Афганский дневник

Главная >> История >> Афганский дневник >> Часть 1

 

 

 

Летчикам, техникам, всему личному составу полка
с благодарностью и любовью

 

Афганский дневник

 

Предисловие

Этот дневник включает период 1983-1984 годов, когда 927 Кенигсберский Краснознаменный ордена Александра Невского истребительный авиационный полк выполнял задачи на территории Афганистана.

Часть 1. Перелет

13 июня 1983 г. Еще до отлета из Березы решил, что буду писать дневник. Начинаю его с опозданием на два дня. Вынужденная задержка в Кизыл-Арвате дала несколько часов свободного времени, чтобы собраться с мыслями. Пишу в коричневом ежедневнике с надписью Аэрофлот-Soviet airlines. Дневник решил назвать афганским, впрочем, до Афганистана надо еще долететь.

Итак, два дня назад, наш полк составом управления, двух эскадрилий, на 28 боевых самолетов МиГ-21бис и 4 спарках МиГ-21УМ, в сопровождении 2 передовых команд вылетел из Березы. Кроме этого, остальное наземное имущество перевозится самолетами Ил-76. Пока наша цель – аэродром Кокайды, где нам предстоит провести десять дней.
Задача по участию в программе замены частей ВВС в Афганистане, под кодовым названием «Эстафета», была поставлена только после Нового года. Пришлось срочно переделывать планы, отправлять всех в отпуск, чтобы в апреле-мае приступить к направленной подготовке. Определенная информация о том, к чему нам готовиться, уже была, два инспектора ВВС БВО были в Афганистане, из них полковник Николаев в 1979 году был командиром первого введенного в ДРА 115 иап. Кроме этого, практически вместе с нами из Щучинского 10 орап летчики эскадрильи на МиГ-21Р готовились к отлету в 263 ораэ в Кабул. В отличие он нас, они улетали без своих самолетов.
Собственно, особенно много готовиться не пришлось, большинство летчиков имели 1 класс, все регулярно летали на полигон. Надо было только потренироваться в поиске целей при их обозначении с вертолета, выбросить окружной годовой лимит тяжелых бомб и провести пару ЛТУ. Ну и конечно, всем, кто еще не успел, до отлета подтвердить класс, но таких совсем немного, обычно нормы по посадкам ночью при минимуме и боям в облаках выполнялись еще в январе-феврале. Дома остается третья эскадрилья, получившая молодых летчиков-выпускников 1982 года.

13 июня 1983 года. Проводы на аэродроме. Проруливая мимо провожающих, помахал рукой и поднял большой палец левой руки – хвастливое успокоение себе и другим. Взлет с курсом 262, отворот влево, правый разворот со снижением для прохода над стартом - до Миргорода не очень далеко, можно попрощаться с шумом. На КДП провожающий нас комдив пытается что-то запретить, но нажатая на передачу кнопка радиостанции блокирует его попытки выйти в эфир, отрезая возврат к прежней жизни. Проход на высоте 100 метров над полосой, слева проносятся стоянка, родные, городок, что там ждет нас впереди?
Волею судьбы лечу не ведущим, а ведомым в первой паре первого звена. Пока был в отпуске, комдив принял решение оставить заместителя командира полка, т.е. меня, дома старшим с третьей эскадрильей. Оставаться, не участвуя в том, для чего всю жизнь учился и готовился, не хотелось, к тому же в Березе был еще один замкомполка второго комплекта Саша Головин. Пришлось приложить немало сил, дойти до Москвы, наконец, командующий ВВС БВО генерал-лейтенант В.Буланкин надавил на комдива, и я попал в состав отлетающих. На «транспорте» лететь не мог и, чтобы сильно не менять уже утвержденный план перелета, включил себя в группу первого звена, которую вел начальник штаба полка. Командир с замполитом, как разведчики погоды, летят на полчаса впереди на спарках, временной интервал между звеньями 10 минут, замыкает боевой порядок еще одна пара МиГ-21УМ.

