История двух экипажей

Главная >> История >> История двух экипажей >> 1

 


Но, начнем по порядку, именно так, как разворачивались события в настоящем времени в августе-сентябре 2007 года и далее.


Мосейчук Петр Петрович

В середине августа 2007 года один из местных охотников вывел бойцов поискового отряда «Ягуар» из поселка Нурма Тосненского района под руководством Петра Мосейчука в район болота Ерёминское, что располагается на границе двух районов Ленинградской области – Тосненского и Кировского. Места глухие, в этих болотах мало ягод и грибов, поэтому местные жители обходят болота стороной, да охотники, добывая дичь, в основном передвигаются вдоль канав, которые были прокопаны еще в 50-60 годы для мелиорации, данной территории. Поэтому место падения самолета и его обломки на поверхности болота долгое время оставались никем не обнаруженными.

Прибыв на место, поисковики определили, что перед ними находятся обломки советского самолета-штурмовика Ил-2. На поверхности болота были разбросаны остатки хвостового оперения и крыльев самолета. Из полностью затянутой мхом воронки торчала часть левой плоскости.


Место падения самолета Ил-2

Из всего увиденного был сделан вывод, что место падения не подвергалось какому-нибудь вмешательству, проще говоря, разграблению на цветной метал. Поисковикам постоянно приходится сталкиваться с тем, что в послевоенные годы многие местные жители добывали себе дополнительный заработок, собирая в металлолом обломки самолетов. Но на этом месте перед их глазами предстала картина трагедии шестидесятилетней давности. Обломки самолета находились именно в тех местах, куда их отбросила сила взрыва при падении самолета. Казалось, что на это место, действительно, более 60-и лет не ступала нога человека.


Начало работы

При первом обследовании места падения и обломков самолета установить приблизительную дату его гибели не представлялось возможным, так как не удалось найти каких либо существенных косвенных улик. Косвенными уликами, которые помогают направить исследователей на правильный путь к цели установления судьбы погибшего самолета и его экипажа являются различные агрегаты и конструкции самолета, его бортового вооружения, на которых наносилась дата их изготовления. Так, если удается обнаружить патроны или снаряды к авиационному вооружению с датой выпуска 1943 года, становится понятно, что данный самолет не мог погибнуть в 1941 или 1942 годах.


Патроны от пушки ШВАК

Тем самым сокращаются временные рамки, в которые мог погибнуть найденный самолет. Зная место падения самолета, его географическое местоположение, мы можем привязать это место к населенным пунктам, расположенным в округе, тем самым проверять именно те самолеты, которые указаны в боевых донесениях погибшими в районе этих населенных пунктов. К сожалению, первое обследование места падения таких косвенных данных дало мало. Нам стал известен тип самолета – штурмовик Ил-2, и место его гибели – болото Ереминское, расположенное в треугольнике населенных пунктов Шапки – Малукса – урочище Белово. Однако, в связи с тем, что в районе этих населенных пунктов значились погибшими в период с 1941 по 1944 год большое количество самолетов Ил-2, мы даже приблизительно не могли сказать, какой части мог принадлежать самолет.

Ежегодно, к нам в Ленинградскую область приезжают поисковики из Новосибирска, отряд «Мужество, Героизм и Воля» воспитанники Сибирского кадетского корпуса, под руководством Натальи Изотовны Некрасовой. Уже на протяжении более 10 лет новосибирцы, совместно с поисковиками Ленинградской области принимают участие в экспедициях по поиску и подъему обломков советских самолетов. Мы и в этот раз пригласили наших друзей провести совместную экспедицию, рассказав Наталье Изотовне и ее ребятам о находке нурменских поисковиков на Еременском болоте. Сибиряки согласились нам помочь. И вот, 28 августа, сводная экспедиция в составе новосибирского «МГИВа» и питерского «Рубина» отправилась к месту падения самолета. В течение нескольких часов пришлось пропиливать старую дорогу, заваленную свалившимися деревьями, для того, чтобы по ней смог пробиться единственный у нас в то время «уазик», заполненный шанцевым инструментом, оборудованием, питьевой водой и продуктами. Остальные участники экспедиции проделали путь в несколько километров пешком, постоянно вытаскивая и подталкивая застревающий «УАЗ» в болотистых местах. Выйдя на место падения самолета, и оперативно развернув небольшой лагерь и бивуак, ребята приступили к работе. Сначала убрали мох, которым заросла вся поверхность большой воронки на болоте. На это ушло несколько часов трудоемкой работы. Постоянно среди мха и корней попадались различные мелкие обломки самолета, его хвостового оперения. После очистки воронки ото мха, стали откачивать воду. Работала небольшая переносная помпа, однако всплывающий торф приходилось постоянно откачивать ведрами. Для этого большинство поисковиков разделились на две цепочки, и стали передавать ведра, наполненные водой и торфом. Глубина болота оказалась не более полутора метров, поэтому, дойдя до дна болота, ребята взялись за лопаты. Через некоторое время глина, смешанная с песком и водой стала превращаться в супесь, и в воронке образовался плывун.


