Роторные ЛА

Первые:

Модель геликоптера с часовой пружиной с двумя роторами противоположного вращения была сконструирована и испытана в 1754 г. русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Это была возможно первая в мире самодвижущаяся модель вертолета. (Модель вертолета подобного типа была сконструирована Якобом Дегеном в 1816 г.)

Первый советский успешно летавший автожир (действительно первый советский роторный аппарат) был КаСКр-1, который совершил первый полет в сентябре 1929 г. Сконструированный Николаем Скржинским и Николаем Камовым, он имел фюзеляж, взятый от аэроплана У-1. (Первый в мире автожир был сконструирован испанцем Хуаном де ла Серва в январе 1923 г.)

Первый в мире автожир с вооружением был советский А-7За, несший три 7,62 мм пулемета ПВ-1. Вооруженные и невооруженные А-7-е производились серийно для разведки и целеуказания и использовались на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Первым русским специально сконструированным боевым вертолетом стал Ми-24 Миля, который поступил на вооружение в начале 70-х годов. Первой действительно боевой версией стал Hind-D. Он имел полностью переделанную носовую часть, на которой помещались тандемом две бронированные индивидуальные кабины, и другие изменения, заключавшиеся в установке более мощных двигателей ТВ3-117 и 12,7 мм четырехствольной пулеметной установки предназначенной для атаки как наземных так и воздушных целей. Следующий Ми-24В Hind-E мог нести восемь ПТУР АТ-6 Спираль или АА-8 (воздух-воздух) и Ми-24П Hind-F, получивший взамен четырехствольного пулемета двухствольную 30 мм пушку. Общее количество Ми-24 различных модификаций в 1990 г. составило 2300 экз. Кроме ВВС России экспортные варианты Ми-24 состоят на вооружении по крайней мере 18 стран.

Самым большим в мире серийным вертолетом и первым успешным вертолетом с 8-милопастным ротором является Ми-26 Миля. Первый прототип двухтурбинного тяжелого транспортного вертолета состоялся 14 декабря 1977 г. Построено уже более 70 экз. (10 для Индии - остальные для ВВС России.) Его полезная нагрузка составляет 22 тонны и равна нагрузке С-130 Геркулес и его общая длина 40,03 м почти равна размаху крыльев Геркулеса. В течение трех дней в феврале 1982 г. Ми-26 установил 5 рекордов подъема груза на высоту. 2 февраля Ми-26 пилотируемый Г.П.Карапетяном поднял груз 10 тонн на высоту 6400 м, 3 февраля (пилот - Г.В.Алферов) груз 25 тонн на 4100 м и общий вес 56 768,8 кг на высоту 2000м.

Первым российским боевым вертолетом с самого начала конструировавшимся с тандемным расположением экипажа стал Ми-28 Миля. Имеющий общепринятую ныне конфигурацию боевого вертолета, он снабжен пятилопастным ротором и хвостовым винтом типа “ножницы” , двигательная установа состоит из двух турбовальных двигателей ТВ3-117 и экипаж защищен титановой и композитной броней. Широкий ассортимент вооружения может использоваться им для выполнения разнообразных задач, включая противовоздушные операции, поддержку морских десантов и ночные атаки. Первый прототип совершил полет 10 ноября 1982 г.

Самые большие:

Самым большим вертолетом когда либо поднимавшимся в воздух был русский Ми-12 Миля, поднявшийся в воздух в первый раз 12 февраля 1969 г. Двухвинтовой аппарат с общим размахом (включая лопасти) в 67 м и фюзеляжем длиной в 37 м, он был оснащен четырьмя 6500-сильными турбовальными двигателями Соловьева Д-25ВФ. Првые сведения об этом громадном вертолете дстигли Запада в 1969 г., когда Советский Союз обратился в ФАИ с регистрацией нескольких рекордов грузоподъемности. Позднее, 6 августа 1969 г., Ми-12 установил мировой рекорд поднятия груза 40 204,5 кг на высоту 2255 м. В серийное производство не поступил.

Самые высотные:

Нынешний рекорд ФАИ в высоте и скорости прямого полета для конвертопланов принадлежит русскому Ка-22 “Винтокрыл” Камова. Рекорд высоты, установленный 24 ноября 1961 г. составил 2588 м, и рекорд скорости 7 октября 1961 г. - 356,3 км/ч. Пилотом, установившим рекорд скорости стал Е.Ефремов.