Первые этапы перелета Осовцы-Миргород и Миргород – Армавир. В Армавире по белорусским понятиям уже жарковато. Обедаем в училищной столовой – вспомнилось Котельниково, еще раз убеждаемся, что с березовской не сравнится ни одна летная столовая ВВС. После обеда третий этап перелета до Насосной. Давно не летал ведомым, субъективно оцениваю действия ведущего, кажется, что многое он делает не так. Ненужные обходы облаков, неиспользование РСБН (ведь специально отобрали самолеты для ведущих), полет на меньшей скорости Vи=750-800 км/ч вместо 900-1000.
Кавказ закрыт мощно-кучевыми облаками, только в отдельные разрывы просматриваются белые вершины. Вспомнилось, когда в училище летали на потолок, из стратосферы в хорошую погоду Эльбрус был виден за сотни километров. Садимся в Насосной, поселок на севере Апшеронского полуострова, рядом Сумгаит, на другом конце полуострова - Баку. Вечером, благодаря заботе нашего командира Петра Петровича Тарасевича, едем на море. Песчаный, местами заболоченный пустынный пляж до горизонта. Купаемся, вода теплая, немного мутная и горькая на вкус. На берегу три десятка бледно-белых летчиков, некоторые в семейных трусах. Пьем в местной «тошниловке» щедро разбавленное водой кислое пиво, заходим на рынок - здесь уже изобилие фруктов. Темнеет очень быстро. Завтра подъем в 5-00, в 7 часов утра нас стараются выпроводить.

14 июня 1983 г. Второй день перелета. После взлета курс на восток через Каспийское море. Внизу нефтяные вышки Баку, соединенные тонкими переходами. Полет над морем это особая песня. Летая по морской программе над Балтикой, когда слой соли на лобовом стекле после выход на берег не смывался полным запасом антиобледенителя, однажды в штиль обнаружил, что высота не видна. Когда нет волн, высота над водой визуально совершенно не воспринимается, одинаково, что 10000, что 100 м, нет и горизонта - в дымке море сливается с небом.
Через 20 минут полета впереди показывается берег. Слева бело-желтый, осушенный Карабогаз, внизу – Красноводский залив со светлыми полосами течения в узком горле. Проходим рядом с «горами-батонами» Небит-Дага посреди ровной пустыни. По мере продвижения на восток цвет земли с зелено-голубого меняется сначала на коричнево-желтый, а затем на грязно-белый. Белая выжженная земля, белое небо, белое солнце. Садимся в Кизыл-Арвате, пустыня, желтые горы на горизонте. Тепло, но еще не по пустынному, всего 32º. Кокайды, куда мы летим, пока не принимают, штормовое предупреждение до 20-00, пыльная буря. К обеду температура достигает 36º, но воспринимается легко - воздух сухой. Говорят, что для июня это прохладно. Обедаем в городе. На въезде идиотская надпись: «Добро пожаловать в Кизыл-Арват». Одноэтажные глиняные здания без окон на улицу, верблюды на улицах, мужики на ишаках в каракулевых папахах – восточная экзотика. В 18-00 вылет отбивают, и после ужина едем окунуться на канал. Каракумский канал – неширокая речушка, голые берега, вокруг пустыня. Солнце быстро садится, искупавшись, возвращаемся в город. Слева мертвые горы, с тенями ложбин в лучах заходящего солнца, кажутся неестественными, контраст светло-желтого и темно-серого, почти черного. Размещаемся на ночлег во вполне приличной по аэродромным меркам гостинице, воды, правда, нет, а из отверстия ванны шевелят усами огромные черные тараканы.

15 июня 1983 г. Утром летим в Кокайды. Слева тысячекилометровый «пляж» Каракумов, справа горы и местами зеленые пятна зоны канала. Проплывает справа оазис Маров, остается позади Амударья, переваливаем горный хребет, за ним долине реки Сурхандарьи аэродром посадки. Вылезаем из кабин, горячий ветерок, температура около 40. Нас встречают зам. начальника отдела истребительной авиации ВВС ТуркВО полковник Котик и инспектор подполковник Г.Глухаркин, они будут руководить нашей подготовкой к окончательному перелету в Афганистан.

©  Fighter-pilot 2009

Дата публикации: 22.08.2010
Автор: Ветеран 927 иап

Вверх Следующая

Реклама

Прейскурант на шиномонтажные работы.