Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 4. Ракетное и арт.вооружение в период ВМВ

 

Глава 4. Ракетное и артиллерийское вооружение самолетов в период второй мировой войны (1939-1945 г.г.)

4.4. Боеприпасы к оружию воздушного боя.

 

Боеприпасы к оружию воздушного боя берут свое начало с 1827 года, когда германский оружейник Дрейзе создал унитарный патрон, объединяющий в гильзу пороховой заряд, капсюль воспламенитель и пулю. Однако этот патрон имел шпилечный воспламенитель и не отвечал удобству заряжанию и безопасности в обращении.
В 1861 году появляется патрон центрального воспламенения, предложенный французом Патте и усовершенствованный англичанином Боксером.
С тех пор покончено с раздельным заряжанием оружия. Унитарный патрон утвердился практически во всех видах огнестрельного оружия.
В качестве порохового заряда применялся дымный порох. В состав капсюля - воспламенителя входила гремучая ртуть, антимоний (сурьма) и бертолетова соль, которые воспламенялись от удара бойка оружия. В дальнейшем этот состав был заменен ТНРСом с тетразеном и нитратом бария, как менее разрушающие канал ствола оружия.
В 1884 году французскому инженеру-химику Вьелю удалось получить бездымный порох в 2-3 раза мощнее дымного. Это был пироксилиновый порох коллоидного строения.
Он горел параллельными слоями, что создавало возможность регулировать скорость горения.
Работы Вьеля положили начала новому периоду в развитии артиллерии и сразу же были использованы большинством стран, в том числе и в России.
Первые пироксилиновые, а затем и нитроглицериновые пороха, изобретенные известным Нобелем в 1888 году, были произведены на Охтинском пороховом заводе в Петербурге.
С 1890 года началось строительство новых пороховых заводов на собственной сырьевой базе пироколлодия Д.И.Менделеева. Однако потребность Русской армии в порохах еще долго компенсировалось за счет импорта.
В 1923-24 годах у нас, в СССР, были получены зерненные семиканальные пороха, что позволило сократить количество марок порохов и увеличить маневренность в снабжении армии порохами и боеприпасами сырья. В качестве сырья использовались древесные целлюлозы и вискозы, заменившие хлопковую дорогостоящую целлюлозу.
В период Отечественной войны войска были полностью обеспечены собственными порохами. Для примера: только в 1944 году было произведено 240 миллионов боеприпасов, в то время как за 1914-1918 годы Россия произвела всего 65 миллионов.
Современные пороховые заряды обеспечивают не только явление выстрела, но и благоприятно влияют как на само оружие, так и на его боевое применение.
В пороховые заряды введены флегматизаторы, повышающие размеднение каналов стволов, пламегасители, обеспечивающие маскировку стрельбы ночью и не ослепляющие стрелков, в том числе летчика.
Вместе с совершенствованием порохов не менее успешно развивались пиротехнические составы и взрывчатые вещества для снаряжения пуль и снарядов специального назначения. Например, для обеспечения зажигательного действия пуль и снарядов в их конструкцию вводились перхлорат калия, порошковообразный сплав АМ, нитрат бария, окись железа, красный фосфор и алюминиевая пудра.
Взрывной заряд авиационных снарядов состоял из тротила в смеси с другими взрывчатыми вещества. Например: сплав ТГА состоял из тротила, гексогена и алюминия.
Взрыватели к снарядам были мгновенного действия и имели механизм дальнего взведения, обеспечивающего безопасность самолета-стрелка.
Патроны к оружию воздушного боя, как правило, заимствовались от стрелкового и пушечного оружия наземных войск, которые разрабатывались в течение длительного периода времени.
Патрон рассчитывается по законам внутренней и внешней баллистике, проектируется с учетом назначения пули (снаряда), изготавливается в нескольких вариантах близких к расчетным, а затем испытывается с использованием баллистических стволов. В результате испытаний выбирается оптимальный вариант патрона, отвечающий перспективному назначению боевого применения оружия и валового производства.
Операции по созданию патрона занимают более продолжительный период времени в сравнении с оружием.
Например, создание винтовочного патрона калибром 7,62мм образца 1908 г. заняло 17 лет.
