Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 2. Появление оружия воздушного боя (1914-1918гг.)

 

Глава 2. Появление оружия воздушного боя - стрелково-пушечного и ракетного вооружения самолетов (1914-1918 гг.)

2.2. Оружие воздушного боя - личное, стрелковое, пушечное и ракетное оружие.

 

Воздушный огневой бой требовал автоматического оружия на самолетах и удобных мест его установки. Только то и другое могло обеспечить эффективные воздушные схватки за господство в воздухе, за контроль воздушного пространства и надежное прикрытие наземных войск на поле боя. Однако автоматическое оружие к началу войны не выходило из стадии опытных работ и испытаний, причем не авиационного, а только для наземных войск. Поэтому летный состав вооружался автоматическими пистолетами и винтовками, основные показатели которых приведены в таблицах №№ 2.1; 2.2. При воздушной стрельбе из пистолетов и винтовок основным объектом поражения был летчик и мотор. Уязвимая площадь летчика составляла 0,75м2, а мотора от 0,7 до 1,5м2. Для поражения того или иного жизненно важного объекта обычными пулями требовалось 2-3 прямых попадания в мотор или одно удачное попадание в летчика. Такие удачи могли быть только в дуэльной стрельбе на параллельных курсах на небольших дальностях (10-50 м). Поразить объект такой малой площади при стрельбе в полете дело чрезвычайно трудное, тем более что объект скрыт от точного прицеливания конструкцией самолета. Точное прицеливание с помощью целика и мушки требовало больших навыков от воздушного стрелка для внесения поправок в прицеливании на дальность стрельбы, упреждение и т.п. Поражение самолета противника или принуждение его к отказу от выполнения боевой задачи было делом достаточно редким. Летчики расстреливали весь боекомплект (2-4 обоймы или зарядки) и на этом расходились.
Наиболее результативными были дуэли между французскими и немецкими самолетами в пользу французов. Экипажи французских самолетов вооружались автоматическим карабином Винчестер, а немецкие – пистолетом Маузер. Карабин, конечно, имел большие преимущества перед пистолетом.
В России на самолетах тоже применялся автоматический карабин, но не в начале войны, а в ее середине. Автором этого карабина был известный русский и советский инженер вооруженец и ученый, Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант-инженер, доктор технических наук, профессор Владимир Григорьевич Федоров (1874-1966 гг.).
В.Г.Федоров с 1906 года начал работать над автоматическими ружьями сначала в оружейной мастерской Ружейного полигона при стрелковой школе в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), а затем на Сестрорецком оружейном заводе. К 1911 году им была разработана и предъявлена на комиссионные испытания автоматическая 7,62 мм винтовка с высокой практической скорострельностью. Винтовка выдержала испытания. На 3223 выстрелов при нормальных условиях стрельбы получено 2,49 % задержек, а в 1912 году при полигонных испытаниях этой же винтовки получено 1,66% задержек при стрельбе при нормальных условиях и 3,9 % в - затрудненных.
В 1913 году В.Г.Федоров представил на испытание новый образец 6,5 мм автоматической винтовки под японский патрон с пулей более высоких баллистических показателей. Винтовка выдержала испытания, о чем комиссия записала в журнале от 25.10.1913 г. за № 35 следующее:
1) Винтовка Федорова калибром 6,5 мм выдержала успешно комиссионные испытания.
2) Означенная винтовка является первым в России образцом автоматической винтовки, разработанной для патронов с улучшенной баллистикой, со значительно большим давлением пороховых газов и гильзой без закраины.
3) По сравнению с 7,62 мм автоматической той же системы во вновь представленный экземпляр введены многие усовершенствования: магазин с шахматным расположением патронов, не выступающий из ложи, затвор из целого куска без пайки, большая прочность личинок затвора и всей винтовки.
Несмотря на положительные результаты испытаний автоматических винтовок В.Г.Федорова военное министерство не сумело организовать их производство. Более того, с начала войны оно умудрилось направить на фронт военных конструкторов, изобретателей и испытателей Ружейного полигона, рассчитывая на молниеносную войну с Германией и Австро-Венгрией.
Тем не менее, в ходе войны в других странах усиленно разрабатывались и вводились на вооружение новые виды оружия. Так во Франции за время войны 1914-1918 гг. принято на вооружение шесть новых образцов стрелкового оружия. В Англии - четыре, Италии - четыре, Германии - десять и в Австро-Венгрии – два, Россия спохватилась в 1915 году, отозвав с фронтов специалистов стрелкового оружия, в том числе В.Г.Федорова и расширив мастерские при стрелковой школе в Ораниенбауме. Перед коллективом специалистов была поставлена задача: создать автомат, выполняющий функции ручного пулемета. Вскоре автоматы В.Г.Федорова были изготовлены с использованием отдельных узлов и деталей от разработанной им ранее автоматической винтовки, не тронутой серийным производством на Сестрорецком заводе.


