Воспоминания Г.Н.Жидова

Главная > Люди в авиации > Воспоминания Г.Н.Жидова

Подготовил к публикации Игорь Жидов  

 

Воспоминания - командира 1-й эскадрильи 123 ИАП (27 ГИАП)
Георгия Никаноровича Жидова (1916-1972)


Капитан Г.Жидов. Ленинград. Май 1942

Один из самых результативных авиаполков ПВО – 123 ИАП (С 22.11.42 - 27-й Гвардейский ИАП, с 2.7.44 27 Гвардейский истребительный Выборгский полк) достоин специального исследования. В прошлом редкий День ПВО и 22 июня обходился без напоминания о победах летчиков этого полка в первый день войны [Например, «Правда», 22 июня 1966 г., «Правда»12 апреля 1981, «Неделя» №15.1986]. Лейтенант И.Н.Калабушкин и сегодня считается самым результативным советским истребителем первого дня войны.

В последние годы с 123 ИАП оказались связанными несколько неожиданных сюжетов. Например, расположение одного из аэродромов 123 ИАП в нескольких километрах от границы, писатель-фантаст Резун-Суворов считает доказательством агрессивных намерений руководства СССР, не упоминая, что это полк ПВО и был вооружен истребителями И-153 «Чайка».
А автора нижеприведенных воспоминаний, написанных в 1959-60 годах, упоминают, как «вероятно, первую, среди советских летчиков, жертву немецкого аса В.Мельдерса на Восточном фронте». Г.Жидов совершил всего три парашютных прыжка, но все в 1939 году. А фамилию, возможно, приплели потому, что на первой странице его летной книжки надпись: «Количество полетов за 1935-40 и 41 год до 22.6 заполнены со слов летчика и на основании личного дела, т.к. летные книжки были уничтожены во время эвакуации с Западного фронта». Возможно, что довоенный архив полка достался немцам в качестве трофея.

Начал войну Г.Жидов 22 июня в 3.30 в звании лейтенанта, командиром звена. В советских источниках [Журнал "Военные знания" №3, 1948 год, стр.3.] встречается утверждение:
«22 июня 1941 года в 3 часа 45 минут летчик-истребитель лейтенант Георгий Жидов сбил бомбардировщик из эскадрильи первого эшелона немецко-фашистской авиации, налетевшей на нашу Родину, это был один из первых немецких самолетов, уничтоженный советским летчиком в дни Великой Отечественной войны»

Удивительно высокая нагрузка выпала летчикам 123 ИАП в первые дни войны. Из летной книжки:
«22 июня: 12 боевых вылетов (13 часов в воздухе) – 8 воздушных боев звеном сбили в районе Бреста –3 Ме109, 4 Ю 88 и Хш126, в районе ст.Жабинка еще 1 Ме109.
23 июня прикрытие Пинска и Бобруйска – 9 боевых вылетов – 3 боя с Ю88.
24 июня 19 боевых вылетов (18 часов 40 минут в воздухе)- бои с Ю88 и Хе111.
25 июня 12 боевых вылетов. Бои с Ю88 и Хе111.»

«Альбом боевой работы летчиков-истребителей 1-й эскадрильи 123 ИАП (27 ГИАП), где командиром Г.Жидов» начинается следующей записью

123 ИАП (27 ГИАП) формировался в г. Орша в марте 1940г. Командир полка - майор Б. Сурин, комиссар полка - батальонный комиссар Гольдфельд.

Входя в 123 ИАП под командованием капитана Котлинского и военкома - ст. политрука Корчагина, эскадрилья до начала военных действий 22 июня 1941г. занималась боевой и политической подготовкой по вводу молодых летчиков в строй.

В боях с немецкими оккупантами эскадрилья принимает участие с 22 июня 1941г.
22 июня 1941г. ведет бои по охране г. Кобрина и Бреста.

24 и 25 июня - прикрывая Пинск, с 25 по 29 июня прикрывала Бобруйск, сбив с 22 по 29 июня 18 самолетов противника.

22 июня 1941г. смертью храбрых пал старший политрук Корчагин. В первый вылет не вернулся с боевого задания Котлинский.

Командовать эскадрильей майор Сурин приказал лейтенанту Жидову.
За период с 22 по 29 июня в бою отличились летчики: Рябцев таранил Хе-113 и сбил один Ме-109, Калабушкин, Украинцев, Сахно, Чанборисов, Фунтусов.

С 2 по 10 июля летный состав переучивался на Як-1 на аэродроме Монино.

13 июля 1941г. получили самолеты Як-1 и базировались на аэродроме Набережная, с 15 по 28 июля эскадрилья охраняет Москву, летая на больших высотах и отрабатывая летную подготовку.

Состав эскадрильи: ком. эскадрильи - Жидов, военком Дуков, зам. комэск. Калабушкин, комзвена - Рябцев, Гурьев, летчики - Фунтусов, Сахно, Мечковский, Грозный.

В этом же составе приказом Верховной Ставки Главного Командования эскадрилья перебазировалась на аэродром Едрово по охране ж.д. узла Бологое.

С 29 июля по 5 сентября сбили 13 самолетов врага, потеряв двоих своих летчиков: Грозного и Рябцева.
Отличились летчики: Фунтусов, Рябцев, Калабушкин, и Гурьев.

С 20 сентября 1941г. эскадрилья ведет бои по охране г. Ленинграда и особенно - Ладожской трассы.

Всего эскадрилья произвела 2141 боевых вылетов с боевым налетом 1865 часов. Из них по штурмовке 62, разведку 66, произведено воздушных боев 283, в которых сбито с 22 июня 1941г. по 30 ноября 63 самолета противника, потерь своих 4 машины в боях и 2 не вернулось с боевого задания. В Отечественную войну летный и технический состав показал образцы мужества и отваги, преданности Родине и партии Ленина-Сталина.

В воздушных боях особо отличились летчики: ст. политрук Корчагин, лейтенант Рябцев, Калабушкин, Фунтусов, Карпов, Беляев, Шевцов, Гуров, Гуржий и Грозный.


4.09.1942 прикрывая наши войска в районе Колпино, в воздушном бою капитан Г.Жидов был тяжело ранен и командиром 1–й эскадрильи стал А.Т.Карпов, (Единственный летчик ПВО - дважды Герой Советского Союза).

Звание Героя Советского Союза Г.Жидову присвоено 14 февраля 1943 года.

Судя по записям в летной книжке Г.Жидов вернулся к полетам лишь в апреле 1943, а к боевой работе в июне в составе 11 ГИАП (командир гвардии подполковник Неуструев И.П.).

В апреле 1944 гвардии майор Г.Н.Жидов назначен командиром 401 ИАП. Последний по времени сбитым им немецкий самолет Ме109 (в районе Выборга) - 30.6.44.

В апреле 1945 года 401 ИАП из Ленинграда направлен на Дальний Восток, где в августе принимает участие в боевых действиях в Манчжурии.

Во время Великой Отечественной войны Г.Жидов на истребителях И-153, Як-1, Ла-5 выполнил 361 боевой вылет, и еще 2 боевых вылета на Ла-7 в Манчжурии. Из них: сопровождение бомбардировщиков - 26, сопровождение штурмовиков – 4, патрулирование – 254, прикрытие своих войск – 32, штурмовка - 15, свободная охота - 9, разведка – 23 боевых вылета. В 64 воздушных боях сбил 7 бомбардировщиков, 21 истребитель и один разведчик Хш126.

Игорь Жидов

 

Описанные ниже события произошли на Ленинградском фронте с сентября 1941 по сентябрь 1942 года.

То взлет, то посадка, то снег, то дожди...

Черная кошка №15

Туман

Один бой

Реклама

сколько см в 8 км