Рассказ Г.Х.Когана

   Главная >> История >> Великая Отечественная >> Рассказ Г.Х.Когана

 

Рассказ флагманского стрелка-радиста Пе-2

Записал и подготовил к публикации Александр Валяев-Зайцев

 

Рассказанные факты имели место
более 50 лет назад, многое уже стерлось из памяти,
так что в рассказе могут быть неточности.
Г.Коган

Я, Гирш Хаймович Коган, родился в 1921 году в городе Кашин Тверской области, был призван в армию в 1939г. и направлен на обучение в школу воздушных стрелков-радистов в город Старая Русса. Обучение проводилось по ускоренной программе – вместо предусмотренного года - 6 месяцев: ноябрь 1939г. - май 1940г. По окончании школы был направлен в 137 авиаполк на самолетах СБ.

Гирш Коган – курсант школы воздушных стрелков-радистов.
Зима 1939-40г.г.

В мае 1941 поступил учиться в Харьковское Военно-авиационное училище связи (ХВАУС) на отделение начальников связи авиаэскадрилий, они же флагманские стрелки-радисты. Обучение шло по ускоренной программе: один год вместо двух. ХВАУС располагался на окраине Харькова на Павловом поле. В августе 1941 года училище эвакуировали в г.Коканд (Уз.ССР).

В ХВАУСе среди прочих преподавались:
- штурманская подготовка
- радиотехника
- топография
- метеорология
- азбука Морзе - прием на слух и передача ключом
- материальная часть самолетных радиостанций
- основы воздушной стрельбы
- материальная часть самолетного вооружения
- основы бомбометания
- тактика
- политическая подготовка.

По окончании училища в мае 1942 года мне было присвоено звание младшего лейтенанта, и я сразу же был направлен на должность начальника связи 763-го авиаполка ночных бомбардировщиков У-2 на Крымский фронт.

Аэродромы базирования полка: станицы Варениковская, Крымская, Славянская Краснодарского края.
Полк ночных бомбардировщиков У-2, в котором я был начальником связи, наносил бомбовые удары по целям в прифронтовой полосе: окопы и траншеи противника. Радиостанции на У-2 не устанавливались.

В связи с понесенными большими потерями в июле 1942 года полк был расформирован.

В августе 1942 года я прибыл на должность начальника связи авиаэскадрильи/флагманского стрелка-радиста в 527-й ББП - полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2.
Полк в это время вел боевые действия на Калининском фронте и базировался на аэродромах возле сел Будово и Выдропужск, личный состав жил в помещении школ.

Удостоверение личности из 527 ББАП

Полк наносил бомбовые удары по скоплению живой сил противника в населенных пунктах, по скоплению танков, по ж/д эшелонам, мостам и переправам, по аэродромам противника, по силам противника, которые окружали партизан.

Наш полк летал на Пе-2 казанского завода. Для восполнения потерь в самолетах летный состав периодически вылетал в Казань. Пе-2 иркутского завода летным составом оценивались выше. В "иркутянках" летчик (пилот) ценил более легкое управление, чем в Пе-2 Казанского завода.

В нашем полку Пе-2 зимой на лыжи не ставились и зимний камуфляж на самолеты не наносился. На стоянках самолеты камуфлировались чаще всего ветками деревьев. И зимой и летом самолет изнутри имел цвет дюралюминия – серебристый, т.е. не красился.

Если плоскости в воздушном бою или от зенитного огня сильно повреждались, то их заменяли, что случалось весьма редко.

Внешняя подвеска фугасных авиабомб (ФАБ) использовалась для поражения точечных целей.
Типы бомб: ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500.
В начале войны бомбометание чаще проводилось с горизонтального полета. В последний год войны по точечным целям бомбили с пикирования звеньями.

По документам ЦАМО пикирование стало применяться только в 1945 году, да и то максимальное количество вылетов с пикирования – 19 из 292 боевых вылетов. ЦАМО, Ф.96 ГвБАСКП, Оп. 245594с, Д.1, Л. 189-191 (Здесь и далее примечания А.Валяева-Зайцева).

Оборонительное вооружение Пе-2:
- 2 пулемета Березина 12мм в плоскостях с обстрелом вперед
- пулемет Березина у штурмана
- пулеметы ШКАС и Березина в кабине радиста.
- 10 противосамолетных гранат АГ-2.
Гранаты АГ-2 использовали в воздушном бою при атаках истребителей противника с задней полусферы, разрывы наблюдались в 20-30 метрах за самолетом и на 5 метров ниже. Этого было достаточно, что бы противник отворачивал в сторону. В нашем полку РС-82, направленные назад, не устанавливались.

