практически не виден. Атака с разных направлений не позволяет вести заградительную стрельбу. На предельно малой высоте самолет хоть и находится доли секунд в поле зрения, но углы упреждения при этом немыслимы для обычного человека – стрелять надо с упреждением почти в километр.
На посадке у ст. л-та Путятина разрушился правый пневматик – сказывается влияние высокогорья, скорости взлета и посадки повышенные. На взлете самолет с тонной бомб отрывается после пробега 2300-2500 м, хорошо, что полоса здесь длинная. На посадке летчик удержал самолет на полосе, но куски от колеса повредили отклоненный закрылок, его надо менять. Разбираем вылет, цель поражена, ясно, что при наличии фотопланшета целеуказание с вертолетов совершенно не нужно, они должны стоять в стороне в целях ПСО.
На завтра дают 5 ударов – нас интенсивно вводят в строй.

2 июля 1983 г. Вместо пяти ударов вынужденное безделье. Утро встретило мглой, гор вокруг не видно. Всю ночь дул сильный ветер, пыль с севера перевалила через горы, в долине она стоит до высоты 5000м. К 9 часам утра ветер усиливается, пыль уже везде, в воздухе, на полу, стенах, скрипит на зубах и зудит в носу. Особенно досадуют на погоду улетающие домой, сегодня должны прийти для них транспортные самолеты, но аэродром закрыт. Используем время для изучения опыта действий авиации. У наших предшественников 145 иап в воздухе была одна боевая потеря весной. В кабульской эскадрилье на МиГ-21Р за прошлый год четыре потери и три погибших летчика. Больше всего, конечно, достается вертолетчикам.
Встретил на аэродроме своего бывшего командира эскадрильи в 773 иап в Дамгартене подполковника Павла Ивановича Сименко, он здесь советник в истребительном полку.

3 июля 1983 г. Ночью ветер утих, белые вершины окрестных гор и отличная видимость. Выполнил сегодня два удара. Первый, в районе Бамианского ущелья (н.п. Дахани Барми), звеном по 4 С-24. Второй, в районе н.п. Хайран, склад в двух домах на окраине поселка. Целеуказание снова бестолковое, после пятиминутных объяснений, выполняем удар, прямое попадание в ФАБ-500 в северный дом. После посадки разбор вылета, который проводит представитель ВВС в ОГ ВС СССР заместитель начальника ГШ ВВС генерал-полковник И.Ф.Модяев, он смотрел на нас с Ан-26РТ. Мужик вполне адекватный, в войну воевал на истребителе, в принципе, все замечания верны. Четвертый – шестой удары приходится отбить из-за ветра.

4 июля 1983 г. Один вылет утром. Летим парой с В. Скворцовым, зарядка по 4 С-24. За нами увязался на спарке нач. отдела ИА ВВС ТуркВО генерал Г.Колодий. Как всегда, когда следят сверху и хочется сделать лучше обычного, ничего не получается. Вертолетчики сначала указали цель на севере кишлака Раннее утро, против солнца нечего не видно. Доворачиваюсь, чтобы пикировать по солнцу, при интенсивном развороте теряю скорость, да и угол маловат, в результате даже на меньшей высоте пускаю 2 С-24 с недолетом. Вдруг вертолетчики начинают рассказывать про цель уже на востоке. Несколько минут уходит на вопросы и объяснения, наконец, цель вроде бы опознана, но на этот раз снаряды рвутся справа от нее. Вылет впустую, плюс «фи» от генерала!

Командир звена капитан Витя Скворцов, комэск 1аэ п/п-к Миша Степанов и его ведомый майор Толя Черноволод

Сегодня 145 иап улетает домой. Прощаемся с летчиками на стоянке, теперь мы единоличные «хозяева» местного неба. После их отлета окончательно переселяемся на постоянные квартиры и потихоньку обустраиваемся. Живем в щитовом домике-модуле по звену в комнате, тем же составом, что и летаем. Командир располагается отдельно в походном домике - «бочке» на колесах рядом с КП. Условия у нас вполне нормальные, комнаты по 30 м², с небольшим предбанником-кухонькой, в каждой комнате кондиционер, холодильник. Вода есть постоянно, рядом скважина. Разобрали с некоторым недоумением, свои ящики, которые привезли на транспортном самолете. И зачем все это брали? Вспомнили недобрым словом наших «советчиков» из Минска. В результате пересчета на четверых оказались следующие запасы: мыла туалетного – 50 шт. хозяйственного - 47, зубной пасты - 56 тюбиков, одеколона - 23 флакона, стирального порошка – 15 кг, кипятильников - 5, один керогаз, один примус, две электроплитки, 10 пачек макарон и полкубометра консервов. Голодная смерть в ближайшее время нам не грозит, особенно если учесть, что питаемся в летной столовой. Столовая, конечно, не та, что дома, все продукты привозные. Вместо мяса, как правило, куры или тушенка, молоко и творог из порошка, из натуральных продуктов капуста и огурцы. Есть и совсем экзотические продукты: картофельное пюре из сушеного картофеля, консервированная вареная картошка в стеклянной таре, сыр в консервных банках, светлый тугоплавкий шоколад.