6,5 мм автоматы Федорова (фото сайта http://armor.kiev.ua)

Изготовленные под японский патрон калибром 6,5 мм автоматы, по распоряжению Главного управления Воздушного флота поступили на войсковые испытания в авиационные подразделения. На испытаниях автоматы зарекомендовали себя надежным, удобным и эффективным оружием при стрельбе с самолетов, о чем свидетельствует текст следующей телеграммы:

"Петроград. Главное артиллерийское
6.8.16 управление
из лит. ж.571 2173.61530 генералу Федорову
Испытание ружей отрядом истребителей дало отличные результаты. Погода затрудняет испытания полете. Прошу увеличить срок возвращения ружей. Летчики ходатайствуют вооружении самолетов ружьями вашей системы. Желательно увеличить обоймы пятьдесят патронов 2173. Полковник – Горшков".

Из заказанных 25000 автоматов до конца войны изготовлено только 150, поэтому самолеты русского Воздушного флота не имели системного оружия, т.е. вооружались, чем попало: винтовки, автоматы, карабины, пулеметы иностранных фирм для пехоты.
О том, что автомат В.Г.Федорова может, на первых порах, служить отечественным оружием для самолетов свидетельствуют следующие его показатели:
- принцип работы - отдача с коротким ходом ствола;
- калибр - 6,5 мм;
- темп стрельбы - 600 выстрелов в минуту;
- практическая скорострельность - 100 выстрелов в минуту;
- емкость магазина - 25 патронов;
- вес без магазина - 4,4 кг;
- начальная скорость пули - 660 м/с;
- вес пули - 9 г.;
- вес патрона - 21,1 г.;
- вес заряда - 2,24 г.;
- длина - 1045 мм;
- дальность стрельбы - 2100 м.

К началу войны на вооружении наземных войск большинства воюющих государств было некоторое количество пулеметов калибра от 7.62 мм до 8 мм. Выпуск, принятых на вооружение пулеметов оружейными заводами ограничивался небольшим количеством.
В России в месяц производилось:
1914 г. - 32, 1915 г. - 336, 1916 г. - 1000-1200 пулеметов.
В Германии:
1914 г. - 200, 1915 г. - 800, 1916 г. - 2300, 1917 г. - 14400 пулеметов в месяц.
Учитывая недостаточную поставку и возрастающую потребность пулеметов в каждой пехотной дивизии, (к 1918 году в Германии - 108 станковых и 216 ручных пулеметов в дивизии, во Франции - 108 станковых и 576 ручных, в Америке - 225 станковых и 775 ручных, в России - 36 станковых) становится понятным, что самолеты, выпускаемые в большом количестве не могли быть обеспечены пулеметами.
Тем более что некоторые пулеметы были тяжелыми, громоздкими, т.е. несоизмеримыми по габаритам и усилию отдачи с прочностными характеристиками и размерами кабин самолетов того времени. Основные показатели пехотных пулеметов, которые иногда все же приспосабливались на самолет, приведены в таблице № 2.3.


Пулемет Льюис, установленный над крылом самолета Моран-Парасоль

На самолеты хорошо приспосабливались ручные пулеметы пехоты и специально созданные в ходе войны авиационные пулеметы небольшого веса, с хорошими энергобаллистическими показателями. Французский пулемет Шоша образца 1915 г., применялся для вооружения самолетов во Франции и в России, а в 1918 году во Франции принят на вооружение французских самолетов чисто авиационный пулемет Дарна образца 1918 г. Ручной английский пулемет Льюиса образца 1915 года, применялся на самолетах Англии и России.


Пистолет-пулемет Брегмана МП-18/I

В Италии на самолетах, применялся облегченный пулемет Фиат и ручной пулемет СИА образца 1918 г.
В Германии, за время войны были разработаны и применялись в качестве авиационного оружия:
- ручной пулемет системы Бергмана 1915 года;
- ручной пулемет, переделанный из пулемета Максим,1915 года;
- ручной пулемет системы Дрейзе, образца 1918 года;
- авиационный пулемет, переделанный из станкового пулемета Максим, образца 1918 года;
- авиационный пулемет системы Парабеллум и автоматическая винтовка системы Мондрагон образца 1917 года также применявшаяся с самолетов.