Наиболее:

Единственный в мире боевой вертолет соосной схемы разработан в КБ Камова. В отсутствие подтвержденного КБ Камова наименования он известен только под НАТОвским обознчением “Hokum”. Предполагается, что серийный вертолет будет иметь обычное тандемное расположение экипажа из двух человек. Первая информация о вертолете появилась в 1984 г., прототип, впервые увиденный в полете, нес вооружение только типа “воздух-воздух”, и если он будет принят на вооружение, то этот вертолет Камова также станет первым в мире вертолетом специально разработанным для воздушного боя. (Информация 1991 г.)

Военная авиация

Первые:

Первым русским аэропланом, вооруженным пулеметом, был Дукс-1, биплан с толкающим винтом предназначавшийся для атаки наземных целей. Это было в 1913 г.

Первым в мире серийным четырехдвигательным бомбардировщиком и разведывательным самолетом стал биплан Илья Муромец (конструктор - И.Сикорский. С.Баск), которым была вооружена Эскадра Воздушных Кораблей (ЭВК) русской армии с 10 декабря 1914 г. (дата образования эскадры). У этого подразделения было от 40 до 50 этих гигантов. Общее количество построеных машин составило 73, которые совершили 400 бомбовых рейдов, первый против цели на территории Польши 15 февраля 1915 г. Оснащенный 125-220-сильными двигателями Илья Муромец мог летать со скоростью 97-129 км/ч и мог нести до 680 кг бомб. Его экипаж доходил до 16 человек.

Первым русским самолетом сконструированным для воздушного боя стал двухместный биплан Сикорского С-16, появившийся в январе 1915 г. Вооруженные синхронным пулеметом С-16е были поставлены на вооружение ЭВК, как экспериментальный эскорт для Ильи Муромца.

Первый серийный истребитель в Советском Союзе - И-1 Поликарпова (Ил-400), совершивший первый полет 23 августа 1923 г. Моноплан с низкорасположенным крылом, он был в дальнейшем оснащен американским двигателем Либерти.

Первым в мире четырехдвигательным монопланом выпускавшимся серийно был советский бомбардировщик ТБ-3 Туполева, который совершил первый полет 22 декабря 1930 г. под обозначением АНТ-6.

Первым в мире истребителем-монопланом с полностью закрытой кабиной и полностью убираемым шасси стал И-16 “Ишак” Поликарпова. Прототип совершил первый полет 31 декабря 1933 г., и поставка в войска первой модификации - Тип 1 началась летом 1934 г. И-16 Тип-1 был оснащен 450-сильным двигателем М22, имел скорость 360 км/ч на уровне моря и был вооружен двумя пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм.

Первое в мире успешное применение ракет “воздух-воздух” против самолета зафиксировано 20 августа 1939 г., когда пять советских истребителей И-16 Тип-10, каждый из которых нес восемь 82 мм ракет на подкрыльевых направляющих вступили в бой против японских истребителей в районе Халкин-Гола, Монголия. Звено под командованием капитана Звонарева в этом бою сбило два истребителя А5М Митсубиси.

Первой потерей понесенной ВВС Финляндии в зимней войне 1939-40 гг. против Советского Союза стал сержант Кукконен из истребительной эскадрильи HLeLv24, сбитый под Виипури огнем свой зенитной артиллерии 1 декабря 1939 г.

Первую воздушную победу зафиксированную в Советско-Финской войне одержал лейтенант Эйно Лююкканен 1 декабря 1939 г. летавший на Фоккере D XXI, сбивший русский бомбардировщик СБ-2.

Первой воздушной победой заявленной в “продолженной войне” между Финляндией и Советским Союзом стало сбитие двух советских бомбардировщиков ДБ-3 шестью финскими Фоккерами D XXI над ж/д станцией Риихимаки в первом воздушном бою, который возможно произошел 25 июня 1942 г.

Первыми чисто реактивными советскими самолетами были МиГ-9 и Як-15, прототипы которых совершили первый полет 24 апреля 1946 г. Як-15, сконструированный Александром Яковлевым стал первым реактивным истребителем поступившим в ИА ПВО в начале 1947 г. Оснащенный реактивным двигателем РД-10 (русская копия немецкого Юмо 004В), развивающим тягу в 850 кг, он был вооружен двумя 23 мм пушками НС-23 и имел скорость 786 км/ч на высоте 5000 м. Как и первый реактивный бомбардировщик Туполева, Як-15 появился в результате адаптации поршневого самолета к реактивному двигателю. Прототип сохранил крылья, кабину, хвостовое оперение, хвостовое колесо от Як-3 Яковлева, в передней части фюзеляжа был установлен реактивный двигатель, выхлоп которого выходил сразу за кабиной пилота. Для защиты фюзеляжа от раскаленных газов был установлен экран из жаропрочной стали и хвостовое колесо, обгоравшее в полете, пришлось сделать цельнометалическим. В составе группы испытателей КБ в 1947 г. была Ольга Ямщикова, возможно первая женщина в истории совершившая полет на реактивном истребителе.