5 июля 1983 г. Утром «оттаивали» штурмана от кровати, Виталий от радости, что, наконец, спит с кондиционером, поставил его на максимум, «приморозился» сам и заморозил нас.
Два плановых вылета. Первый на облет самолета после смены закрылка после разрушения колеса у Путятина. Надо проверить в полете работу системы СПС, заодно немного показать местным летчикам, что мы что-то умеем - за десять дней при ежедневных полетах ни один род авиации здесь никто над полосой еще не пилотировал. После проверки закрылка кручу пилотаж над стартом с высоты 300 м: вираж на форсаже, горка с переходом в вираж, пикирование, горка, переворот на горке, петля поворотом, двойной восходящий разворот с полубочкой вниз, полупереворот, горка с двумя фиксированными через четверть оборота бочками.
Второй вылет выполняем звеном (по 4 С-24 у каждого) по цели в районе Митерлама. Вертолетчики вместо цели в Меразибанде обозначают цель 3 км северо-западнее (н.п. Гандалаш). Немного препираемся и бьем по указанной цели, причем довольно точно. Делаем круг над целью, но ничего уже не видно, ветра нет, все закрыто пылью и дымом.
К обеду дают еще одну цель, по данным разведки в н.п. Чакарай, в 40 км Ю-В Кабула в 17 часов намечается совещание главарей банд. Удар в 17-10, летит пара старшего штурмана Виталия Евтухова с С-24, я пристраиваюсь к ним на спарке с РБК-250 (РБК-250 АО-1 (Разовая Бомбовая Кассета) - элемент авиационного вооружения ("кассетная бомба") калибра (массой) 273 кг, снаряженный 150 осколочными боеприпасами AO-1. Общий вес боевой части кассеты 150 кг. Площадь поражения – 4800 кв. м. - ред.). Выходим в район, вертолетчики довольно точно обозначают цель – отдельно стоящие два дома, вокруг большой сад, на востоке голый бугорок. Виталий и Игорь выполняют по два захода, стрельба точная - по обоим зданиям прямые попадания. Целеуказатель просит отработать по саду, сбрасываю туда 2 РБК-250 АО-1сч – в них несколько сотен килограммовых осколочных бомб. После раскрытия кассеты на всей площади сада возникают мелкие вспышки, и он тонет в облаке пыли.
Вечером с Виталием идем в гости к Толе Рыбченко, нашему сослуживцу по Березе, сейчас советнику командира эскадрильи в афганском полку на МиГ-21. Проходим в городок, где живут афганские военные. Тут уж действительно в другой стране. Грязные дети, кухни с плитами на дровах на улице, запасы дров из бомботары на балконах. «Рыба» живет в двухэтажном доме, где только наши. Рядом небольшой бассейн, собака на длинной цепи. Внутренность двух комнат коммуналки под стать всему городку, где часть военных, в том числе офицеров, живут в глиняных землянках без света и воды. Посидели, выпили принесенную с собой бутылку сухого вина и по капле коньяку (Толя капал его в наши рюмки в другой комнате). Удивил, хотя нам конечно больше и не хотелось, рано утром летать. Вообще-то советники, при меньшей работе, и жизни с семьей, получают в несколько раз больше нас. Толя на боевом самолете (МиГ-21ПФ) вообще не летает. Пока не стемнело, пошли домой. У местных сейчас что-то вроде нашего поста (месяц рамадан), в светлое время нельзя ни пить, ни есть, и вообще ничего нельзя. Особенностей религиозной направленности здесь хватает. Утром, днем и вечером солдаты и офицеры на маленьких ковриках молятся по всему аэродрому.

6 июля 1983 г. Рано утром летим в Бамиан, там недалеко от вертолетной площадки склад оружия и скопление духов. Выходим в район цели и с высоты пытаемся найти ее по описанию из боевого распоряжения. Вроде бы вот три отдельных дома вблизи реки, поля с северо-востока и юга. Вертолетчики сбрасывают САБ в 400 м восточнее, но после дискуссии оказывается, что мы не ошиблись. С-24 перепахивают цели – стрельба довольно точная, в довершение Виталий сбрасывает 2 РБК-250. Второй вылет в район Джелалабада в 7 часов отбивают сверху, до 15 часов делать практически нечего. Понимаем, что главная проблема нашей жизни в убивании времени между полетами, и, особенно, вечером. Погода каждый день стоит совершенно одинаковая 0 баллов, видимость более 10 км, реально все 50, день ото дня отличается лишь силой северо-западного ветра. Сказать, чтобы было очень жарко, нельзя, обычно днем +32-35º, редко до 38º. По данным метео, в Кандагаре днем сейчас +-45 бывает и выше.
Внес личную «доработку» в прицельное оборудование самолета - из обычной резинки для трусов сшил петлю - держатель для карты. Теперь сложенную в нужном месте километровку цели можно прикреплять к подушке оптического прицела - очень удобно, карта не на коленях, а перед глазами. Рекомендовал доработку всем летчикам.
Виталий день провел со своими баллистическими таблицами, пересчитывал углы прицеливания для различных бомб. Говорит, что наши предшественники не в полной мере учитывали высоту сброса, получалось, что углы прицеливания должны быть на 10-20´ меньше, еще для большей точности можно учесть превышение высокогорной цели, это еще минус 10 минут на 1000 м.

Старший штурман в истребительном полку – особая должность. Штурман полка должен быть специалистом в тех областях, вникать в которые у простых командиров-летчиков не хватает времени, опыта, а, иногда и знаний. Поэтому хороший штурман в полку ценился очень высоко. Без него ни один перелет, ни одна перегонка, сколько всех необходимых согласований, одна инструкция по производству полетов на аэродроме, которую надо переделывать по случаю разных причин, обычно раз в три года тянет на сотню листов с картами.