Под этот патрон создавались винтовки и пулеметы, в том числе и авиационные ПВ-1, ДА, ШКАС и т.д.
Патрон обр. 1908 года обеспечивал надежную работу пулеметов ПВ-1 и ДА, а скорострельный пулемет ШКАС потребовал значительной его доработки. Латунную гильзу заменили стальной с покрытием томпаком, усилили капсюль и его обжимку, создали пули специальных назначений, заменив крепление пули в дульце гильзы кольцевым обжатием во избежание распатронирования, ввели новый порох, изменив его навеску (заряд в гильзе). Стальная гильза и усиленный капсюль обеспечивали лучшие условия сгорания порохового заряда, и стабильность по времени выстрела, что было очень важно для синхронного оружия.
Новый порох обладал прогресс формой и полнотой сгорания. Абсцисса горения пороха соответствовала длине ствола пулемета и обеспечивала начальную скорость пули примерно равную, что и при стрельбе из винтовки, имеющей более длинный ствол.
Модернизация штатного винтовочного патрона в патрон под пулемет ШКАС заняла тоже не малый промежуток времени - с 1931 года по 1938 год.
Пули специальных назначений повысили не только убойную силу, но и обеспечили поражение боевой техники пробивным и зажигательным действием.
К началу войны патроны к пулемету ШКАС снаряжались бронебойно-зажигательно-трассирующей-3Б-46 (БЗТ) и пристрелочно-зажигательной-ПЗ пулей.
Патронная лента комплектовалась в следующей последовательности: Б-32+3Б-46+3Б-46+П3...+Б-32+3Б-46+3Б-46+П3. Такая последовательность, или как иногда называли «процентовка патронной ленты патронами с пулями специальных назначений» обеспечивала зажигание легковоспламеняющихся агрегатов самолета, защищенных броней и коррекцию огня по трассе.
Дальность трассирования пуль 3Б-46 и ПЗ достигала 750м, а бронепробиваемость на дальности 200 м составляла для пули Б-32 -10 мм, а 3Б-46-6 мм. (Пуля образца 1908 г. пробивала броню толщиной 6 мм) Отличительным знаком пуль специальных назначений являлась окраска оживальной части (носика) пули цветным лаком. Пули отличались следующей окраской:
- Б-32-черный носик с красным пояском;
- 3Б-46-фиолетовый носик с красным пояском;
- П3-красный носик.
Патронная лента составлялась из стальных звеньев закрытого типа. Набивка звеньев патронами производилась вручную, а затем выравнивалась путем пропускания ленты через специально созданный механизм-выравниватель В-1.
Заряжание патронных коробок самолета производилось рядовым порядком (слой за слоем). Боекомплект на один пулемет ШКАС составлял 650-1200 патронов в зависимости от типа пулеметной установки на самолете. 12,7мм патроны для крупнокалиберных пулеметов отрабатывались так же, как и 7,62мм патроны, достаточно долго. Эти патроны разрабатывались в конце первой мировой войны и предназначались для противотанковых ружей, подобно французским и немецким. Испытание таких противотанковых ружей показали маломощность патронов калибра 12,7мм. Ружья начали проектировать под патрон калибра 14мм, а 12,7мм патрон остался в резерве. Вскоре 12,7мм патрон использовали для проектирования крупнокалиберных пулеметов, зенитных пулеметов, а в 1933 году авиационных крупнокалиберных пулеметов. Таким пулеметом стал крупнокалиберный авиапулемет УБ-12,7. Патрон к авиапулемету УБ-12,7 также претерпел несколько доработок в части изменения порохового заряда, крепления капсюля, обжимки пули в гильзе и самой пули.
Получился удачный унитарный патрон, но его пули все еще долго дорабатывались. Универсальную по-поражающему действию пулю не удалось создать, но создали четыре вида пуль, каждый из которых имел целевое назначение по - поражающему действию. Это были следующие пули:
- Б-32 – бронебойно - зажигательная без трассера;
- Б-3т – бронебойно - зажигательная трассирующая;
- БЗФ - бронебойно - зажигательная фосфорная;
- МДЗ, МДЗ-46, МДЗ-3 – зажигательная - разрывная.
