В небе Северной Кореи


Генерал-лейтенант авиации в отставке Г.Лобов, Герой Советского Союза

Глава 4
Крылом к крылу

 

Мужество, отвага, высокое летное и тактическое мастерство советских авиаторов служили достойным примером для молодых летчиков КНДР и КНР. Непрерывно участвуя в боях, мы находили время и для того, чтобы передавать опыт и знания корейским и китайским товарищам.

К концу лета 1951 года на прифронтовых аэродромах Аньдун и Мяогоу появились первые авиасоединения Объединенной воздушной армии, которой командовал китайский генерал Лю Чжень. Советником при нем был наш опытный генерал Д. Галунов. Северокорейские ВВС в то время возглавлял генерал Ван Лен. Советник - полковник Петрачев (имени, к сожалению, не помню).

По просьбе руководителей ОВА подготовку их частей к воздушным боям и прикрытие на первых порах осуществляли советские летчики. И уже вскоре две дивизии, которыми командовали Фан Цзан и Си Буань, имевшие на вооружении самолеты МиГ-15, вступили в боевые действия. В дальнейшем вся подобная работа проводилась силами ОВА. К такой практике перешли по нашему совету, поскольку языковой барьер усложнял взаимодействие в воздушных схватках советских летчиков и авиаторов ОВА. Вместе с тем вопросы объединения боевых усилий, определения направлений совместного оперативного применения сил мы согласовывали постоянно. Так, отражение крупных групп бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков, следовавших под сильным прикрытием F-86, наши авиаторы взяли на себя, а летчики ОВА привлекались только при необходимости наращивания усилий. В основном они вели борьбу с мелкими группами, действуя до линии фронта. Для отсечения F-86 при преследовании ими корейских и китайских пилотов поднимались советские истребители. Более сложные задачи наши парни продолжали выполнять даже тогда, когда самолетный парк Объединенной воздушной армии на передовых аэродромах Аньдун, Мяогоу, Дапу и Дагушань превысил количество «мигов» в 64 иак.

В этом мы видели свой интернациональный долг, и летчики ОВА высоко ценили помощь советских братьев по оружию в борьбе против общего врага. Военная авиация КНДР и КНР начала создаваться лишь после победы народных революций в этих странах, поэтому к моменту эскалации войны в Корее их летчики необходимого опыта не имели. Руководящий состав и авиационные штабы комплектовались из начальствующего состава сухопутных войск. Естественно, управлению авиацией, ее тактическому и тем более оперативному применению им пришлось учиться в ходе боевых действий.

Условия же для учебы были далеко не лучшими. Авиация КНДР и КНР, несмотря на храбрость летчиков, несла значительные потери. Поэтому главную роль в борьбе с ВВС США по-прежнему играли советские истребители, под надежным прикрытием которых крепла в боях сила китайских и корейских авиасоединений.

Советский Союз и раньше оказывал интернациональную помощь, в том числе военную, народам, борющимся за свою свободу и независимость. Широко известны подвиги наших летчиков-добровольцев в Испании, Китае. Однако масштабы участия советской авиации в войне в Корее были несравнимо крупнее. Характерно и то, что здесь впервые вели боевые действия кадровые авиационные соединения, представлявшие ВВС и Войска ПВО, что позволяло успешно решать сложные задачи.

Глава 3: Укрощение "Мустангов"

Глава 5: Кто-то сбивает, а кто-то считает

Авиация и космонавтика №2, 1991 г.

Реклама