Первым советским реактивным бомбардировщиком поднявшимся в небо 24 июля 1947 г. стал Ил-22 Ильюшина. Однако, первые испытательные полеты были неудовлетворительными и проект был прекращен.

Первым советским реактивным бомбардировщиком поступившим в ограниченное серийное производство был Ту-12 Туполева, - обычный Ту-2 у которого заменили поршневые двигатели реактивными. Прототип совершил первый полет 27 июля 1947 г. с двумя двигателями РД-10 суммарной тягой в 1600 кг, скопированными с Юнкерса 004В. В дальнейшем устанавливали двигатели РД-500, русский эквивалент Роллс-Ройс Дервент 5, который развивал тягу 2000 кг.

Первый самолет сбитый ракетой класса “земля-воздух” во время полета над Советским Союзом 1 мая 1960 г. был разведовательный самолет Локхид У-2 пилотируемый Фрэнсисом Гари Пауэрсом. Способность Советов перехватывать такие высотные цели заставила пересмотреть взгляды на проектирование стратегических самолетов.

Первым советским сверхзвуковым бомбардировщиком был Ту-22 Туполева, который впервые был показан публично в 1961 г. Было построено около 250 самолетов, из которых около 75 остаются в строю ВВС (в основном в качестве самолетов РЭП и разведки) и 50 в морской авиации (данные на 1992 г.). Максимальная скорость 1,4 М.

Первые советские боевые самолеты с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23 и Су-17 были показаны в Домодедово 9 июля 1967 г. как Микояновский Е-231 и Сухой С-22И. Серийное производство самолетов началось в 1972-73 гг.

Первый в мире большой сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью - советский Ту-22М Туполева, известный на Западе как Бэкфайр. Впервые он был замечен Западом в 1970 г. Два турбовентиляторных двигателя разгоняют его до скорости 2 М.

Первым советским боевым самолетом вертикального взлета и посадки (ВВП) действующим в составе советского ВМФ и вторым в мире боевым самолетом с ВВП стал Як-36МП Яковлева. Взлетевший впервые в 1971 г. Як-36МП был размещен на крейсере “Баку” и трех крейсерах класса “Киев”. В отличие от английского Харриера, Як использует для взлета и горизонтального полета разные двигатели. “Киев”, спущенный на воду в мае 1975 г., стал первым советским авианосцем.

Самый маневренный в мире боевой самолет - русский Су-27. Первый полет он совершил 20 мая 1977 г. В 1991 г. он стоял на вооружении только советских ВВС.

Первый этап русского вторжения в Афганистан начался 24 декабря 1979 г., когда самолеты МиГ-21 и МиГ-23 сопровождали большое количество транспортных самолетов, перевозивших около 5000 десантников 105-й гвардейской дивизии ВДВ в кабул.

Первым русским авианосцем для самолетов с обычным взлетом/посадкой стал “Тбилиси”, переименованный позднее в “Адмирал Флота Кузнецов”. Постройка началась 5 декабря 1985 г. и он был введен в строй в начале 1990-х. Он может нести на борту 24 Су-27К и МиГ-29К.

Русский МиГ-29 Микояна совершил первый полет 6 октября 1977 г. Первое появление МиГ-29 за границами Варшавского пакта свершилось 1 июля 1986 г., когда шесть этих совершенных истребителя нанесли дружественный визит на авиабазу Риссала ВВС Финляндии.

Первый русский самолет с обычным взлетом/посадкой совершивший посадку на авианосец - Су-27К (Т-10-24), севший на палубу “Тбилиси” 1 ноября 1989. В этот же день посадку совершил и МиГ-29К.

Самые большие:

Самый большой самолет в русской армии во время 1-й мировой войны был Илья Муромец, самая большая модификация которого - ИМ-Е1 (было построено 6 машин) с размахом крыла 31,35 м и длиной 18,20 м. Первая военная версия этого самолета поступила на вооружение в 1914 г. и это был первый в мире тяжелый четырехмоторный бомбардировщик.

Самый большой в мире бомбардировщик с изменяемой стреловидностью - русский Ту-160, принятый на вооружение в 1988 г. Этот бомбардировщик, скорость которого достигает 1,88 М, имеет размах крыльев (развернутых) 55,70 м и длину 54 м.