Дальность трассирования пули БЗТ достигла 1000 м. Бронепробиваемость пули Б-32 на дальности 100 м составляла 25 мм и 16 мм на дальности 400 м под углом встречи с преградой 10 градусов.
Пуля МДЗ, представляющая собой маленький снарядик, взрывалась после пробития обшивки самолета и создавала рваное отверстие диаметром около 200 мм с поражением близлежащих агрегатов осколками.
Пули БЗТ, БЗФ, МДЗ обеспечивали возгорание не только топлива, но и конструктивных материалов самолета, созданных на основе алюминиево-магниевых сплавов. Патроны с пулями специальных назначений отличались окраской: Б-32 - черный носик с красным пояском; БЗТ - фиолетовый носик с красным пояском; БЗФ - черный носик с желтым пояском; МДЗ - без окраски. Патронные ленты с закрытым стальным звеном комплектовались патронами с пулями Б-32+БЗТ+БЗФ+МДЗ+...+ Б-32+БЗТ+БЗФ+МДЗ. Патроны набивались в звенья вручную, а затем выравнивались с помощью выравнивателя В-2.
Боекомплект на один крупнокалиберный авиапулемет состоял из 120-150 патронов. Патронная лента укладывалась в патронные коробки рядами. 20мм патрон под авиапушки ШВАК и Б-20 был избран из числа патронов к противотанковым ружьям периода конца первой мировой войны. Гильза патрона имела закраину, что не выгодно сказывалась на весе оружия и на конструкции тракта подачи патронов из приемника в патронник оружия. Закраина гильзы увеличивала диаметр патрона на 2мм, следовательно, диаметр поперечного сечения тракта подачи патрона в оружие должен быть увеличен также не менее чем на два миллиметра, а это лишний вес оружия до 10 кг.

Снаряды патрона дорабатывались в течение всей войны.
Доработка началась с баллистической формы, наполнения ВВ, взрывателя и повышения эффективности бронебойно-зажигательного снаряда. Основными снарядами 20мм патрона были:
ОЗ - осколочно-зажигательный со взрывателем К-20 и А-20 , мембрана которого окрашивалась красной краской;
ОЗТ - осколочно-зажигательный-трассирующий; красный носик и зеленое кольцо, дальность трассирования 1000 м;
БЗ - бронебойно-зажигательный, а затем БЗТ - бронебойно-зажигательный-трассирующий и БЗ-А - бронебойно- зажигательный с увеличенной дальностью трассирования. Отличительная окраска - красный поясок. Снаряд БЗ-А являлся цельнокорпусным с плоской головной частью для улучшения показателей пробиваемости при встрече с преградой под большими углами от нормали.
Бронепробиваемость Б3 снаряда на дальности 400 м под углом встречи ноль градусов составляла 20 мм. Осколочные снаряды создавали рваное отверстие на входе 40х40 мм, а на выходе 445х662 мм.
Патронная лента комплектовалась чередованием патрона с ОЗТ и Б3 снарядами. Боекомплект на одну 20мм авиапушку составлял 65-170 патронов. 23 и 37мм патроны под авиапушки МП-6, ВЯ, ОКБ-15 и ОКБ-16 разрабатывались вновь созданным конструкторским бюро ГСКБ-47. К 1938 году эти два патрона практически были доведены до совершенного вида, как для оружия, так и для промышленности.
Под эти патроны проектировались авиационные пушки калибра 23мм в ОКБ-16 и ЦКБ-14 и 37мм авиапушка ОКБ-15, а несколько позднее в 1941 году 37мм авиапушку ОКБ-16 НС-37.
Тот и другой патрон отличались высокими энергобаллистическими показателями и совершенной конструкцией, рассчитанной на применение в скорострельных авиапушках.
23мм патрон авиапушки ВЯ с бронебойным снарядом пробивал 25 мм броню на дальности 400 м, а его зажигательный состав на основе ВВ с алюминиево-магниевой пудрой зажигал агрегаты самолета, защищенные броней.
Осколочно-зажигательный снаряд ОЗ и ОЗТ с ВВ А-9-2 при попадании в дюралевую обшивку крыла самолета делал рваное отверстие размером на входе 75х90 мм, а на выходе -900х700 мм, зажигал топливо и конструкцию самолета. Дальность трассирования - 1200 м.
