Вступление


Сергей Исаев

В начале текущего года на airforce.ru был размещен любопытный материал Марка Солонина "Куда улетели сталинские соколы", в котором выдвигается новая версия о причинах исчезновения советской авиации в первые недели ВОВ.

Позволю себе вкратце напомнить основное содержание этого материала и логику мысли (как я понял) его автора:

Марк Солонин, констатируя бесспорный факт подавляющего превосходства немецкой авиации в первые недели ВОВ, задается вопросом, оговариваясь, что до него этот вопрос уже сформулировал И. Бунич - куда делась советская авиация, насчитывавшая перед войной несколько тысяч самолетов (пока не будем оперировать конкретными цифрами), если официально признаваемые потери в первые дни войны составили лишь 1200 машин?

Автор после кропотливого анализа большого числа источников предлагает вниманию посетителей интернет-ресурса следующие выводы:

- по состоянию на 22 июня в советских ВВС насчитывалось более 20 000 боевых самолетов;
- численность боеспособного самолетного парка Люфтваффе, сосредоточенного против СССР 22 июня 1941 г., составляла около 2000 самолетов;
- пять приграничных округов (с учетом ВВС трех флотов) имели накануне войны 10-11 тысяч боевых самолетов. (Я намеренно опускаю методику подсчета, предоставляя возможность всем желающим обратиться к первоисточнику);
- к середине июля 1941 г. ВВС Западного, Юго-Западного, Северо-Западного и Южного фронтов с учетом истребителей Московской зоны ПВО имели чуть больше 2000 самолетов;

таким образом, за 3-4 недели боев из состава советских ВВС "исчезло" более 8000 самолетов.

Затем М.Солонин, анализируя статистику потерь в воздушных операциях на советско-германском фронте, во время "французской" 1940 г. кампании и во время "Битвы за Британию", приходит к выводу, что "средние потери даже в период ожесточенных сражений многотысячных авиационных армад не превышает 20-40 самолетов в день". Экстраполяция этих цифр на период лета 1941 года позволяет автору сделать вывод, что общие потери советских ВВС за первый месяц войны с учетом потерь от зенитной артиллерии и небоевых потерь, могли составить 1200-1500 самолетов (выделено мною, С.И.).

Этот вывод позволяет Марку Солонину выдвинуть свою "рабочую гипотезу" причины исчезновения советской авиации летом 1941 года - "БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ БРОСИЛИ И УНИЧТОЖИЛИ" сами советские авиаторы.

На мой взгляд, это предположение, несмотря на его "непатриотичность" и кажущуюся скандальность, по своей сути ВЕРНО. Почему - чуть позже.

А пока - другой вопрос, но самый главный, на который мне до сих пор не удается найти ответ: что явилось ПЕРВОПРИЧИНОЙ произошедшего, почему исчезла советская авиация (а не каким образом, что мы обсуждали выше), почему вся кадровая РККА образца 22 июня 1941 года (без малого 5 миллионов человек с огромным количеством вооружения и техники) перестала существовать к концу того рокового года? Почему через четыре с половиной месяца после начала войны немецкие войска стояли в пригородах Москвы, а через год с небольшим "мыли сапоги" в великой русской реке? В чем КАРДИНАЛЬНАЯ ПРИЧИНА самой крупной военной катастрофы уходящего двадцатого века?

Поэтому, когда на airforce.ru появился материал Евгения Ковалева "Еще раз о сталинских соколах", я обрадовался, предвкушая интересную полемику, в результате которой, возможно, будет найден ответ на глубоко интересующий, надеюсь, не только меня, вопрос. Но, увы...

Материал Евгения Ковалева разочаровал своей многословием, повторением общеизвестных фактов, односторонним цитированием, отвлечением от темы дискуссии и заставил, в итоге, усомниться в компетентности Е.Ковалева в военной и, в частности, авиационной, проблематике.

Из всего пространного материала "Куда "улетели" сталинские соколы" хотелось бы выделить три основных темы и по возможности их обсудить.

Но, в качестве введения, хотелось бы обратить внимание Евгения Ковалева на недопустимую для историка небрежность при работе с источниками. Например, автор широко практикует такие «виртуальные» ссылки: "Хорьков, с.42", "Евгеньев, с.36", "Zhukov, c.273", "Russia.... p.21", «Начальный…, с.57», «Суворов… стр.421» и т.д. и т.п. Более подробные ссылки на использованные источники в комментируемом материале мне найти не удалось.

Оговорюсь сразу, все цитаты «из Ковалева» выделены курсивом. Ссылки на Е.Ковалева приведены по распечатке моего принтера, поэтому, в зависимости от настройки браузера и принтеров посетителей airforce.ru, разбивка на страницы распечаток материала Евгения Ковалева “Еще раз о сталинских соколах” может изменяться – С.Исаев.

Следующая


Реклама