Авиационный пулемет Parabellum MG17 калибра 7,92

Основные показатели пулеметов, применявшихся в качестве авиационного оружия в период войны, приведены в таблицах 2.4 и 2.5.
Пулеметы устанавливались на самолеты в следующих вариантах:
- турельном на простейших шкворневых установках и на турелях;
- фюзеляжном в носовой части фюзеляжа на самолетах с толкающим винтом и на бомбардировщиках, над фюзеляжем под углом до 30 градусов относительно строительной оси самолета для стрельбы выше плоскости вращающегося воздушного винта;
- люковом на простейших шкворнях для обстрела нижней полусферы;
- кормовом на подвижных установках для обстрела задней полусферы;
- синхронном для стрельбы через плоскость вращающегося воздушного винта;
- моторном для стрельбы через плоскость вращающегося воздушного винта, защищенного от пробития пулями или стальной призмой-отражателем пуль или стальной малюнеткой (бронещиток, защищающий воздушный винт от пробития пулями).
В самый разгар войны в воздухе, когда стало понятным, что стрельба с самолета по самолету из личного и стрелкового оружия малоэффективна - сбитие самолета было редким случаем, несмотря на то, что в планере насчитывались сотни пулевых пробоин, многие энтузиасты попытались установить на самолет пушку. Они выбирали подходящую пушку, из числа наземных или морских, и приспосабливали ее на самолет. Пушку устанавливали неподвижно в фюзеляже или на шкворне в передней части самолета для обстрела воздушных и наземных целей. На французских и русских самолетах проведены опыты по установке на самолет 37-мм пушек Гочкис, Кольт и Армстронг. Вес этих пушек достигал 300 кг. Пушки заряжались вручную. При стрельбе из пушек самолет рыскал, а иногда и ломался из-за большой силы отдачи при выстреле. Шел поиск пушек без отдачи или с очень малой отдачей. Для уменьшения разрушительного действия пушечного выстрела на самолет в США создана пушка Дэвиса с малой отдачей. Во Франции - 45 мм гладкоствольная пушка, стреляющая крупной дробью (картечью), а в России для самолета ''Илья Муромец'' создана 76-мм авиапушка без отдачи при выстреле. Отдача локализована путем введения фиктивного снаряда, вылетающего в противоположную сторону основному. Авторами такой пушки были Орановский, Гельвик, Журавченко и др.
Пушечное оружие обещало резко поднять эффективность поражения целей, но оно пока было не своевременным из-за недостаточной прочности самолетов. На самолетах оставалось стрелковое оружие и появившееся в конце войны ракетное оружие.

