Ушедшие в небо

Главная >> История >> Ушедшие в небо

 

 

Ушедшие в небо
 


Места дислокации 16 сбап и 13 бап
карта из журнала "Армия" 6.2005

Из всех полков 11-ой смешанной авиационной дивизии, только один 16-ый бомбардировочный полк не был сформирован за несколько месяцев до начала войны, а имел боевой опыт, который прибрел в ходе войны с Финляндией. Судьбе было суждено распорядиться так, что единственный в дивизии боевой полк, прошедший советско-финскую войну, потерял все самолеты в первый же день следующей войны – советско-германской.

В начале мая 1941, в связи с реконструкцией аэродрома и строительством бетонной полосы в Желудке (Щучинский район) полк покинул базовый аэродром и перелетел на полевой возле деревни Черлена (Мостовский район). Полк первым из всех ВВС РККА получил новейшие самолеты Пе-2 37 шт. Это те самые самолеты, которые прославили фильм «Хроники пикирующего бомбардировщика». Но на вооружении оставалось и 24 старых, но надежных СБ.
Буквально накануне войны командующий Западного округа Д.Г.Павлов приказал отправить 5 самых ветхих самолетов в ремонт. По иронии судьбы, именно они остались неуничтоженной материальной частью полка.

16 СБАП до 10 часов утра оставался в неведении о начавшихся боевых действиях. Население местечка Лунно, что находилось в 2 км от аэродрома, услышали и увидели бомбардировки соседнего с полком аэродрома Борисовщизны еще в 4 часа утра. Два соседних аэродрома разделяли какие-то 12 км. Аэродром Черлена отделен от местечка Лунно рекой Неман и лесным массивом на возвышенности, который, с одной стороны, приглушил звуки взрывов, а с другой – скрыл черный дым, поднимающийся от разбомбленных стоянок соседнего аэродрома. А так как аэродромы принадлежали различным дивизиям, а, следовательно, и армиям, то непосредственной связи между ними не было.


капитан А.Протасов
фото из журнала "Армия" 6.2005

Поздним утром на стоянки собравшимся экипажам привезли завтрак. Именно в это время над аэродромом появилась армада из, примерно, пятидесяти немецких тяжелых истребителей Ме-110.
Долгое время считалось, что экипаж Протасова один попытался взлететь с терзаемого взрывами аэродрома. Но в ходе полевых исследований удалось установить, что были еще 2 самолета, которые двинулись со своих стоянок и поднялись в воздух.
Одним из этих самолетов, которым пилотировал старший лейтенант Виктор Иванович Сиволобов или Богданов (фамилия достоверно не установлена), вторым самолетом управлял командир звена старший лейтенант Фомцов.

Первый и последний раз информация о том, что в бою приняли участие три самолета, появилась в газете «Боевое знамя» 3 июля 1941 г. Но в историю вошел только летчик Протасов, два других экипажа со временем забылись и сейчас не встречаются в печати.

Во время атаки истребителей противника, когда летное поле и стоянки частично заволокло пылью и дымом, с западной стороны аэродрома поднялось звено советских бомбардировщиков, среди которых как минимум один был Пе-2. По всей видимости, вначале поднялась пара, а за ними с некоторым интервалом третий самолет.


Памятник на месте тарана А.Протасова
Слева-направо: авиационный техник 213-го ПАРМ Редько В.Н.,
ст. прапорщик 10 ОРАП Мирчук В.Н., автор статьи Киенко Д.Г.

На набирающие высоту советские самолеты бросились 4 немецких истребителя. В ходе маневрирования пара разомкнулась, причем экипаж Протасова в составе стрелка-радиста старшего лейтенанта Бесарабова и штурмана лейтенанта А.К. Ярулина, ведя огонь из бортового оружия, продолжал уводить самолет на северо-восток. Вот как этот бой описывают очевидцы: «Один наш самолет поднялся – немцы за ним погнались, он резко опустился к самой земле, а потом перед железной дорогой круто взмыл вверх. Его атаковали в 1000-1800 метрах от аэродрома».
В столь невообразимо отчаянной ситуации, когда вокруг носились полсотни вражеских самолетов, не было никаких шансов остаться в живых. Но капитан Протасов решил продать жизнь как можно дороже – командир направил машину на вражеский истребитель. Подобного факта еще не знала история МИРОВОЙ АВИАЦИИ! Истребители таранили врага уже в Первую Мировую войну - знаменитый прием Нестерова. В предрассветном небе начавшейся войны советские истребители этим приемом уничтожали врага над Брестом. Но это были самостоятельные решения летчиков, которые в одиночку управляли своим самолетом. А что бы такое осуществил неповоротливый бомбардировщик, да еще против истребителя - это было впервые!
Вторая машина при взлете резко накренилась вправо и попыталась уйти в восточном направлении. Преследуемый вражескими истребителями, самолет скрылся за принеманским лесом. Этот Пе-2 был сбит над поймой реки Неман.
Третий также далеко не ушел.

К великому сожалению, сей факт должным образом отмечен не был - не до того было в неразберихе первых дней войны. Более того, ни один из 9 участников того боя не был удостоен никакой награды, а ведь они пошли на неминуемую гибель! Частично этот исторический пробел был компенсирован установкой в 2006 году памятного камня недалеко от аэродрома. Но и на нем были указаны фамилии только экипажа Протасова. Благодаря проведенным 5 февраля 2008 полевым исследованиям Д.Киенко (поисковая группа «Рубон») и представителями первичного отделения ОО "Белорусское добровольное общество охраны памятников истории и культуры» под руководством А.Коломийцева было обнаружено и подтверждено последнее из остававшихся неизвестным место падения сбитого самолета.
Теперь известны все три.
Имеются данные и о предполагаемых местах захоронения героев. Пока на них нет даже надгробий, да и могильные холмики уже почти сравнялись с землей. В одном из этих мест и покоится экипаж капитана Протасова. Можно попытаться выяснить, кто из членов экипажей в каком именно месте погребен и назвать всех поименно. Люди, совершившие таран и отдавшие жизнь за нашу землю, достойны и человеческой памяти и соответствующей награды. Хотя бы посмертно…

После публикации материала о результатах исследований в районной газете «Заря над Нёманом» Мостовский райвоенкомат в лице Подгорного Сергея Федоровича немедленно оказал помощь в формировании запроса в Центральный Архив министерства обороны РФ, для установления фамилий неизвестных героев.

Можно с уверенностью говорить, что на Гродненщине появляется прекрасная тенденция в сотрудничестве военкоматов и историков в деле восстановления имен и событий, связанных с трагическими событиями начавшейся войны. Так, в соседнем, Щучинском районе удалось установить место гибели летчика-истребителя 127 полка А.В.Грибакина. К сожалению, он так и остался лежать в поле и в настоящее время это место никак не обозначено. Летом текущего года там будут проведены работы 52-м специальным поисковым батальоном.

Дмитрий Киенко
Магистр исторических наук.

Заря над Нёманом 8.9.2008

© Дмитрий Киенко 2008

Дата публикации: 22.08.2010
Автор: Дмитрий Киенко

 

Реклама