Слева начальник разведки майор Игорь Долгих, справа штурман полка Виталий Евтухов

Старший штурман 927 иап Виталий Евтухов, был и асом своего дела, и отличным летчиком. Он был из той категории, которые ищут, как сделать и делают, а не ищут причину, почему сделать это невозможно. Окончивший Харьковское ВВАУЛ и послужив в 36 ВА в Венгрии, он прошел школу подготовки к воздушным боям по программе «Кавказ» в Марах и год провел в Египте. Реальных боев в то время уже не было, но напряженное ожидание, подготовка к боям и полеты без ограничений заложили хорошую основу. При возвращении Виталий немного опоздал на самолет домой – случилась расслабуха по поводу прощания с Африкой, Александрийская экзотика – когда еще увидишь? После прилета Виталий получил назначение в 927 иап, в Березу. Путь лежал через Минск, там в банке выдали заработанные за год Египте деньги в виде чеков Внешпосылторга – полный штурманский портфель, на две «Волги». Время до поезда в Березу Виталий решил скоротать в одном из лучших Минских ресторанов. Доза, по случаю возвращения на Родину, противоречила штурманским расчетам, и портфель с деньгами был оставлен в ресторане на стуле. При посадке в поезд Виталий обнаружил потерю и рванул на такси назад. К счастью, строгий штурманский портфель не привлек особого внимания и оставался на месте. Проверка содержимого в присутствии официантов повергла последних в шок, но за сохранность были выданы щедрые чаевые. По приезду, Виталий, тогда еще командир звена, приобрел заветную мечту каждого гражданина СССР – черную «Волгу», в - середине 70-х в Березе было очень много летчиков из горячих точек, вся стоянка на полетах у летного домика в «Волгах»!

История 927 иап начинается в 1942 году. За годы войны полк, специализирующийся в основном на выполнении задач прикрытия подразделений штурмовиков и бомбардировщиков, был награжден орденами Красного Знамени и Александра Невского и получил почетное наименование Кенигсбергский. Наверно, позднее, в начале 50-х годов в период командования С.А.Микояна в полку родилась и укрепилась особая истребительская атмосфера, которую не смогли преодолеть ни запреты, ни смены командиров, ни уход ветеранов! Наоборот, боевая атмосфера формировала отличных командиров, которые были защитой от глупых кампаний сверху и сохраняли традиции боевого полка. Могу смело утверждать, что среди строевых полков истребительной авиации 927 иап был с самой лучшей подготовкой. С ним равняться могли 284 иап (потом центр показа авиационной техники) в Кубинке, база в Марах, и исследовательский полк ЦПЛС в Липецке.

Мое знакомство с Виталием состоялось осенью 1981 года. При прибытии после окончания ВВА им. Ю.А.Гагарина к новому месту службы в 927 иап оказалось, что квартира штурмана полка была рядом. Мы быстро подружились. Выходные летом обычно проводились на Белом озере. Это озеро на посадочном курсе на удалении 20 км не замерзало даже в самые сильные морозы - рядом была построена мощная ГРЭС, соединенная с озером тремя каналами. Летом это было излюбленное время отдыха. Добраться туда можно было только на машине, а автомобили имелись почти у каждого летчика. Для местных гаишников позиция на выезде с озера вечером в воскресенье представляла возможность значительно пополнить личный бюджет. В те далекие времена для определения наличия алкоголя в крови использовались исключительно индикаторные трубочки. Тогда они были дороги, поэтому первоначальный тест представлял просьбу подышать в полиэтиленовый пакет, и только после анализа запаха пакета вскрывалась заветная трубочка, изменение окраски которой объективно показывало наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. При положительной реакции, как и сейчас, начинались разговоры о необходимости ехать сдавать кровь, лишении прав, которые обычно заканчивались обычным и для сегодняшних дней финалом. Гаишников и тогда не любили!
Как-то в воскресенье, после отдыха на озере, мы возвращались домой. Еще при въезде на озеро Виталий приметил знакомого толстого гаишника, из тех, с которыми отношения не сложились. В понедельник у нас полеты, так что даже сухое вино пили только женщины. В те времена у каждого летчика в машине обычно был «НЗ» – бутылка со спиртом – универсальное средство при поломках, плохом клеве, нарушениях правил, сельхоззакупках, и т.д.
Летнее белорусское солнце медленно склонялось к горизонту. Народ с Белого озера начал собираться домой. Садимся в «Волгу» Виталия и выезжаем с озера по песчаной дороге. Перед обычным местом засады, которое никак не объехать, Виталий достает из-под сидения машины бутылку спирта, открывает и выливает в рот глоток - жидкость обжигает. Пополоскав рот, Виталий выплевывает содержимое на дорогу. Приближаемся к гаишнику, он машет палкой - останавливает. Повертев носом и, учуяв родной запах, гаишник просит подышать в пакет. Виталий не очень четко вылезает из машины и надувает пакет. Гаишник всовывает нос в пакет - точно, есть! Вот и заветная коробочка с трубочками, достается одна, решительно переламывается, и протягивается водителю. Виталий, придуриваясь, сначала отказывается, потом неохотно дует. Толстый гаишник удивленно рассматривает трубку – никаких изменений цвета, неужели испорчена, и просит повторить. Виталий возмущенно дует – опять ничего. Гаишник в сердцах вскрывает еще одну – результат тот же. Тут Виталий дает волю чувствам - какой-то пузатый сержант оскорбляет героя подполковника советских ВВС! Робкие извинения не принимаются, вперед, поехали на экспертизу, далее в упаравление ГАИ с возмещением морального ущерба, письменными извинениями и т.д. Перспектива оказаться без недельного заработка и получить вдобавок выговор не улыбается – извинения льются рекой. Наконец, Виталий сжалился – иди, работай, но мою машину обходи за километр!

