Ле Бурже 2005

   Главная >> Выставки >> Ле Бурже 2005 >> Часть 1. Военная авиация

 

Авиасалон Ле Бурже-2005

Михаил Барабанов

Часть 1. Военная авиация

Военная авиация на Ле Бурже 2005 была представлена весьма обширно, но действительно интересных вещей оказалось не так много.

Dassault привычно выставляла Mirage 2000-5 Mk 2 с большим разнообразным набором управляемого вооружения, включая КР Scalp EG / Black Schaheen, проданные в Грецию и ОАЭ:


1024 х 680


1024 х 680

Любопытное фото достаточно редкого вида авиационного оружия – семейства УАБ семейства Hakim (Al Hakeem), разработанного в 1990-е гг GEC-Marconi (затем Alenia Marconi Systems, затем MBDA) по специальному заказу ОАЭ:


1024 х 680

Rafale выставлялось аж два – один одноместный, другой двухместный, но оба осаждались несметными толпами патриотично настроенных французов, так что нормально снять самолеты было почти невозможно:


1024 х 680

Забавной деталью экспозиции был Mirage IVP, который выставлялся по случаю завершения срока службы самолетов этого типа – 23 июня последние машины-разведчики снимаются с вооружения после 41 года эксплуатации семейства Mirage IV. Всего самолеты этого типа налетали в ВВС Франции 337 000 часов.


1024 х 680

Также был представлен Eurofighter. Я насчитал аж четыре машины в разных углах выставки:


1024 х 680

Была представлена информация, что к моменту начала открытия салона для всех стран-участниц программы было изготовлено уже 46 серийных самолетов Eurofighter, налетавших суммарно более 3100 часов. RAF заявили, что совершили 1000 полетов на поставленных им Eurofighter, и что английские машины достигнут стадии оперативной готовности для нужд ПВО в середине 2007 г.

Наличествовал также Tornado F. Mk 3. Накануне стало известно, что британское правительство закрыло программу FOAS (Future Offensive Air System) по разработке потенциальной замены ударных самолетов Tornado, в связи с чем срок службы Tornado GR. Mk 4 в RAF будет продлен на почти все 2020-е гг. Взамен FOAS начаты исследования насчет возможности создания в будущем (как видно, достаточно отдаленном) ударного БПЛА.

Американцы выставляли F-15E, F-16C и F/A-18E. Бросалась в глаза стандартная темно-серая, почти черная окраска всех выставленных американских строевых боевых ЛА. Времена художеств, похоже, ушли в прошлое.


1024 х 680

F/A-18E находился на летном поле и заснять его вблизи мне не удалось. Вообще, с ним связаны главные «экспортные» новости – во-первых, он предложен американцами Болгарии в качестве наиболее вероятного истребителя для приобретения болгарскими ВВС. Как выясняется, "зажигают" болгары очень неслабо – они хотят истребитель с бортовой РЛС с AФАР(!), почему американцы и предложили им F/A-18E c APG-79. Как можно понять, предлагается продажа или передача в лизинг новых машин из числа заказанных ВМС США. Формально в качестве возможных участников болгарского конкурса фигурируют также F-16 и JAS-39.

Одновременно Boeing объявил о предложении F/A-18E Super Hornet Block II на известный индийский тендер. Конфигурация включает БРЛС APG-79, УР AIM-9X, контейнер ATFLIR, дополненный аппаратурой передачи данных, Advanced Crew Station и т.п. вкусности. Шансы же в Индии Lockheed Martin с F-16 ввиду его «пакистанства» оцениваются как мизерные.

Выставлялся полноразмерный макет F-35:


1024 х 680


1024 х 680

Рядом был представлен образец уникальной вентиляторной подъемной системы LiftFan (LiftSystem), созданной Rolls-Royce для F-35B:


1024 х 680

Образчики современных американских «демократизаторов» - слева комплект Long Shot для переделки обычных бомб в УАБ с крыльевой системой, в центре КР AGM-158 JASSM:


1024 х 680

Очень активно рекламировался JAS-39 Gripen. Всем желающим давали возможность не только полазить по нему, но и «грипеновцами» раздавалось огромное количество постеров, календарей, сумок, ремешков и всякой прочей дребедени. Gripen демонстрировался в окружении множества разнообразного управляемого авиационного вооружения американских, европейских и израильских производителях, демонстрируя готовность по желанию заказчика интегрировать что угодно. Как раз перед шоу Saab отрапортовал о проведении огневого испытания AIM-120C-5 с JAS-39 для чехов.