У стрелка-радиста в кабине был пулемет ШКАС на шкворневой установке для стрельбы в верхней полусфере, крупнокалиберный пулемет Березина Б-12 для защиты нижней полусферы и 10 авиационных гранат. В отношении управления оборонительным вооружением кабина воздушного стрелка была удобнее, чем кабина штурмана.

При атаках немецких истребителей "в хвост" Пе-2 случай подбития вражеского самолета через киль вполне мог иметь место. Например, стрелок-радист Арменак Карменукян сбил через киль немецкий истребитель Мессершмитт. (А.Карменукян жив и проживает в селе Крым, около Ростова-на-Дону ). Но в моем полку таких случаев не было.

В начале войны полк состоял из 3-х, а с начала 43г. - из 4-х эскадрилий. В каждой эскадрилье было 3 основных звена по 3 Пе-2 в звене.

В 527 ББАП я пробыл до ноября 1942 года, когда полк был расформирован, а моя 3-я эскадрилья в полном составе с материальной частью была передана в 99 БАП 301 БАД 3БАК.

По документам ЦАМО: 527 ББАП был расформирован 15.5.1943г. 99 ББАП получил 3-ю эскадрилью 527 ББАПа 11.4.1943г. ЦАМО, Ф.96 ГвБАСКП, Оп. 518887с, Д.1. 17 июня 1943 года Приказом НКО СССР №234 99 БАП был преобразован в 96 ГвБАП.

С 96-ым Гвардейским Бомбардировочным Сталинградским Авиационным Краснознаменным полком я прошел от Курской дуги до Берлина.

Боевое знамя 96ГвБАСКП

Боевой путь 96 Гвардейского Бомбардировочного Авиационного
Сталинградского Краснознаменного ордена Кутузова Полка

В 1943 году три четверти потерь в нашем полке были от истребителей. Остальное - от зенитной артиллерии. Небоевые потери - один экипаж погиб при взлете, взорвавшись на оторвавшейся бомбе. Пика потерь не было.
За годы войны полк почти полностью обновил летный состав. В воздушных боях в кабинах самолета иногда убивало штурмана, иногда стрелка-радиста. Если убивало пилота, самолет терял управление и разбивался.

За время войны на моей памяти было два случая сумасшествия: в 1942г. старшина Рыжков вышел перед строем и, сказав "Простите товарищи", застрелился. В 1943г. адъютант эскадрильи Потапенко сошел с ума, пытался застрелить несколько человек в общежитии, после чего покончил с собой.

Про Потапенко подтверждается, ЦАМО, Ф.96 ГвБАСКП, Оп. 245859с, Д.10, Л.129

Отказы мат. части бывали. При каждом вылете всегда назначались запасные экипажи, которые в случае отказа матчасти какого-либо самолета при взлете сразу же заменяли его.

Удостоверение личности из 96 ГвБАП

Сам я был ранен на Курской дуге в 1943 году 9 июля. В этом бою погиб мой командир – командир звена мл.лейтенант Васильев Виктор Александрович и штурман - мл. лейтенанат Баламут Владимир Филиппович, а мне удалось выпрыгнуть с парашютом.

Район населенного пункта Соборовка Орловской области. ЦАМО, ЦАМО, Ф.96 ГвБАСКП, Оп. 245859с, Д.10, Л.40.

Ранение было тяжелое, с июля по октябрь лечился в госпитале в городе Липецк, а с октября 1943г. по март 1944г. в Центральном Авиационном Госпитале в Москве. После излечения вернулся в свой полк, стал летать в экипаже с командиром эскадрильи Николаем Гусевым и штурманом эскадрильи Никитой Саржиным.

Во время полета моей задачей как флагманского стрелка-радиста было обеспечение связи со своим аэродромом и истребителями прикрытия.

В нашем полку санатория для отдыха не было. Была медсанчасть. Медицинское обслуживание проводилось санчастью полка.
В основном летный состав состоял из летчиков и штурманов 1 и 2 класса. Документы, как правило, в полеты не брали. Награды носили постоянно.

Подтверждается наличием в ЦАМО актов об отсутствии в личных вещах погибших орденов и медалей.

Летный состав питался по 5 норме всю войну, кроме периодов, когда он отправлялся в тыл, в Казань, где переводился на питание по тыловой норме. Как правило, в дни боевых вылетов выдавался шоколад. Обычно в день полетов к фронтовым 100гр. на ужин доставали добавочно разными путями еще водки.

Начальник связи эскадрильи получал оклад 1200 рублей, офицерское обмундирование для повседневной носки с сапогами и летное обмундирование. Офицерское обмундирование и погоны выдавались бесплатно сроком на два года. Зимой летали в зимних меховых комбинезонах и унтах, летом - в летних и сапогах. В конце войны выдали кожаные куртки для повседневной носки. Личное оружие летного состава - пистолеты ТТ. Трофейный браунинг точно был у командира полка Якобсона.

Обычно полк стоял на удалении от 15 до 30 км от линии фронта. Количество вылетов часто регламентировалось погодой. Обычно 1-2 вылета в день, редко 3.

В начале войны за сбитый самолет выдавали по 25 рублей. Факт сбития подтверждался всеми членами своего и соседних экипажей. Денежные выплаты за сбитые самолеты отменили еще в 42 году. В последующие годы за сбитые самолеты представляли к награде боевыми орденами.

СМЕРШ держал под особым наблюдением тех из летного состава, кому удалось бежать из плена. Вернувшихся из плена в полк СМЕРШ к полетам не допускал. В полку был только один случай, когда вернувшегося летчика Михаила Воскресенского допустили к полетам, т.к. он из плена сразу бежал, попал в партизанский отряд, где и сражался до возвращения на "Большую землю".

Замполит ежедневно проводил с личным составом политинформации. Обычно замполиты не летали. В нашей эскадрилье 527 ББАПа замполит Василий Петрович Горб летал. Я был в его экипаже. В.П.Горб переведен в разведывательный полк. Погиб в 1943г.

У нас в Израиле в честь 23 февраля показали "Хронику пикирующего бомбардировщика" фильм, который словно рассказывает о моем полке. Кстати, консультантом там был командир 527ББАПа Ампилов. Он один из трех моих командиров - Егоров, Ампилов, Якобсон.

Это мой самолет, на нем я летал с момента возвращения в часть после ранения и до конца войны. Помимо бортового номера 23 других отличий не было. Ни зимой, ни летом самолет не перекрашивался, фюзеляж внутри был не окрашен.

На фотографии - экипаж Пе-2 с бортовым номером 23, слева направо:
Николай Гусев, Никита Саржин и Гирш Коган.

За годы войны Коган Гирш Хаймович был награжден орденом Красного знамени, двумя орденами Красной звезды. Воевал на Крымском, Калининском, Брянском, Центральном и 1Беларусском фронтах.

В августе 1946 Гирш Коган был направлен на учебу в Ленинградскую военно-воздушную инженерную академию (ЛКВВИА), которую закончил в 1953 г. и более как член экипажа, не летал.


Приложения

 

Приложение 1

Секретно №1
Выписка из приказа 16 Воздушной Армии
10 июля 1944г. №017 Действующая армия

В соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны Союза ССР №1251 от 7 февраля 1942г. и указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943г. «О порядке присвоения воинских званий военнослужащим Красной Армии» - нижепоименованному офицерскому составу действующей Красной Армии – присвоить очередные воинские звания:
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ

22. Гвардии лейтенанту КОГАН Гирше Хаймовичу – начальнику связи эскадрильи 96 Гвардейского Бомбардировочного Авиационного Сталинградского Краснознаменного Полка.
….

Командующий 16 Воздушной Армией Генерал-полковник авиации РУДЕНКО
Начальник штаба 16 Воздушной Армией Генерал-майор авиации БРАЙКО

Верно: начальник отделения кадров 301 БАГД майор САФОНОВ

 

Приложение 2

Командир 96 ГБАСКП Секретно
Гвардии полковник ЯКОБСОН Ю.А.
18 марта 1945г.
Действующая армия
Командиру 301 Бомбардировочной Авиационной Гомельской Ордена Кутузова Дивизии

РАПОРТ

Ходатайствую о выплате денежного вознаграждения летному составу 96 ГБАСКП за 30 успешных боевых вылетов согласно приказа НКО №284 от 8.10.1943г.

Занимаемая должность, воинское звание Фамилия, Имя, Отчество Вознаграждение дается Уничтожено Подтверждается фотопланшетами
... ... ... ... ... ...
19 Начальник связи АЭ, Старший лейтенант КОГАН Гирш Хаймович с 5.5.43г. по 1.9.43г. за 5 боевых вылетов и с 1.9.43г. по 28.2 45г. за 25 боевых вылетов Жилых домов 46, зданий 13, построек 23,автомашин 56, огневых точек 7, артпозиций 5, ходов сообщений 3, земляных сооружений 6, убежищ 1, складов с боеприпасами 2, деревянный мост 1, вагонов 65, железнодорожное полотно в 23 местах, пакгаузов 2, повреждение шоссе в 4 местах, разрушено 3 цеха ПВРЗ. Схемы: 229, 68, 71, 22, 29, 66, 108-113, 115, 153, 159, 160, 162, 180, 170-172, 55-58, 184, 185, 187, 191, 75, 97, 32, 33, 34

Командир 96 Гвардейского Бомбардировочного Авиационного Сталинградского Краснознаменного Полка полковник ЯКОБСОН
Ф. 96 ГБАП, оп. 245594с, д. 1, л. 85

 

Приложение 3

Секретно

ПРИКАЗ
301 Бомбардировочная
Авиационная Гомельская
Ордена Кутузова Дивизия
25 марта 1945г Действующая армия

СОДЕРЖАНИЕ: О выплате денежного вознаграждения за совершенные успешные боевые вылеты.