Особая обязанность штурмана в авиационном полку – ответственность за вывоз бомб. Исторически сложившееся распределение ответственности: штурман за бомбы, начальник ВОТП – за ракеты. В Афганистане наш начальник ВОТП оказался в Шинданте, основная боевая работа велась в Баграме поэтому штурман нес ответственность и за бомбы и за ракеты. Из ракетного вооружения по наземным целям на МиГ-21 могли применяться неуправляемые ракеты С-5 (57 мм) в блоках УБ-32 или УБ-16 и С-24 (240 мм). Первые по защищенным целям были малоэффективны и почти не использовались, поэтому обычно применялись С-24. Они обеспечивали большую точность, чем бомбы, хотя величина боевой части ракеты (120 кг) была все же маловата.

13 июля 1983 г. В дневнике появляются перерывы по причине однообразия жизни, дни отличаются только районами действий:
6 июля - один боевой вылет, 4 С-24;
7 июля - два, 2 ФАБ-500, 2 ФАБ-250, 2 РБК-250;
8 июля - два, 4 С-24, 2 ФАБ-500, весь БК (боекомплект - ред.) пушки,
9 июля – три, 2 ФАБ-500, 2 ФАБ-250, 2 РБК-250;
10 июля - три, 4 ФАБ-500, 4 С-24, пушка в каждом;
11 июля – два, 2 ФАБ-500, 4 С-24, пушка;
12 июля - три, 4 ФАБ-500, 4 С-24, пушка.
Сегодня месяц, как мы улетели из Березы, по этому случаю выполнили салют-проход над стартом. Вечером в кино не пошли, в первый раз варили спагетти с тушенкой. Инициатор обжорства - Виталий, на него напала «жрачка», заодно немного отметили месячный юбилей. Завтра утром можно немного отоспаться, решил своим звеном полетать ночью, точнее удар и посадка в сумерки, самолеты ночью здесь почти не летают.

14 июля 1983 г. Два удара, как и планировалось, второй удар в сумерки. В темноте взрывы гораздо более яркие, чем днем, стрельба с земли тоже отлично видна, помимо дульного пламени, все небо расчеркивают трассеры снарядов. Заходы в основном на восток, на фоне еще светлого неба горы лучше видны. В полете АНО не включаем, на посадке ощущается, что ночью давно не летали.

16 июля 1983 г. Три вылета, во втором с ОДАБ-500П – объемно-детонирующими бомбами. Внутри бомбы быстро испаряющаяся горючая, смесь. При ударе о землю первоначально срабатывает заряд, распыляющий содержимое. Образуется топливо-воздушное облако, а затем детонатор это облако подрывает. Правда, ОДАБ-500 предназначены для сброса с горизонтального полета. Они с тормозными парашютами, вытащить которые нельзя. Однако в горизонтальном полете на предельно малой высоте в горах много не полетаешь. При сбросе с пикирования получаются следующие параметры: угол пикирования 40º (вместо обычных 30º), высота сброса 800 м (вместо 1200 м), угол прицеливания 6º30´. С перегрузкой 7 вывод получался на высоте около 300 метров вместо 550. Низкий вывод – большая вероятность поражения с земли. В отличие от других боеприпасов, которые мы выбираем сами в зависимости от характера целей, применение ОДАБ было регламентировано и указывается в боевом распоряжении.
Первый опыт применения ОДАБ не очень впечатлил, по крайней мере, сверху. Если при взрыве фугасной пятисотки вспышка, круг ударной волны, всплески пыли от падающих крупных осколков, столб дыма и пыли до высоты полкилометра, то при взрыве ОДАБ только вспышка и ударная волна, без дыма и пыли. Считается, что ОДАБ по основному поражающему фугасному действию превосходит обычные бомбы, особенно по целям, расположенным на открытой местности, в окопах и пещерах.

20 июля 1983 г. 17 июля первый день за месяц, не летали, 18 июля выполнил три, 19 и 20 - по четыре вылета. Сегодня в одном из полетов для подавления ПВО в районе цели попробовал применить РБК-250 ЗАБ-2,5 (разовая бомбовая кассета, снаряженная зажигательными авиабомбами - ред.). Зрелище внешне впечатляющее: РБК, раскрывшись в воздухе, рассыпаются мелкими зажигательными бомбами. Часть из них загорается еще в воздухе, оставляя веер белых дымов. Вторая часть вспыхивает после удара о землю, оставшиеся продолжают взрываться на земле в течение нескольких минут.
Прослушивание канала управления ведется, кроме КП, и в «высотном» домике - месте хранения летной амуниции – ЗШ, масок, противоперегрузочных, высотно-компенсирующих костюмов, комбинезонов. Там же размещаются кабинет доктора и места отдыха летного состава. Наш «высотный» домик это сарай из бомботары, гордо именуемый «Соколом». Назван он так задолго до нас, может быть в честь приятных воспоминаний о вояжах на Горьковский авиазавод, с даьневосточного «Сокола» вроде бы тогда ни кого еще не было. Радиостанция в «высотке» позволяет сократить время реагирования на вызов с ВзПУ. Пока офицеры боевого управления на КП переваривают информацию и утрясают вопрос вылета с КП ВВС 40 Армии, летчики определяют, кто, куда, на чем и как летит. К моменту звонка с КП ударная группа уже запрашивает запуск, а через 10-15 минут после вызова «колеса уже в воздухе». Может быть поэтому, при вызове с воздуха МиГ-21 называют «Веселыми». Су-17 получили прозвище «Стрижи», а Су-25 – «Грачи». У нас прилетевшее звено самолетов к повторному вылету готовится за 15-20 минут, бомбы, ракеты уже на тележках под крыльями и вешаются, не успеешь вылезти из кабины, патронные ленты тоже рядом.
Подготовка к вылету включает следующие действия: найти нужную карту цели, определить ее высоту, канал боевого управления, записать позывной вертолетов ПСС и целеуказания или наводчика на земле. На пути к самолетам, уточнить порядок удара в группе. После посадки в кабину, предварительно посмотрев на то, что реально висит, установить порядок сброса/пуска и углы прицеливания. При ударах ближе 100 км никто не рисует пути и даже не считает точно курс, летаем не по курсам, а по горам и ущельям.

Увеличить (1600 пикс - 1 Мб)

Карта района к северо-западу от Кабула

При действии по операции, все ее пространство операции делится на районы 20 на 20 км, в каждом районе по сетке карты 1:200 000 размечены 100 квадратов 2 на 2 км. Каждый большой квадрат делится еще на девять маленьких, со стороной в 666,6.. м. На каждую операцию наносится своя сетка. При подходе к цели командир ударной группы связывается с авианаводчиком, сообщающим характер цели, ее координаты, а также расположение наших войск. Перед ударом войска часто обозначают себя дымами розового цвета. На операцию обычно получается 6-8 районов, в крупных операциях их количество бывает гораздо большим.

21 июля 1983 г. Постепенно наша нагрузка растет, выполнил сегодня пять боевых вылетов. Почти каждый полет на боевом самолете совершенствую технику стрельбы из пушки, обычно завершая удар по заданной цели, реже по обнаруженным зенитным установкам. Трассирующих снарядов уже нет, все, что привезено с собой, расстреляно. Очевидно, после случая с корейским Боингом, все трассирующие патроны ушли в дежурящие части. С трассерами в одном заходе можно сделать несколько очередей, корректируя прицеливание, как в процессе стрельбы, так и между очередями. Это, конечно не та методика, которую нас учили в мирное время: на дальности 1500-1200 м короткая очередь и вывод - что попало, то попало.
В каждом полете часто используем форсажные режимы. Во-первых, на взлете набираем нужную высоту полностью на форсаже, помимо быстрого ухода от земли, оказалось, что это даже экономит топливо, т.к. большую часть маршрута летим на большой высоте. Во-вторых, часто приходится включать форсаж при энергичном вводе в пикирование, иначе нагруженный самолет на маневре быстро теряет скорость. Ну и конечно, форсаж на выводе после сброса или пуска. Это позволяет без потери скорости выводить из пикирования с перегрузкой 7, быстро, с углом 40-45º уходить вверх, поддерживая на боевом развороте перегрузку 3-4, практически исключающую наведение ПЗРК.
Помимо точности бомбометания, есть еще одна проблема - обеспечения постоянного контроля друг за другом в полете. Это необходимо на случай разных непредвиденных ситуаций. Удар выполняется последовательно одиночными самолетами. При достаточном остатке топлива обычно собираемся на кругу. Командир ударной группы после атаки цели уходит вверх, наблюдает за всеми, эшелонирует экипажи, выполнившие удар, и летчики собираются над целью. Основной недостаток такой организации удара - невозможность из-за значительной дальности четко контролировать состояние каждого члена группы, особенно в период атаки. Сбор на кругу также занимает достаточно большое время, что нежелательно в случае большой удаленности цели. Разработал весьма простую форму организации взаимного контроля, особенно удобную при атаках с несколькими заходами. Сначала атакует с одного захода командир группы (№1) и уходит вверх, его атака контролируется ведомым (№2), затем атакуют с двух заходов №2 и №3, они контролируются как друг другом, так и командиром группы. После удара они собираются и уходят парой домой, после этого выполняют атаку №4, №1, №4. Затем командир догоняет четвертого и уходит домой вместе с ним. В случае атаки по нескольким вблизи расположенным целям командир группы, наблюдая ход удара, перераспределяет цели в зависимости от их поражения.
При ежедневных полетах появляется особая натренированность, кажется, что являешься частью этого металлического, но вполне одушевленного летать существа. В любой момент очутившись в кабине, голова, руки и ноги сразу автоматически начнут действие под названием полет. Во сне тоже только полеты и удары.
Сегодня «день связи», наконец, получил первые два письма из дома, они из Белоруссии шли две недели.

22 июля 1983 г. Три вылета. Перерывы в дневнике все более увеличиваются по причине однообразности жизни. Удары, удары, удары, забываем понятие дней недели, суббота не отличается от понедельника, а воскресение от пятницы. Наш командир, Петр Петрович Тарасевич, будучи на 10 лет меня старше и мудрее, как может, осаживает мой боевой пыл. Он понимает, что горы мы все равно не сравняем, очень хочет, что бы все вернулись домой. Хотя, все равно, интенсивность нашей работы по сравнению с нашими предшественниками выше. Они летали обычно с половинной зарядкой, после обеда вообще отбивали удары по погоде. Сейчас ежедневный расход боеприпасов у нас в полтора- два раза больше.
Сегодня при ударе на севере целеуказание было особенно отвратительным. Пришлось даже обозначать предполагаемую цель из пушки, по поднятой около цели пыли, спрашивая эта или нет. На выводе почувствовалась непривычная тяжесть самолета, ведь обычно стрелял из пушки «налегке», а не с тонной бомб. На форсаже с потерей скорости до 400, кое-как «выполз из горы», посмотрел даже пару раз на колпачок кнопки аварийного сброса бомб.

23 июля 1983 г. Три вылета. Ощущается нехватка боеприпасов. С подачи тыла командующий запретил летать нам с полной зарядкой, стараемся обходить запрет, но теперь чаще вместо 4 ФАБ-250 берем 2 ФАБ-500, ее- то одну не повесишь. Ездил с инженером СБВ на склад боепитания смотреть, что там осталось. Довольно много ОФАБ-100-120, ну с этой мелочью летать будем только, когда ничего другого не окажется, разве только с МБД. Из пятисоток осталось немного ФАБ-500 (черные толстые М54, более «худые» серые Т, ТС и М62), есть БетТАБ-500, несколько десятков ФАБ-500ШН. Довольно много еще старых черных РБК-250АО2,5, обнаружил РБК-500 ПТАБ2,5, РБК-500 и РБК-250ЗАБ2,5. Нашел похожие на ПТБ ЗБ-500СКС, а также неоперенные круглоносые ЗБ-500Ш - полутонные зажигательные баки с напалмом. Рядом на афганском складе лежат привезенные для Су-22 белые Х-23, наш ответ американским «воробьям» AGM-12. Ни разу не видел, чтобы «сухие» их применяли. После инспекции определили, какие боеприпасы будем вывозить на промежуточный склад в первую очередь. Озадачил штурмана полка Виталия расчетами режимов сброса баков и РБК, сейчас сидит за справочником и чешет «репу» родной НЛ-10.
В последнее время иногда в качестве целей иногда дают целые населенные пункты. Только за два дня их набралось четыре, все в одном районе (Пачахак, Петау, Мана, Великолай). Вчера обратил внимание, что взрыв фугасной бомбы срывает с деревьев все листья, в радиусе метров сто от взрыва все деревья с голыми ветками.
Наше счастье, что врага мы обычно не видим. Не видим крови результатов нашей работы, просто знаешь, попал - не попал. С одной стороны, нет мучений совести, когда попадаешь в цель или попадаешь не туда, с другой, мы практически неуязвимы, и нет злости от потерь, которая на войне играет не последнюю роль. Только, когда видишь, что стреляют по тебе и твоим товарищам, просыпается особый азарт и удовлетворение, когда очередь из пушки гасит язычок пламени на земле.

24 июля 1983 г. Четыре вылета. Четвертый был в 17- 40 по вновь заданной цели без целеуказания. В описании цели было сказано, что это волейбольная площадка в 15 км от аэродрома левее взлетного курса, севернее ее границы большие деревья. На запрос о том, что нельзя ли удар перенести на полчаса раньше, с КП ответили, что матч по волейболу между двумя соседними отрядами «духов», должен начаться в 17-30. Больше на том месте в волейбол никто не играл.
Виталий, в условиях местного дефицита прохладительных напитков, заинтересовался идеей обеспечить друзей качественным питьем. Верблюжья колючка, заваренная кипятком, якобы панацея от всех желудочных болезней, уже всем изрядно надоела, и штурман решил наладить массовый выпуск кваса. Летная столовая, в условиях жаркого климата и хождения разных инфекций производить его отказывалась, и старший штурман в воспоминаниях о далеких белорусских временах, решил лично организовать производство. Сорокалитровый бак от мин, десяток батонов хлеба, пару килограмм сахара и процесс пошел! Клиническая проверка напитка на сослуживцах показала, что при его употреблении пищеварительный цикл сокращается до нескольких минут, то ли вода не та, то ли климат. Через некоторое время все же желудки наши попривыкли, теперь продукция широко популярна и распространяется под товарным знаком «Evtuhoff and Kº». В последнее время от кваса ходим раздутые как бочки. Виталий повесил на двери комнаты объявление с приглашением на дегустацию, на которое мы сразу добавили приписку «Средства от диареи бесплатно!».
В самый разгар испытаний Виталию попался под руку наш секретарь парткома Николай Николаевич Барабашов, имеющий одну слабость – болезненную брезгливость. Виталий начал издалека, вспомнил старые времена и угостил Колю свежеприготовленным квасом. Просто проверить крепость желудка подопытного показалось маловато, видя, как под нашими взглядами Николай Николаевич осторожно вливает в себя небезопасный продукт, Виталий стал рьяно отгонять от бака мух:
- Удался видать квасок - совсем замучили паразиты - вчера полкружки опарышей с бака снял, сегодня крысу еле спас!
До выхода Николай Николаевич не добежал!

25 июля 1983 г. Два вылета. Во втором, ближе к вечеру, вместо бомб повесил найденные ранее на складе ЗБ-500СКС. Удар по координатам операции опорный пункт духов возле н.п. Махмудхейль в 20 км северо-западнее Кабула. Солнце уже низко, цель в тени. Захожу на нее, бросаю баки с пикирования. После вывода на земле видно только небольшое горящее пятно. Очевидно, при большом угле встречи баков с целью нормального разброса содержимого по площади не происходит. ЗБ надо бросать только на малой высоте с горизонта.
В тени ущелья внизу отчетливо видны вспышки зенитного огня, Пока остальные летчики продолжают атаку, снижаюсь в полумрак ущелья. Перезарядка, пологое пикирование, огонь, за 4 секунды уходят все 200 снарядов. Резкий вывод, форсаж, перегрузка на выводе 7,5 совсем неощутима, с углом 40º , вверх, к солнцу!

