8 августа 1941 г.

  Главная >> История >> Документы Великой Отечественной >> 09.02.1942

 

Секретно

№ 0217
8.8.41.

КОМАНДУЮЩИМ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ АРМИЙ, КОМАНДИРАМ 47-й, 46-й, 43-й, 23-й и 31-й АВИАЦИОННЫХ ДИВИЗИЙ, КОМАНДИРАМ 1-го ТЯЖЕЛОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА, 314-го ОТДЕЛЬНОГО РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА, 39-й РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ АВИАЦИОННОЙ ЭСКАДРИЛЬИ

УКАЗАНИЯ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С НАЗЕМНЫМИ ВОЙСКАМИ В ОБЩЕВОЙСКОВОМ БОЮ

Итоги боевых действий военно-воздушных сил Западного фронта за период с 26.7 по 31.7 показали, что части не сумели достигнуть должного взаимодействия с войсками в общевойсковом бою и тем самым не смогли своими усилиями эффективно влиять на его исход и в достаточной степени облегчить положение наземных войск. Как правило, организация боевых действий авиации не обеспечивает полностью взаимодействия с наземными войсками. Наша авиация до сего времени действует без полного учета конкретных запросов войск, будучи слабо с ними связана. несмотря на то, что авиационные дивизии и авиационные группы приданы для обеспечения действий определенных армий и армейских групп.

Основными недостатками в работе частей военно-воздушных сил Западного фронта, отрицательно влияющими на тесное и эффективное взаимодействие в общевойсковом бою, считаю:

1. Части военно-воздушных сил действуют с основных базовых аэродромов, удаленных на 80 - 100 км от линии фронта, что сильно удлиняет время с момента постановки задачи до удара по цели; уменьшает радиус действий авиации, особенно истребителей, у которых часто время нахождения и боевых действий в районе цели сокращается до 15 - 20 минут. Такой малый отрезок времени не может обеспечить должного прикрытия истребителями ни войск, ни наших бомбардировщиков, ни разведчиков поля боя. При всей ненормальности такого положения командиры авиационных соединений и частей неохотно идут на приближение своих авиационных частей к линии фронта, мотивируя это трудностями организации связи, управления, материального обеспечения и прямо боязнью быть уничтоженными авиацией противника на земле.

С 28.7.41 г. согласно моему приказу группы 47-й смешанной авиационной дивизии, 43-й истребительной авиационной дивизии и Зотова взаимодействующие с войсками, были переброшены для ведения боевых действий на передовые площадки: Мартынишино, Кулешовка, Богдановщина, отстоящие от линии фронта на 30 - 40км (что также очень далеко). Эти группы обеспечили хорошее взаимодействие с наземными войсками.

Следует учитывать, что противник, взаимодействуя с войсками, как правило, производит полеты исключительно с аэродромов, расположенных в непосредственной близости от линии фронта.

2. Вторым крупным нашим недочетом является то, что командиры авиационных соединений не имеют и не стремятся иметь постоянный личный контакт с командирами общевойсковых соединений. Командиры авиационных дивизий или их заместители не бывают и не считают нужным бывать на командных пунктах общевойсковых командиров в периоды тесного тактического взаимодействия авиации с наземными войсками.

Поэтому командиры авиационных соединений, как правило, ставя задачу на вылет подразделения, сами детально не знают обстановки на фронте. Не располагают точными данными, где и к какому часу проходила линия фронта, о положении и задачах своих войск и положении противника. Отсюда постановка задач бывает общей («действовать по району»), что дает очень слабый боевой эффект.

Следует помнить, что хороший авиационный удар по противнику в интересах наземных войск будет достигнут лишь в том случае, если он будет четко согласован по месту и времени. Между тем из-за того, что на командных пунктах общевойсковых командиров нет представителей от авиации, происходит исключительно нетерпимая задержка передачи боевых распоряжений, исходящих от командования наземных войск для авиации, выражающаяся временем от трех часов до суток и даже более, Такое положение явно исключает всякую возможность согласованных действий авиации и наземных войск.

Опыт показывает, что наличие авторитетных представителей от авиации (командира или его заместителя) на командном пункте общевойскового командира дает весьма положительный результат. Так, например, с 28.7 моим приказом командиры авиационных дивизий с начальниками связи и рациями были высланы на командные пункты групп Рокоссовского и Калинина, а авиация перебазирована на передовые площадки: Мартынишино, Кулешовка, Богдановщина. Удалось полностью и быстро ликвидировать наметившийся прорыв танков противника 30.7.41 г. на участке: Ветлицы, Устье. Удар авиации наносился точно по указанной цели. Время от момента постановки задач общевойсковым командиром до удара авиации занимало не более 30 минут (что в современных условиях надо считать слишком большим и его можно значительно сократить).

3. Следующим крупным недочетом в действиях военно-воздушных сил необходимо считать исключительно слабое использование радиосвязи. Авиационные штабы не занимаются совместно с общевойсковыми штабами вопросами выработки общих кодовых таблиц, общей кодировки карт, отработкой коротких командных радиосигналов и сигналов целеуказаний. Слабой же работой штабов и отсутствием личного контакта между командирами взаимодействующих авиационных и общевойсковых соединений объясняется плохое знание войсками типов наших самолетов, опознавательных сигналов авиации и неприменение войсками своих опознавательных сигналов.

4. В тактике действий авиационных частей отмечаются крупные недостатки. Наиболее яркие из них следующие: выбор бомб для поражения цели производится без достаточного учета объекта удара и цели действий, что в значительной степени снижает эффективность удара, а иногда и просто не дает никакого результата. На аэродромах не имеется комбинированных боевых комплектов бомб, что часто задерживает вылеты. (Например, в 47-й смешанной авиационной дивизии по этой причине был задержан вылет бомбардировочной группы на 3 часа.) Выход на цель часто производится прямо без маневра; бомбы подчас сбрасываются по площади и не отыскиваются важные цели. После сбрасывания бомб экипажи стараются скорее уйти, плохо наблюдая результаты бомбометания.

При заходе на цель слабо используется обстановка для маскировки и для маневра. В частности мало практикуется как маневр для маскировки заход на цель со стороны солнца. Неумело используется для маскировки облачность.

Особенно неумело применяются штурмовики (Ил-2), которые, боясь поражения, неразумно подчас используют бреющий полет на всем маршруте, в результате чего бывают потери ориентировки и невыполнение задания. Во многих соединениях при атаке противника часто повторяются одни и те же приемы, что облегчает противодействие с его стороны. Необходимо способы атаки противника разнообразить, не повторяя их. Необходимо изменять маршруты следования к цели и обратно и менять высоты.

5. Мало четкости в работе и слаба требовательность командиров авиационных соединений и частей, следствием чего бывают частые случаи потери ориентировки, вынужденные посадки, поломки и катастрофы, невозвращение на свои аэродромы.

Молодой летный состав, слабо ознакомленный с районом действий, выпускается в полет без достаточной подготовки к нему. Часто не указывается командиру вылетающей группы маршрут полета. Маршрут полета летным составом полностью не отрабатывается, характерные ориентиры для восстановления ориентировки не указываются и не изучаются. Неумело втягивается в боевые действия молодой летный состав. Им не передается в достаточной мере опыт летчиков, имеющих большое количество боевых вылетов.

В целях улучшения взаимодействия авиации с войсками для повышения боевой эффективности действий нашей авиации и уменьшения потерь как боевых, так и не боевых, командующим военно-воздушными силами армий, командирам авиационных дивизий и авиационных полков немедленно устранить отмеченные недостатки и принять к руководству следующие мероприятия:

1. Для сокращения времени от постановки задач до удара по цели в дальнейшем боевые действия авиации при взаимодействии с войсками проводить с передовых площадок. На площадки следует выделять небольшие группы бомбардировщиков и штурмовиков с одним - двумя звеньями истребителей для прикрытия площадок и действий бомбардировщиков и штурмовиков. Площадки должны быть в удалении 15 - 20 км от линии фронта. Командиры авиационных соединений и командующие военно-воздушными силами армий должны подготовить в районе действий своих частей запасные площадки дли маневра. На площадках самолеты должны быть тщательно замаскированы, рассредоточены и расставлены так, чтобы можно было всегда немедленно взлететь с места по боевой тревоге. На площадках должно быть организовано постоянное наблюдение за воздухом средствами самих частей. Площадки должны иметь связь с основным аэродромом и с командными пунктами общевойсковых соединений. Основной вид связи — радио.

На основных аэродромах необходимо бомбардировщики базировать совместно с истребителями. Аэродромы истребительных частей должны располагаться впереди аэродромов штурмовиков и бомбардировщиков.

2. На командные пункты командиров общевойсковых соединений необходимо выезжать самим командирам соединений или их заместителям с начальниками связи, с одним из оперативных работников и с рацией. Организуя взаимодействие, штабы авиационных дивизий совместно со штабами обслуживаемых общевойсковых соединений должны каждый раз для данной операции отрабатывать и устанавливать общую кодированную карту, кодовую таблицу, командные сигналы и сигналы целеуказаний.

Особое внимание должно быть уделено вопросу обозначения положения своих передовых частей наземных войск. Для быстрого вызова авиации на поле боя необходимо разработать командные радиосигналы. Кроме того, для уточнения задачи целесообразно организовать вблизи командного пункта контрольно-пропускной пункт с постом воздушной связи (ПВС), на котором при помощи полотнища «попхема» или сигнальных полотнищ можно было бы уточнить положение цели к моменту удара бомбардировщиков.

3. Бомбардировочные группы, вылетающие на задание, должны короткой кодовой фразой по радио сообщить на командный пункт время своего взлета. По получении этого сообщения с командного пункта общевойскового командира должно быть немедленно передано на командные пункты передовых батальонов распоряжение — обозначить себя при появлении наших самолетов.

4. Повысить требовательность и четкость в организации как всей боевой деятельности, так и отдельных боевых вылетов. Боевые вылеты бомбардировщиков и штурмовиков необходимо прикрывать истребителями. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕТИТЬ повторение полетов по одному и тому же маршруту. Возвращение от цели и каждый следующий полет должны быть по новому маршруту. Необходимо тщательно продумывать организацию взаимодействия бомбардировщиков и штурмовиков с истребителями. Как правило, встреча бомбардировщиков и штурмовиков с истребителями должна проводиться по зрячему над аэродромом истребителей, на точно указанной высоте и в точно указанное время. При организации встречи в районе цели истребителям необходимо указывать точное место, время и высоту появления бомбардировщиков над целью. Причем бомбардировщики должны фактическое время и количество взлетевших бомбардировщиков немедленно сообщать радиосигналом на аэродром истребителей. Необходимо потребовать от всего летного состава тщательного изучения района своих действий. Запретить вылеты экипажей, не изучивших район действий, рассматривая такие вылеты, как невыполнение боевой задачи. Штурманам частей и соединений установить тщательный контроль за изучением летным составом района действий и за соблюдением правил нави-гационно-штурманской службы.

Командиры авиационных полков должны указывать командирам групп, вылетающих на боевое задание, ось маршрута полета с указанием ориентиров для быстрого восстановления ориентировки. Летный состав должен изучить маршрут в такой степени, чтобы на память знать ориентиры по маршруту и у цели, знать курсы и расстояние от них до цели и до своего аэродрома.

5. Особенно тщательное изучение района действий должно быть организовано в частях штурмовой авиации. При выборе маршрута для штурмовиков необходимо указывать надежные линейные ориентиры справа и слева полосы полета, должны указываться надежные опорные ориентиры, с какой высоты и как выглядят они, курсовые углы и расстояния от них до цели, до своего и ближайшего аэродрома. Штурмовикам обязательно указывать, кроме оси маршрута, и профиль полета. Молодой летный состав штурмовых частей, не изучивший твердо района боевых действий, ни в коем случае не допускать к бреющим начетам, а давать высоту полета по маршруту 400 - 500 м, сопровождая их лидером и истребителями.

6. Для уменьшения небоевых потерь на земле повысить ответственность командиров всех степеней за ввод в строй молодого летного состава. В этих целях необходимо в первые боевые вылеты молодой летный состав назначать так, чтобы в составе группы было большинство летчиков, имеющих боевой опыт. В тех же частях, где мало старого летного состава, молодых летчиков нужно допускать к боевым действиям под руководством наиболее опытных командиров звеньев и эскадрилий.

Командующий
военно-воздушными силами
Западного фронта
полковник НАУМЕНКО
Военный комиссар
военно-воздушных сил
Западного фронта
бригадный комиссар КЛОКОВ

Начальник штаба
военно-воздушных сил
Западного фронта
полковник ХУДЯКОВ

 

Назад Вверх Следующая

 

 

 

Реклама