Работа на месте падения самолета

Добиться полного отсутствия воды в воронке не представлялось возможным, вода постоянно прибывала из болота, шел нудный моросящий дождь. Но, не смотря на эти трудности, в первый день работы было сделано много. Была полностью очищена вся площадь воронки от мха и корней, удалось углубиться больше чем на два метра в одной из частей воронки. И, самое главное, разбирая вытаскиваемую глину из воронки, были обнаружены два фрагмента человеческого черепа, что говорило о том, что экипаж самолета погиб вместе с самолетом.

Среди обломков самолета стали попадаться гильзы от авиационной пушки ШВАК калибрам 20 мм, датированные 1942 годом, а это, как говорилось выше, давало возможность сузить временные рамки по определению даты гибели самолета. Становилось ясно, что данный самолет уже не будет числиться в потерях 1941 года.

В первый день была сделана еще одна интересная находка. Промывая обломки бронелистов самолета от глины и торфа, на одном из них мы обнаружили нанесенный белой краской номер 39. Именно таким образом, еще на заводе, где изготавливались самолеты, рабочие нумеровали съемные части бронезащиты мотора и кабины самолета, такой же способ передался техникам в полках, когда они проводили ремонтные работы. В основном, таким способом наносились заводские и сборочные номера самолетов. Тем самым, найдя на обломках брони самолета Ил-2 продублированный его заводской номер, у нас появлялась возможность установить судьбу экипажа погибшего самолета. Но обнаруженные цифры вызвали также и небольшое недоумение, так как в нашей практике поиска и подъема обломков самолетов Ил-2 в основном встречались нанесенные четырехзначные цифры, а не двухзначные. Но все же, можно было предположить, что эти две цифры 39 были последними в нумерации заводского номера самолета, и поэтому мы стали внимательно изучать списки погибших самолетов в этом районе, которые на окончании своего номера могли иметь цифры 39.

Изучая собранную на основе архивных данных информацию по погибшим самолетам Ил-2, мы обнаружили два самолета, которые имели на окончании своего заводского номера цифры 39:
- самолет Ил-2 № 1879439 из 57-го штурмового авиаполка ВВС КБФ, в составе экипажа: летчика сержанта Валерия Ярошевского и воздушного стрелка младшего сержанта Василия Михайлова, который 17 февраля 1943 года после атаки артиллерийских батарей противника в районе севернее поселка Никольское пропал из виду. Исчезновение самолета остальные экипажи не наблюдали. В акте расследований летных происшествий в частях ВВС КБФ о судьбе этого экипажа записано, следующие: предположительно, сбит зенитной артиллерией противника в районе цели;
- самолет Ил-2 № 1874839 из 7-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС КБФ (бывший 57 штурмовой авиаполк ВВС КБФ), в составе экипажа: командира звена гвардии сержанта Юрия Ботвинникова и воздушного стрелка гвардии старшины Евгения Котельникова, который 8 апреля 1943 года во время нанесения бомбоштурмового удара по дороге Форносово – разъезд Стекольный был сбит зенитной артиллерией противника на пикировании, и упал на территории противника южнее Красный Бор.

Но вышеуказанные экипажи значились погибшими на довольно большом расстоянии от места нахождения обломков самолета, хотя и были указаны погибшими в Тосненском районе Ленинградской области. Можно было предположить, что первый экипаж Ярошевского-Михайлова, возможно, подбитый или атакованный истребителями противника, мог дотянуть до района Шапки - Малукса и упасть в этом районе. Однако, принадлежность найденного самолета к этим экипажам была сомнительна.

Опять же, обнаруженный нами номер мог быть и сборочным, точнее технологическим номером сборки самолета на заводе, и поэтому мог быть не отраженным в архивных документах.

Второй день работы, несмотря на то, что в основном пришлось углубляться по всему диаметру воронки и часами выкачивать помпой поступающую воду, а ведрами вычерпывать плывун из песка и глины, дал дополнительную информацию. Так, первой находкой в этот день стало нахождение сильно деформированных и разбитых частей крупнокалиберного пулемета УБТ калибра 12,7 мм. Данная находка позволила точно определить, что обломки обнаруженного самолета относятся к модификации двухместного штурмовика Ил-2.


Медаль «За оборону Ленинграда»

Кроме этого, расширяя диаметр воронки, ребята обнаружили оторванную от планки, сильно помятую медаль «За оборону Ленинграда». Данная находка сильно озадачила, так как эта медаль была утверждена только в декабре 1942 года, а в войсках стала появляться не ранее мая 1943 года. Значит, к обнаруженному нами самолету экипажи морской авиации не имели никакого отношения.

Очищая края воронки, были обнаружены остатки двух унт одного из членов экипажа самолета, а в них оторванные от страшного взрыва фрагменты ног. На протяжении всего рабочего дня в одном из краев воронки постоянно попадались сильно разбитые человеческие останки – таза, ног и рук. Из-под мха извлекли обрывки летного шлема с одним наушником, а в нем фрагменты черепа... Среди искореженного алюминия попадались оборванные стропы и лоскуты парашютного шелка. Это говорило о том, что при падении самолет взорвался. Найденные в обломках осколки и взрыватели от 100 килограммовых авиационных бомб, говорили о том, что при падении детонировали бомбы, находящиеся на борту самолета.

 
Работа на воронке

Третий день был решающим. Утро началось со встречи на железнодорожной платформе в Малуксе поисковиков из Новосибирска. В этот день, по словам Натальи Изотовны Некрасовой, она подобрала и направила для работы весь старший состав экспедиции «МГИВ». Преодолев заболоченные места на старой дороге, «уазик» Валентина Лемешева, местного жителя поселка Малукса, который на протяжении всех дней помогал нам, доставил все необходимое оборудование и имущество в Еременскому болоту. Привычно переставляя ноги по уже разбитой тропинке на болоте, мы выдвигались к месту падения самолета. Вот так, бывало, пока пройдешь несколько километров к местам падения погибших самолетов, в сознании пронесутся десятки, а то и сотни разных историй, с которыми была связана наша поисковая жизнь. Всплывают в памяти истории, почерпнутые из боевых документов, хранящихся в архивах, истории, рожденные еще тогда в страшные военные годы. За каждой такой историей настоящие факты, факты из жизни тех людей, кто творил нашу с Вами Победу. Порой эти истории кровоточат незаживающими ранами в нашей памяти. За каждым фактом скрывается лицо конкретного человека, такого же, как мы с Вами. У каждого из них была своя судьба, свои жизни, любовь, семья, родители, любимые люди - …Всё осталось там, далеко, за той непонятной чертой, которая называется – до... А здесь, где сейчас находились они, была война, тяжелая военная действительность. Кровь и пот. В сознании постоянно всплывающие воспоминания о горящих факелах сбитых самолетов твоих друзей. Пулеметные трассы у корпуса твоего самолета, цветные разрывы зенитных снарядов. Страшные раны на телах разбившихся экипажей. Щемящие фразы в официальных извещениях, написанных рукой полкового писаря семьям товарищей – не вернулся с боевого задания...

Обсудить на форуме

© Илья Прокофьев 2009

Дата публикации: 22.08.2010
Автор: Илья Прокофьев

Главная Вверх Следующая

Реклама