26 июля 1983 г. Размышления о войне по случаю месячного в ней участия.
Война. Главное в ней - ее затяжной характер. За три года, по-моему, к лучшему ничего не изменилось, а наша долина уже стала напоминать лунный пейзаж. То, что насаждаем мы, в большей степени отвергается, очевидно по религиозным соображениям и отсталости. С каждым убитым мы увеличиваем ряды тех, кто борется против нас. Скорее всего, ввод войск был ошибкой. Ну, хлопнули бы тихо Амина, и делу конец. Уйти же сейчас не позволяет престиж, к поражению наши политики и военные верхи не готовы! Сможем ли мы принести цивилизацию в средневековый уклад этой страны, да и хотят ли они этой цивилизации?
Решить военную и политическую задачи войны можно только увеличив количество войск раза в три-четыре. Невозможно победить, уходя после взятия населенного пункта, не оставляя в каждом комендатуру, не осуществляя контроль над большей частью территории.
Любовь к социализму все же надо было воспитывать не бомбами, а дешевыми, но очень ценимыми здесь простыми товарами – одеждой, одеялами, питанием, горючим. Говорят, до революции, при короле можно было без оружия ездить по всей стране, русские были самыми почитаемыми гостями, за причинение вреда которым была смертная казнь. Да, Афганистан это не Чехословакия, «восток – дело тонкое».
Но эти размышления так, «за державу обидно», но это не для солдата на войне. Глупо рассуждать о политике, когда гибнут наши солдаты внизу, и практически в каждом полете по тебе стреляют. Я летаю командиром ударных групп и стараюсь делать это хорошо, чтобы выполнить задачу, и чтобы все вернулись на аэродром. Никогда пропускаю случаев, когда вижу огонь с земли. Еще более понятно, когда действуешь по поддержке своих войск. По поводу ударов по населенным пунктам, есть затаенные внутри вопросы, но есть и приказ, в котором «мирных жителей в радиусе 500 метров от цели нет». К счастью, летчики воюют в перчатках, они не видят убитых и оставленной в воздухе и на земле крови.

Теперь о профессиональном.
Учитывая характер обстановки, следует считать целью наших действий нанесение максимального урона противнику при минимизации потерь. С учетом этого можно сформулировать следующие принципы успешных действий:
- внезапность,
- быстрота,
- точность и интенсивность огня,
- взаимные контроль, прикрытие и помощь,
- разнообразие и инициатива,
- всесторонний учет условий.
Внезапность - позволяет достичь требуемого результата и минимизировать вероятность потерь. Необходимо как это возможно уменьшить количество ударов с целеуказанием с вертолета, в этом случае о внезапности говорить не приходится. Применять по возможности демонстративный уход от цели с нанесением удара через некоторое время.
Быстрота – одно из средств достижения внезапности, позволяет в масштабе реального времени реагировать на изменение обстановки. Высокая скорость не позволяет противнику организовать противодействие, обеспечивает свободу маневра, что особенно важно в горах.
Точность и интенсивность огня – основной принцип, позволяющий в полной мере выполнить поставленную задачу. В связи с тем, что все условия, влияющие на точность (в первую очередь ветер) неизвестны, целесообразно летать с полной зарядкой и выполнять атаку с двух заходов. Хотя последнее позволяет противнику оказывать более организованное противодействие. Удар по групповой цели должен быть спланирован с учетом возможности перераспределения сил командиром группы в процессе удара.
Взаимные контроль, прикрытие и помощь – важное средство минимизировать противодействие противника. Всегда видеть, контролировать друг друга.
Разнообразие и инициатива – в первую очередь это атака цели с разными боевыми курсами, не летать на малой высоте по одним маршрутам, на некоторых этапах (взлет и посадка) разнообразие действий значительно ограничено.

Касаясь действий авиации, то, «глядя из окопа», бестолковость порой обескураживающая!

1. Самое главное: критериев оценки, да и самой цели действий нет! Порой кажется, мы летаем не для того чтобы поразить противника, а чтобы гудеть и вывозить в горы бомбы. За непораженные цели никого не спрашивают, предложения слетать и добить, если не попали, не встречают отзыва. Может, это понятно относительно сомнительных с точки зрения разведки целей, но за каждым не уничтоженным складом или караваном, если он действительно есть, стоят жизни наших солдат.

2. Наряд сил на цели берется от «балды». Порой на три-четыре малоразмерные цели выделяется одно звено. Из азбучных истин: для уничтожения цели размерами 20х20, поражаемой при прямом попадании, надо 9-10 самолетов с двумя ФАБ-500 или 6 самолетов с четырьмя ФАБ-250. Хоть вылези из шкуры или повесь на китель три значка «летчик-снайпер», с нашей прицельной системой вероятное отклонение менее 20 м не получить! А у нас вместо необходимых 8-10 самолетов на несколько целей выделяется звено, а иногда и пара, в результате, ни одна из них не поражается.

3. В последнее время, с подачи тыловиков для экономии боеприпасов, нам вообще запретили летать с полной нагрузкой. Вот и летаем сейчас с двумя вместо четырех ФАБ-250 и С-24. А ведь во втором заходе стрельба точнее - можно полнее учесть условия, в первую очередь, ветер. Предложение, чтобы вместо звена с половинной нагрузкой, летать парой с полной, не встречает понимания, видно, что вверху ведется отчетность по количеству вылетов, негоже снижать интенсивность.

4. При этом издается приказ о низкой эффективности действий авиации, и в нем ни слова о наряде сил и ограничениях в боевой зарядке!

5. Недостатки снабжения, в первую очередь боеприпасами. Они везутся в основном наземным транспортом, на самолетах много не навозишь, двух –трех ИЛ-76 хватает нам на один день работы. Зачастую боеприпасы не те, которые надо, ФАБ-250 не хватает, ОФАБ-250-270 вообще нет, нет так же трассирующих патронов к пушке.
Нет нужных взрывателей для РБК. Нужны АТК-10ЭА с временем установки от 1до 10 сек. Мы же имеем АТК-ЭА со временем срабатывания от 10 до 20 сек. При установке на минимальное время 10 сек для раскрытия кассеты и рассеивания бомб высота сброса над целью составляет не менее 2400 м. При этом потребные углы прицеливания составляют 9,5º, что более максимально возможных по обзору вниз (7º). Приходится перед сбросом выносить марку прицела с установленным углом прицеливания на 6,5º вперед на 3º, закрывая цель носом самолета. Это влияет на точность, особенно это важно при ударе вблизи своих войск. При высоте цели 4000-5000 м с этими взрывателями ввод в пикирование надо осуществлять почти из стратосферы.

