Афганский дневник

Главная >> История >> Афганский дневник >> Часть 2

 

 

 

Часть 2. Кокайды

15 июня 1983 г. Итак, наш полк передается в ВВС ТуркВО. Знакомимся с программой подготовки: 3 летных дня, на каждого летчика по 8 полетов. Программа явно не учитывает наш уровень подготовки. После обсуждения убираем одиночный полет на простой пилотаж на средней высоте, на остальные полеты можно согласиться, в горах почти никто не летал, да и лишние полеты на полигон не помешают.
После обеда свободное время, едем на автобусе на поиск воды. «Сусанин» из местных привозит нас к открытому бассейну, построенному вблизи гидроузла. В бассейне санитарный день, воду слили и только начали заливать новую, глубина пока сантиметров 20. С благословения администрации (еще бы - три дюжины мужиков с пистолетами), погружаем тела в воду. Бассейн становится похожим на крокодилий питомник, торчат головы и ноги, а у некоторых еще и средние части тела. С нами увязался знакомый еще по Качинскому училищу подполковник Мирошниченко, на втором курсе он был замполитом эскадрильи в Бекетовке, здесь же инструктор политуправления ВВС округа. Типичный политрабочий, полезной информации на грош, внешней значимости и важности на миллион! Сначала «по-дружески», собрал около бассейна руководящий состав и начал стращать про «коварный зарубеж», лекция прямо из Высоцкого. Особо понравилось про «Першинги-2» на вершинах Гиндукуша, которые империалисты США установили бы, если мы не ввели войска, ужас, да и только! Потом еще раз повторил лекцию со всеми летчиками, а вечером, слово в слово кукарекал уже всему, специально собранному для этого личному составу.

16 июня 1983 г. Парковый день, всевозможные занятия. Активно работать можно только до обеда. При температуре за 40º мозги начинают плавиться, можно или спать в намоченной простыне, или лежать где-нибудь на дне, высунув голову из воды. Встретил бывших сослуживцев по Германии: п/п-ка Могилина, он здесь штурман полка, своего командира звена Анатолия Семеняку (нач. ВОТП), однокашника Витю Брагина (согласно своей комплекции и темпераменту он, конечно, замполит АЭ). Занимаюсь составлением плановой таблицы и рисованием всевозможных графиков. Наш перелет в Афганистан назначен на 25 июня. Надо уточнить боевой расчет с учетом того, что мы будем базироваться на трех аэродромах. Основная боевая работа ожидается в Баграме, в Шинданте летают гораздо реже, плюс одно звено дежурит по ПВО в Кандагаре. Так как у нас два зама, предлагаю командиру старшим в Шиндант отправить заместителя командира по летной подготовке подполковника В.Артамонова, чтобы основной костяк был в Баграме. Так складывается боевой расчет из двух звеньев управления полка, первое звено: командир полка полковник Петр Петрович Таресевич, п/п-к Николай Гайдадин (нач. ПО), п/п-к А.Стецюк (нач.штаба), майор В.Кожушкин (начальник штаба аэ); второе: майор Николай Карев (заместитель командира), капитан Виктор Скворцов (командир звена), п/п-к Виталий Евтухов (старший штурман) , майор Игорь Долгих (начальник разведки), которые будут в Баграме. Там же остается первая эскадрильея под командованием п/п-ка Михаила Степанова (М.Степанов, А.Черноволод, Н.Глова, И.Мальков и еще два звена). В Шиндант улетает пара управления - п/п-к В.Артамонов (заместитель командира по летной подготовке), майор Максимов (нач. ВОТП), а также вторая эскадрилья под командованием майора В. Кравченка. В Баграме - все летчики первого класса, в Шинданте - три со вторым!

17 июня 1983 г. Предварительная подготовка, ничего особенного, кроме жары. Послеобеденный сон в поту под мокрой простыней.

18 июня 1983 г. По плану нашей передачи в ВВС ТуркВО каждый летчик должен выполнить проверки по технике пилотирования (сложный пилотаж и под шторкой по дублирующим приборам), самолетовождению и боевому применению. Лечу на спарке с инспектором ВВС ТуркВО п/п-ком Г.Глухаркиным. Мое предложение усложнить программу до высшего пилотажа проверяющий отвергает, ну ладно, будем крутить обычные петли. Вираж на форсаже, горка, переворот, если пилотировать достаточно интенсивно, форсаж на пилотаже можно не выключать. Однако, переворот на тряске, в задней кабине не очень понравился – чувствовались отталкивающие усилия на ручке. Поняв, что проверяющий любит «повыше и потише», открутил все плавно, даже с выключением форсажа на нисходящих фигурах. Далее летим к аэродрому под шторкой со зловредными выключениями различных приборов, заход и посадка. Следующий полет - облет звеном района аэродрома, смотрим сверху на горы и пустыню.

21 июня 1983 г. Летный день, летим звеном в зону над горами с последующей фотострельбой над полигоном. После сбора пар берем курс на северо-восток к ближайшим горам. Высота 1500 м, приближающая гряда гор гораздо выше, набор на максимале, переваливаем вершину с небольшим превышением. Вираж вокруг вершины, далее снижение в ущелье. В горах от переменного ветра ощутимая болтанка. Левым разворотом с набором выходим на более высокую гряду гор, набираем 3500, скорость по прибору падает до 600, горы еще выше. В постоянной готовности включить форсаж. На 4000 вижу, что скалы остаются ниже. Здесь снег и ледники, да вообще на высоте более 2000 м местность далеко не пустынная, горные речки, деревья, рощи. Летать в горах интересно, делаю для себя вывод о необходимости большего запаса скорости, на скорости 900- 1000 можно перескочить через любой хребет. Порезвившись еще немного, выходим на полигон, где делаем по три захода на фотострельбу по наземным мишеням. К 11 часам температура достигает 35º. Для «мирных» частей полеты бы прекратили, но для нас, чтобы привыкали, планка повышена до + 40º. В воздухе, конечно, не так жарко, но на земле кабина раскаляется настолько, что без перчаток за ручку управления не взяться.

22 июня 1983 г. Летаем на полигон, по три вылета с бомбами, НАР С-5 и пушкой. Ничего особенного, кроме бомб калибром 250 кг - их не так часто случалось бросать в мирное время. Хотя и получили тренировку, обстановка на полигоне не похожа на боевую - однообразный левый круг, заход с одним боевым курсом. Техники получили опыт в подвеске 250-килограмовых бомб, тут на аэродроме никакой подъемной механизации. Для подвески бомбы в отверстие для взрывателя вворачивается стальная труба с резьбой, и потом 4-5 человек, взявшись спереди за трубу, а сзади за хвостовое оперение, и пытаются посадить ее на замок. Это занятие, да и при температуре за 35º, далеко не легкое! Пятисотку, наверное, так уже не повесишь! Нас успокаивают, все имеющиеся подъемно-транспортные тележки отданы в Афганистан, там они в достаточном количестве.
23 июня 1983 г. Программа подготовки полностью выполнена, парковый день, подготовка к перелету в Афганистан. Наша передовая команда и большая часть имущества улетают уже сегодня.
Благодаря нашему командиру, время после обеда проводим на воде. Нашли хорошее место у плотины Кумкургаского водохранилища, в 30 км от Кокайдов. Из водосбросов вырываются мощные потоки воды, в воздухе стоит водяная пыль. Мы располагаемся несколько ниже, где течение несколько ослабевает, слева даже есть довольно спокойный заливчик. Глубина русла по пояс, но перейти речку очень трудно, сильное течение сбивает с ног.

©  Fighter-pilot 2009

Дата публикации: 22.08.2010
Автор: Ветеран 927 иап

Назад Вверх Следующая

Реклама