Главная >> Фотогалерея >> Галерея Александра Дундина >> Поход "Адмирала Кузнецова"


Сразу оговорю аббревиатуры. ТАвКр – тяжёлый авианесущий крейсер, РКр - ракетный крейсер.
Наш ТАвКр имел различные имена на протяжении своей истории. Сейчас гордо носит имя знаменитого комфлота: "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Итак, ТАвКр "Кузнецов". Единственный на сегодня авианосец в России. Не буду сейчас говорить банальности о причинах сложившейся ситуации, достаточно того, что она есть "де факто".
Любой авианосец есть не что иное, как ходящий по морям-океанам аэродром со всеми вытекающими отсюда сложностями. (Не видел ни одного аэродрома без сложностей! Может, не там летал?) Ну, а раз есть аэродром – должны быть и полёты, и все присущие им тонкости и нюансы.
Крайний раз со всем этим "комплексом мероприятий" довелось столкнуться в сентябре - октябре 2004 года во время демонстрации нашего флага у берегов Исландии.
Основной задачей вертолётной авиации на нашем авианосце можно однозначно назвать поисково-спасательное обеспечение полётов истребительной авиации. В начале лётной смены – облёт радиотехнических средств корабля вертолётом Ка-29, далее - разведка погоды. Потом взлетает вертолёт Ка-27ПС в зону по правому борту от ТАвКр и сопровождает все взлёты и посадки истребителей с палубы. При этом необходимо рассчитывать полёт так, чтобы в минимальное время, в случае аварии или, не приведи Господь, катастрофы, выйти в точку приводнения катапультировавшегося пилота истребителя.
Короткий перерыв на дозаправку - и снова туда же. И так в течение всей лётной смены. По мере надобности производится доразведка погоды, осмотры районов полётов, зон отработки техники пилотирования.
Мобильность вертолётов палубного базирования позволяет им в кратчайшие сроки в случае необходимости вылететь и на доставку различных грузов, перевозку личного состава. Так, во время выхода в октябре 2004 года, в ходе выполнения плановых полётов был доставлен с РКр "Устинов" на ТАвКр "Кузнецов" матрос, у которого начались осложнения после операции по удалению аппендикса. Вовремя оказанная помощь, возможно, спасла человеку жизнь.
В конце выхода к берегам Исландии вертолётами совместно с корабельными спасательными командами отработаны учения по спасению людей, находящихся в воде. Были отработаны поиск, наведение и подъёмы с воды спасателей и манекенов. С твёрдой уверенностью могу заявить, что вертолётчики спасать умеют.
Совместно с кораблём отрабатывались задачи боевого дежурства авиации по ПВО. Вспоминались и заново нарабатывались навыки совместных боевых дежурств истребителей и вертолётов, несколько подзабытые с боевой службы 1996 года. Нормативы на взлёт не фантастические, но немного напрягаться приходилось при переводе в высшие степени боевой готовности. Как не крути, а длина корабля чуть больше 300 метров. Их ещё помножить на количество коридоров, отсеков и палуб. В общем, из каюты ещё нужно успеть добежать до вертолёта по сигналу.
Корабли отрабатывали и свои задачи. Из них самыми запоминающимся, на мой взгляд, были учения по одновременной заправке нескольких кораблей от одного танкера. Это красиво.
К сожалению, погодные условия в этой части Гренландского моря и в это время года не располагают к морским круизам. 8-балльный шторм даже на авианосце неприятное явление. А о других кораблях ордера уж и говорить не приходится. Эсминец на наших глазах клало на борт с кренами (как потом выяснилось) свыше 45 градусов. А это не маленькая "шаланда", длина корабля свыше 100 метров. Зрелище то ещё!
Впрочем, всё описанное мной можно было увидеть в фильме бригады НТВшников "Зашкеренные в океане". Правда, про вертолётную авиацию там была одна лишь фраза (цитирую): "… базируются самолёты и вертолёты…" и показана левая передняя стойка шасси после доставки больного матроса с "Устинова". Но и за это, как говорится, спасибо киношникам! Хотя, по словам друзей с "Кузнецова", этой съёмочной бригаде лучше больше не приезжать на авианосец. Так ничего и не поняли люди за месяц пребывания на корабле, к сожалению!
В общем, несмотря ни на что, флот ещё живёт, авиация летает. Обидно только, что недалеко и немного. Мои снимки, я надеюсь, помогут немного более детально прокомментировать этот кратенький рассказ. К сожалению, не всё удалось снять в ходе выхода в море. Такова особенность работы штурмана, отвлекаться особенно некогда. Всем удачи, привет!


Часть 1. Полеты на БПК
"Адмирал Чабаненко"


Часть 2. ТАвКр "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"


Часть 3. Су-25УТГ
на "Адмирале Кузнецове"


Часть 4. Су-33: На палубе


Часть 5. Су-33: Взлеты


Часть 6. Су-33: Посадки


Часть 7. Ка-27: Взлеты

© Александр Дундин

Реклама

кресла для оператора