6. Недостатки боевого обеспечения, в первую очередь, разведки и целеуказания. Порядок организации удара с использованием вертолетов и завербованных наводчиков не выдерживает никакой критики. Наводчик, давший описание цели, поднимается на вертолете, и на высоте около 2000 м пытается ее найти. Это человек, ни разу не летавший, не уверенный в том, что в случае, если он ничего не найдет, его не выбросят через открытую дверь. Если цель найдена, то через переводчика происходит указание экипажу вертолета, который, опознав цель, заходит на нее и сбрасывает САБ-100 без парашюта, при этом точность бомбометания составляет несколько сотен метров. Далее вертолетчики связываются с командиром ударной группы и по дыму от САБ ориентируют его о положении цели. Если и на этом этапе достигается взаимопонимание, производится атака.
Фронтовая разведывательная авиация используется в большей части для ударов. За три года можно было переснять весь Афганистан несколько раз, но сейчас количество действий по фотопланшету не превышает 5%. Наводчику гораздо проще опознать цель по ее фотографии, чем с вертолета.

7. За три с лишним года никто не удосужился подумать о простых доработках наших самолетов. Удивляюсь, как еще установили (непосредственно перед отлетом) балки АСО-2И для отстрела инфракрасных и радиолокационных ловушек, будто в мирное время мы не готовились воевать, и они были не нужны.
В первую очередь, необходима фотоприставка, вешаемая на АПУ, или лучше, на балку подфюзеляжного ПТБ. В этом случае могла бы производиться доразведка цели перед вылетом, обеспечение внезапности удара. В первую очередь необходимо дооборудовать учебно-боевые самолеты.
Во-вторых, необходима доработка в прицел АСП ПФД с целью использования всех возможностей, заложенных в него. Большая часть их не может использоваться. Если в вычислитель и блок наклонной дальности ввести высоту цели, характеристики бомбы, угол пикирования, высоту и скорость, можно получить текущий угол прицеливания, который и должен индицироваться, изменяясь от максимума (7º) до 4-5º, соответствующих минимальной по соображениям безопасности высоте сброса.
Есть еще режим РП «закрепленный луч», надо, чтобы ось РП отклонялась вниз на величину угла прицеливания, дальность измерялась не от 2, а от 5-6 км и, помимо индикации на прицеле, вводилась для расчета угла прицеливания, когда высота цели неизвестна.
У нас сейчас, летчик в уме делает, то, что должен рассчитывать прицел, в полете одновременно определяя отличия текущего угла пикирования и скорости от расчетных значений, и учитывая эти отличия в высоте сброса. А высоту эту можно увидеть только по высотомеру, перенеся взгляд от цели в кабину (вертикальная скорость в это время составляет 140 м/с), а потом снова на цель. Все это опять сказывается на точности.
Удивительно, что эти, в общем-то несложные доработки, за три года не проведены, прицел используется как коллиматор, по сравнению с ПКИ на МиГ-21Р одна радость - можно вручную заранее ввести угол прицеливания в зависимости от боеприпасов. Десятки килограммов вычислителей, гироскопов, датчиков, блоков возятся пустым грузом.

27 июля 1983 г. Всего один вылет. Должны были с утра работать по вызову, но вызовы не состоялись. Днем с лихвой возместили ранний подъем, потом на старте выстирали комбезы, и снова дрыхли после обеда. Послеобеденный сон уже входит в привычку, ночью получается 5-6 часов, а остальное днем. Иногда летаем и после обеда, но в жару интенсивность полетов ниже. При температуре за +35º из кабины вылезаешь несколько влажный, если не сказать мокрый.
Наши новые комбинезоны желто-песочного цвета - полное дерьмо, пачкаются, мнутся и всего за месяц уже изрядно обтрепались. Хоть и стираем их через 4-5 дней, все равно ходим грязные, как трактористы. Со стиркой здесь тыл не напряжен, наладить прачечную для всех – неимоверно трудное дело, поэтому все, в том числе, постельное белье, стираем сами.
В спокойной обстановке иногда заглядываем на позицию подготовки ракет, недалеко от стартового домика, где нашими предшественниками оборудована баня с бассейном. Баня так себе, греется очень долго, а бассейн хорош, одна стенка полностью открывается наружу и на ней можно загорать. Телефон тоже рядом, в случае чего можно быстро отреагировать на изменение обстановки.
С точки зрения убиения вечернего времени у нас есть кино (каждый день, но ходим раз-два в неделю, так как привозят муру, да и начинается в 20 часов, а нам вставать в 3), телевизор, первая московская программа с 16-30 и сильными помехами (за месяц не смотрел ни разу), настольный теннис, бильярд, и поход в гости. Еще можно придумать какой-нибудь праздник с ограниченным приемом «антигрустина», вроде дня рождения Винни Пуха, 300-летия тульского самовара или торжества по случаю выдающейся победы над клопами (победа конечно локальная, под воздействием химического оружия большая часть только отступает на время в соседние комнаты).

©  Fighter-pilot 2009

Дата публикации: 22.08.2010
Автор: Ветеран 927 иап

Назад Вверх Следующая

Реклама