В соответствии с приказом НКО №294 от 8 октября 1943р раздел XII-XIII и директивы Заместителя Командующего ВВС КА и Финуправления ОК от 15.1.44г. за №1/457 – личный состав Гвардейского Бомбардировочного Авиационного Краснознаменного Полка за успешные боевые вылеты выплатить денежное вознаграждение:
...
19. Начальнику связи АЭ Гвардии старшему лейтенанту КОГАН Гиршу Хаймовичу с 5.5.43г. по 1.9.43г. за 5 боевых вылетов и с 1.9.43г. за 25 боевых вылетов.
...

Начальнику финотделения БАО обеспечить выплату денежного вознаграждения.

Основание: Оперативные документы и фотопланшеты штаба полка и рапорт командира 96 ГБАСКП от 18.3.1945г.

Командир 301 БАГОКД полковник ФЕДОРЕНКО
Начальник штаба 301 БАГОКД полковник КУЗЬМИН

Ф. 96 ГБАП, оп. 245594с, д. 1, л. 85

Приложение 4

ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО...
Наш гвардейский Сталинградский авиационный бомбардировочный полк в составе Центрального фронта принимал участие в сражении на Курской дуге. Мы стояли на полевом аэродроме под городом Елец. Рано утром 9 июля 1943 года было получено боевое задание - бомбить танковые колонны немцев в районе Поныри-Прохоровка, где в это время разразилось грандиозное танковое сражение.
Я был начальником связи авиаэскадрильи и флагманским стрелком-радистом. По сигналу ракеты мы взлетели и в боевом порядке направились к цели. Преодолев зону зенитного огня, мы, пикируя, бомбили вражеские танки, а затем взяли курс на свой аэродром.
На подлете к линии фронта нас атаковала большая группа "Мессеров". Они отвлекли наших истребителей прикрытия, и мы остались один на один с врагами. Силы были неравными, оторваться от немецких самолетов мы не могли. Немцам удалось сбить несколько наших бомбардировщиков. Пара "Мессеров" взяла наш экипаж в "клещи" и прошила самолет очередью из пушек. Осколки разрывного снаряда вонзились в мою руку, в кабине заполыхал огонь. По переговорному устройству я закричал командиру: "Горим, горим!", но в ответ услышал только предсмертные стоны. Пламя нестерпимо жгло лицо и руки. Самолет стал рассыпаться, и я с трудом выбросился из него. Чтобы меня не накрыло, горящими обломками самолета, я раскрыл парашют только после того, как пролетел несколько сот метров в свободном падении.
Когда раскрылся купол парашюта и я стал плавно спускаться, первое, что увидел, был немецкий истребитель, летевший прямо на меня и стрелявший из пушек. Превозмогая боль, я с трудом подтянул стропы, "погасил" парашют и стал быстро приближаться к земле. Попав в облачность, я ушел от "Мессера",
Где-то на высоте тысячу метров я увидел колоны танков, двигающихся навстречу друг другу. Из пушек вырывалось пламя, все вокруг было окутано дымом и густой пылью. Определить, где наши, а где противник, не представлялось возможным. Выбросился я из самолета над линией фронта, но ветер относил меня с большой скоростью на юго-восток.
Наконец, я приземлился, с трудом отстегнул парашют и быстро отполз от него, чтобы меня не накрыло минами.
Вдруг я увидел бегущих ко мне трех солдат в танкистских куртках с автоматами наперевес. Приблизившись ко мне, они закричали: "Хенде хох!". А я, разглядев на них советскую форму, выбросил пистолет, из которого готов был застрелиться, и заорал от радости: "Я свой, свой!", Один из танкистов рванул меня за ворот комбинезона и разглядел мою форму. Подбежавшие санитары уложили меня на плащ-палатку и по ходам сообщения отнесли в полевой медсанбат, а к вечеру всех раненых отвезли в санитарный поезд.
В боевой сводке о потерях наш экипаж был назван полностью погибшим. А я выжил "всем смертям назло". После лечения вернулся в родной полк и закончил войну в Берлине.
(Из книги «И дольше века длится день…» STARLIGHT, Тель-Авив, 2000г.)

Декабрь 2004 г.

© А.Валяев-Зайцев

Реклама