Недостатком патрона являлось то, что абсцисса полноты сгорания пороха была большой - около 10 % несгоревшего пороха выбрасывалось из ствола пушки ВЯ.
Патроны отличались окраской головной частью снаряда:
- О3 - красный носик; ОЗТ - красный носик и зеленое кольцо;
- Б3 - черный носик и красное кольцо.
Патроны в патронной ленте чередовались: ОЗТ+БЗ или ОЗ+ОЗТ+Б3. Боекомплект на каждую пушку был от 120 до 200 патронов, объединенных в патронную ленту из стальных звеньев закрытого типа.
Высокие энергобаллистические качества патронов вызывали большую силу отдачи при выстреле из авиапушки, что сказывалось как на самой пушке, так и на самолете.
37мм патрон к авиапушкам ОКБ-15 и НС-37 и 45мм патрон под пушку НС-45 были самыми энергетически мощным патронами в мире.
Они комплектовались двумя видами снарядов: ОЗТ - осколочно-зажигательный-трассирующий и БЗТ - бронебойно-зажигательный-трассирующий с дальностью трассирования от 1500 до 3000 м. Эффективность действия этих снарядов по воздушным целям характеризовалась безусловным поражением при попадании одним - двумя снарядами. Бронированные наземные цели с толщиной брони не свыше 50 мм выводились из строя одним попаданием БЗТ снаряда.
Мощные 23мм и 37мм патроны к концу войны трудами ОКБ-16 и ГСКБ-47 были замены патронами с укороченной гильзой и с меньшим весом порохового заряда. Эти патроны обеспечивали снижение веса оружия на 15-20 % в сравнении с оружием под патроны к авиапушкам ВЯ и НС-37 и уменьшили силу отдачи при выстреле не менее 30%, а их несколько уменьшенные энергобаллистические показатели существенного значения в снижении эффективности действия по целям не имели.
К концу войны появились новые укороченные патроны под авиапушки НС-23, НР-23, Н-37 и НР-30 - и др. принятые на вооружение после войны - в первое десятилетие.
В деле создания патронов к авиационному оружию большая заслуга принадлежит ГСКБ-47 под руководством А.А.Бобровского, инженера Н.М.Елизарова, создавшего патрон к пулемету ШКАС и УБ-12,7, А.П.Забегина, много сделавшего по отработке патронов под пулемет УБ-12,7 и пушку ШВАК, М.Ф.Васильева, С.Голимбиевского, Г.А.Окуня, Н.Ф.Соловьева - разработчиков взрывателей и А.Н.Ганичева, внесшего научный и конструкторский вклад по созданию гильз патронов.
Основные показатели патронов к авиационному оружию приведены в таблице № 4.5.
Сравнивая основные показатели патронов к отечественному авиационному оружию с аналогичными показателями патронов к авиационному оружию других воюющих государств, следует сказать, что наши патроны к оружию калибров 12,7мм,
23мм, 37мм и 45мм, применявшиеся в период войны, значительно превосходили зарубежные по энергобаллистическим качествам и действию по цели.
Например: начальная скорость 12,7мм пули превышала на 100 м/с аналогичные английские и американские пули, а 37мм снаряда - на 300 м/с.
Начальная скорость 20мм снаряда превышала начальную скорость 20мм германского снаряда на 200 м/с, при меньшем весе патрона на 15 г. Ни один патрон зарубежных стран не имел пуль и снарядов комбинированного действия, особенно по пробивному и зажигательному эффекту. Наши 37мм и 45мм патроны были самыми мощными. Таких патронов не имели другие страны.
Созданный в Германии в 1943 году 30мм патрон, с тонкостенным фугасным снарядом при начальной скорости 500 м/с, оказался совершенно неэффективным в воздушном бою и при действии по наземным целям. Его тонкостенный (штампованный) корпус не играл роли в повышении фугасного действия в сравнении с обычной тротиловой шашкой весом 50 г.
Таким образом, отечественные патроны, созданные перед войной и в ходе войны, вполне отвечали требованиям военного времени как в бою, так и в валовом производстве.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама