insignia.jpg (24520 bytes)

Как только летающие машины стали использоваться в практических целях, их военное применение стало очевидным и, фактически, было продолжением применения воздушных шаров. За столетие до первого успешного полета братьев Райт были очень популярны фантастические описания будущих воздушных сражений. В 1899 г. Гаагская конвенция запретила применение любых взывчатых веществ с летательных аппаратов (в то время речь шла о воздушных шарах, конечно). Это было подписано всеми основными державами. Хотя воздушные шары и использовались для сброса бомб, их применение значительно ограничивалось отсутствием возможности свободного перемещения в воздухе. Однако, они хорошо выполняли роль разведывательных платформ, и многие военные аналитики именно так себе и представляли задачи аэропланов, после их появления. С самого зарождения авиации правительства и частные лица, работающие под правительственным контролем, разрабатывали аэропланы именно для этих целей. И возникла задача обозначения этих машин как государственной собственности. Полеты с флагами были очевидным решением, но это было неэффективно, а зачастую и опасно. Нанесение изображений флага стало естественной альтернативой.

Первое известное применение знаков гос.принадлежности было в 1910 г. на соревнованиях по бомбометанию в Вене. Каждая машина, участвовавшая в соревнованиях, несла на крыльях полоски в виде гос.флага. Мы знаем, что в этих соревнованиях приняли участие аэропланы из России, Франции, Италии, Румынии; Польша и Богемия приняли участие в этих соревнованиях под красно-белым флагом Австро-венгерской империи.

Когда началась первая мировая война, многие страны уже использовали аэропланы в военных целях, обычно для разведки, но иногда и для сброса бомб. Италия, Франция, Испания, Болгария, Турция, Сербия, Греция, Румыния, Мексика, США и даже Китай использовали аэропланы в военных конфликтах с 1911 по 1914 гг.

Франция стала первой страной упорядочившей 26 июля 1912 г. применение знаков гос.принадлежности, установив их размеры, вид и места нанесения на аэроплан. Эти знаки в виде круга с цветами французского флага использовались в некоторых подразделениях французской армии еще со времен Наполеоновских войн. Румыния стала второй страной, использовавшей знаки в виде круга.

Первая мировая война ускорила разработку военных самолетов и увидела первые бои между аэропланами. Это вызвало необходимость в стандартизации национальных обозначений не только для опознания своих аэропланов, но и для наземных войск, которые должны были знать, кто летает над ними - друг или враг. К концу войны система обозначений была хорошо проработана, но были и некоторые проблемы. Многим пилотам союзнических сил не нравились круги на их самолетах, выглядевшие как мишень для прицеливания. Военные летчики чувствовали себя неуютно сидя между двумя концентрическими кругами на крыльях, превращавщими их в хорошо заметную цель. Белые круги обозначений не соответствовали принципам камуфляжа и в конце войны они были убраны с самолетов, выполняющих ночные полеты.

Во время второй мировой войны белые круги опять были уменьшены или убраны вообще, а в тихоокеанском регионе перестали наносить красные круги, во избежание путаницы с японскими самолетами. Нейтральные страны, которые чувствовали необходимость подчеркнуть свою непричастность, использовали гораздо более отчетливые обозначения.

С увеличением скорости самолетов в 70-х годах, знаки гос.принадлежности стали почти полностью неуместны. В военных конфликтах многие государства используют затемненные или серые варианты гос.знаков. В некоторых партизанских войнах в Африке в 70-80-х гг. национальная маркировка вообще не использовалась.

Таким образом история совершила полный круг, и только в медленно развивающихся странах третьего мира национальная маркировка остается очень важной частью игры, поскольку наличие собственных ВВС - обязательный атрибут для самоутверждения многих небольших государств. Многие из этих стран используют самолеты принадлежащие, обслуживаемые и управляемые наемниками из других стран. Однако по политическим причинам эти самолеты чаще всего имеют маркировку не стран, которым они действительно принадлежат, а стран, для которых они используются.

Даты указаны приблизительные и часто реальное использование начинается еще до официальных распоряжений.

Реклама