Самая большая в мире военная летающая лодка, находящаяся на вооружении - русский А-40 “Альбатрос” Бериева. Оснащенный двумя турбореактивными двигателями Д-30КПВ Соловьева, он имеет размах крыла 42 м, длину 42 м и крейсерскую скорость 800 км/ч.

Самый большой в мире военно-транспортный самолет - русский Ан-124 Руслан, имеющий максимальный взлетный вес 405 000 кг. Его шестидвигательный вариант Ан-224 Мрия тоже может использоваться для военных операций и он имеет взлетный вес 600 000 кг и полезную нагрузку 250 000 кг.

Самые быстрые:

Самый быстрый в мире винтовой самолет - русский Ту-95/142, его четыре 14 795-сильных двигателя НК-12МВ, вращающие восьмилопастные пропеллеры разгоняют его до скорости 925 км/ч.

Самый быстрый в мире боевой самолет находящийся на вооружении - русский МиГ-25 развивающий скорость 3,2 М (3395 км/ч) без ракет на внешней подвеске. С ракетами его скорость может достигать 2,8 М.

Наибольшая высота достигнутая самолетом с атмосферными двигателями, также являющаяся абсолютнам рекордом высоты зарегестрированным ФАИ - 37 650 м. Она была достигнута 31 августа 1977 г. Александром Федотовым на специально подготовленном Е-266М Микояна (МиГ-25).

Наибольшие:

Наибольшие потери самолетов за один день во второй мировой войне понес Советский Союз 22 июня 1941 г. В этот день на рассвете немецкие войска вторглись в СССР и было уничтожено 1811 самолетов, 1489 из которых были уничтожены на земле.

Наиболее:

Первыми русскими самолетами вступившим в бой в Испании в составе республиканских ВВС были истребители И-16 Тип-6 Поликарпова под командованием генерала Каманина. К сентябрю 1936 г. в Испанию из СССР прибыло 105 машин и с ними около 200 пилотов и 2000 человек наземного персонала. И-16 приняли первый бой 5 ноября 1936 г.. Всего в Испанию было поставлено 475 самолетов. Более много численными в Испании были истребители И-15. Не менее 415 самолетов обоего типа было потеряно в воздухе и на земле. Самым многочисленным бомбардировщиком республиканских ВВС был СБ-2 Туполева. Было поставлено 210 самолетов, 178 было потеряно.

Один из самых выдающихся советских самолетов второй мировой войны - Пе-2 Петлякова, прототип которого ВИ-100 совершил первый полет 7 мая 1939 г. Было построено около 11 000 машин. Они составили основу советских тактических операций на западном фронте. Также они использовались как тяжелые истребители и разведчики.

Самый мощный в мире турбовинтовой двигатель - русский НК-12МА Кузнецова, развивающий 15 000 л/с. Четыре таких двигателя устанавливались на Ан-22 “Антей”.

Самые старые:

Самый старый в мире бомбардировщик состоящий на вооружении - Ту-4 Туполева. Скопированные Советами с Б-29 Суперфортресс, 15 машин остаетюся на вооружении ВВС Китая. Однако они используются как транспортные самолеты.

Доблесть и достижения:

Самая большая высота спасания при прыжке без парашюта - 6705 м. В январе 1942 г. лейтенант И.М.Чисов (Chisov - Чижов ?) выпрыгнул из сильно поврежденного Ил-4. Он упал на склон заснеженного оврага и соскользнул вниз по склону, получив перелом костей таза и серьезные повреждения позвоночника, но оставшись в живых. Установленно, что человеческое тело разгоняется при падении до 200 км/ч (300 км/ч при падении вниз головой.)

litvyak.jpg (5858 bytes) Самая успешная советская женщина - пилот истребителя во второй мировой войне и, видимо, наиболее успешная летчица в мире - мл.лейтенант Лидия Литвяк из 73-го гвардейского истребительного полка. Летая на Яке она сбила 12 самолетов противника, но сама погибла 1 августа 1943 г.

(По советским данным, летчица 586 ИАП О.Ямщикова сбила 17 самолетов противника. - С.Д.)
Фото из архива Л.Угрюмова.

 

 

Наиболее успешные пилоты русской императорской армии во время 1-й мировой войны:
Штабс-капитан А.А.Казаков - 17 сбитых
Капитан П.В.Даргуев (d’Argueeff) - 15
Лейтенант А.П.Северский - 13
Лейтенант В.Смирнов - 12
Еще 14-15 пилотов одержали от 5 до 11 подтвержденных побед.

Лучший ас советских ВВС во второй мировой войне - гвардии полковник Иван Кожедуб - 62 победы.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

http://labdepot.ru/oborudovanie/vakuumnye-laboratornye-pechi/