1024 х 680


1024 х 680

Образчики вооружения вокруг Gripen: подвешена ПКР RBS 15F, слева израильский комплект SPICE для переделки бомб в УАБ со спутниковой системой коррекции и двигателем, в центре УАБ Paveway II, справа американская ракета AGM-154 JSOW:


1024 х 680

УР ближнего воздушного боя от трех «кустов» – AIM-9X, ASRAAM, Python 5


1024 х 680

Подвешены новая УР класса воздух-воздух IRIS-T и Maverick, лежит германо-шведская КР KEPD 350 Taurus:


1024 х 680

КР KEPD 350 Taurus – вид спереди. Хорошо видна ИК ГСН типа IIR. Рядом какая-то израильская УАБ. Слева производится раздача рекламной продукции мирному населению:


1024 х 680

Совершенно грандиозные размеры имела израильская экспозиция, занимавшая несколько павильонов. Следует отметить умение израильтян выставлять все весьма наглядно, а также наличие большого количества печатных рекламных и информационных материалов.
Образчики израильской продукции - «Питончики» и очередной комплект с крыльями и СН для модернизации обычных бомб в управляемые

В классе учебных самолетов главные новинки представляла итальянская Aermacchi. Это был, во-первых, двухдвигательный УТС М-346, выросший из программы Як-130Д. Выставлялся и летал второй опытный эксземпляр М-346. Отличия в аэродинамике от Як-130Д хорошо заметны:


1024 х 680


1024 х 680

Также впервые был выставлен однодвигательный УТС основной подготовки М-311 – своего рода глубокая модернизация самолетика S.211 70-х гг. Первый полет М-311 совершил только 1 июня. Aermacchi начала кампанию активного продвижения М-311, предложив его, в частности, Сингапуру для замены его предшественника - S.211. Кроме того, есть желание пропихнуть его на тендеры в Великобритании и Турции.


1024 х 680


1024 х 680

Индийцы выставляли свой новый реактивный УТС основной подготовки HJT-36. Демонстрировался и летал один из прототипов с движком Larzak. Для серийных машин срочно ваяется «Сатурном» АЛ-55И. Была подтверждена информация о разработке HAL на основе HJT-36 его двухдвигательного варианта для повышенной подготовки HJT-39:

BAE Systems выставляла весьма внушительно выглядящий Hawk AJT, декларируя возможность применения с него, в том числе, и УР Brimstone:


1024 х 680

Одним из «гвоздей» был пресловутый особо легкий реактивный УТС Javelin, к разработке которого присоединилась израильская IAI, переведшая проект из стадии полусамоделки колорадской ATG в нечто дееспособное. Тем не менее, особой очереди желающих купить это чудо в военном исполнении пока не видно:

Был представлен и летал американо-итальянский транспортник С-27J Spartan (деривация G.222) – первый серийный самолет, полученный в мае ВВС Греции:


1024 х 680

Прямо напротив него стоял его четырехмоторный "старший братец" – C-130J:


1024 х 680

Выставлялся также главный конкурент С-27J – европейский (строго говоря, испанской CASA) двухмоторник С-295М, причем в окраске польских ВВС, но его фото у меня не вышло.

Boeing продолжает пытаться реанимировать свою скандальную программу заправщиков КС-767. На салоне летал первый КС-767, полученный ВВС Италии. Из новостей военно-транспортной авиации можно отметить обнародованный Boeing проект создания «тактического» транспортного самолета C-17A Plus на основе стратегического транспортника С-17А. Требования ВВС США составляют возможность взлета C-17A Plus с полной нагрузкой с полосы в 2000 футов.



Ну, а это из серии «своё, родное»:


1024 х 680

Откровенно говоря, российская экспозиция не особо впечатляла и была представлена в основном модельками. Единственным «натурным» экспонатом был Су-27СКМ – модернизированный вариант экспортного Су-27СМ. Судя по всему, СКМ сделан для юго-восточного рынка. Выставлялся прототип в трехцветном серо-зеленом пятнистом камуфляже с бортовым номером «305». На стоянке мне его застать не удалось, поскольку он участвовал в демонстрационных полетах.

На стендах отечественных предприятий было как всегда изрядно деталей непонятного назначения, представленных достаточно неприглядным образом. И это при том, что рядом же находились стенды всяких западных субподрядных компаний, где даже пучки проводов сопровождались массивными стендами с кричащими надписями, что данная фирма со своими проводками и кусками алюминия участвует в программе А380, Rafale или еще какой. А нашим рекламировать таким образом и в голову, похоже, не приходит – в самом деле, китайцы и так купят, а остальным и нахрен знать не надо :-))

Еще родные экспонаты с «надписями на русском языке»:


1024 х 680

Замечу, что несмотря на то, что небо было облачным, была изрядная духотища и я за день пребывания на поле Ле Бурже буквально обгорел от солнечной радиации, приобретя на голых частях тела оттенки красного, переходящего в черное... К концу недели же тучи окончательно рассеялись и в Париже воцарилась невероятная жара.

Вверх Следующая

© Михаил Барабанов

Реклама