Ракетное оружие самолетов

Человеческий гений отдал много сил и труда, прежде чем получить мощное и эффективное ракетное средство поражения, путь к которому начинался задолго до нашего летоисчисления. Первые опыты по применению ракетных принципов движения уходят в глубину веков. Самое ранее свидетельство относится к 380 году до н.э., когда на собрании греков Архитос Тарентский демонстрировал полет макета голубя, оставляющего за собой след белого густого дыма. Примерно в это же время в Китае проводились опыты по пуску ракет, предназначенных для военных надобностей.
Из литературных источников известно, что ракетный принцип движения использовался в древних войнах, когда та или другая противоборствующая сторона запускала в стан неприятеля горящие факелы, называемые "летающими ведьмами". Более совершенные ракеты применялись для доставки швартовых концов кораблей к причалам и пиратами при взятии кораблей на абордаж. В войнах применялись стрелы-копья, разгоняемые в полете ракетами.
Ракетный принцип движения получил также широкое распространение при проведении увеселительных мероприятий с применением пиротехнических фейерверков. На Руси первый увеселительный фейерверк был дан в городе Великий Устюг в 1675 г. Пиротехнические фейерверки явились основой для создания сигнальных и осветительных ракет. Такие ракеты были приняты на вооружение русской армии в начале XVII столетия Петром I и поставлялись войскам специальной лабораторией, названной "Ракетным заведением". Работы по созданию боевых ракет в России с применением дымного пороха, в качестве топлива ракетного двигателя, начались в начале XIХ столетия.
Первые русские двух и четырехдюймовые фугасные и зажигательные ракеты с дальностью полета до 3 км были разработаны и испытаны в 1814-1817 гг. И.Картамазовым, И.А.Засядко. Стабилизация ракет в полете осуществлялась стабилизатором-шестом. Принятые в 1826 году на вооружение русской армии боевые ракеты успешно применялись в Русско-турецкую войну 1828-1829 гг., а в Крымскую войну 1853-1856 гг., также успешно применялись осколочные, фугасные и зажигательные ракеты конструкции генерала К.И.Константинова с дальностью полета от 2.6 до 5.3 км. Качество русских ракет не уступало английским и австрийским ракетам.
Успехи в развитии ствольной артиллерии приостановили работы по совершенствованию ракет до 1907 года. Но за эти пятьдесят лет появились идеи и научные труды по вопросам ракетного движения.
В 1881 году известный русский революционер-народоволец Н.И.Кибальчич обосновал идею о передвижении в воздухе на ракетном летательном аппарате.
В 1896 году вышла в свет книга А.П.Федорова ''Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду'', а в 1897 году И.В. Мещерский выпустил свою знаменитую книгу ''Динамика точки переменной массы''.
Особое значение имела работа гениального К.Э.Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубликованная в 1903 г. Научные труды наших соотечественников опережали зарубежные на несколько десятков лет. Работы К.Э.Циолковского опередили француза Пельтри на 10 лет, американца Годдара на 16 лет и немца Оберта на 20 лет.
С 1907 года возобновились работы по созданию боевых ракет в Михайловской артиллерийской академии. Здесь генерал М.М.Поморцев по заданию Главного артиллерийского управления (ГАУ) разработал трехдюймовые фугасные и зажигательные ракеты с кольцевым и крестообразным стабилизатором с дальностью полета 7,4 км. Вслед за ракетами Поморцева появляются ракеты Н.В.Герасимова с гироскопической системой стабилизации для стрельбы по наземным и воздушным целям, а также ракеты И.В.Воловского, стабилизирующиеся в полете вращением вокруг продольной оси и его многозарядные пусковые установки трубчатого типа на 20 и 50 ракетных зарядов. В 1912 году Н.И.Тихомировым была сконструирована самодвижущая торпеда с прямоточным пороховым двигателем.
В 1916 году Тимофеевым разработана ракета для применения с самолетов, названная “бомбой с начальной скоростью”. Такая ''бомба'' предназначалась для стрельбы по кораблям противника с самолета, не входя в зону корабельного зенитного огня. Первые стрельбы ''бомбой '' провел летчик Каминский. На основании опытных стрельб в 1917 году было выпущено ''Наставление для боевых действий дивизии Балтийского флота на 1917 год''. Согласно этому наставлению ”бомба” Тимофеева должна применяться для поражения наземных и морских целей с пологого пикирования. Пуск “бомбы“ рекомендовался с дальности 1500-2000 м по кораблям и с дальности 300-400 м по наземным защищенным целям.
Летчиками Балтийского флота применялись также зажигательные ракеты - стрелы, разработанные французским лейтенантом Ле-Приером. Эти ракеты применялись для стрельбы по дирижаблям и воздушным шарам, согласно с наставлением для пользования зажигательными ракетами лейтенанта флота Ле-Приера на аппарате Фарман 1917 года. Ракетами Ле-Приера вооружались самолеты Фарман E-40 и E-11. Пусковые трубчатые установки ракет монтировались к стойкам крыла в виде блоков труб, усовершенствованных сержантом Денмбудом.
На самолете E-40 устанавливалось 18 ракет, а на E-11 10 ракет. Управление стрельбой было электрическое. Пуск ракет осуществлялся при замыкании электрической цепи при нажатии на одну из кнопок, установленных в кабине летчика. При нажатии на кнопку ''А'' пуск ракет происходил залпом по 6 ракет с самолета E-11 и 10 - с E-40. При нажатии на кнопку ''В'' - залп по 4 ракеты с E-11 и 8 с E-40. Прицеливание производилось с помощью специально созданного прицела состоящего из мушки - перекрестия и дальномерных металлических колец, рассчитанных для стрельбы по дирижаблям с дальностей 600, 470, 340 и 200 метров при установочном угле пусковых труб 170. Атака дирижаблей производилась под курсом 4/4.
Эффективность поражения дирижаблей была очень высокой. Один залп ракет зажигал баллон дирижабля или воздушного шара. Гроза наземных войск - немецкие цеппелины больше не появлялись на поле боя.
В 1916 году в Аэродинамическом институте Московского общества воздухоплавания в Кучино, возглавляемого Д.П.Рябушинским, испытывалась так называемая ''ракета в пушке'', обещавшая резко повысить дальность стрельбы в сравнении с известной пушкой Круппа ''Берта'', обстреливающей Париж. Однако новый принцип метания боеприпасов, основанный на активно-реактивном принципе, до конца 20-х годов реализовать не представлялось возможным. Этот принцип был использован Л.В.Курчевским в динамореактивных пушках – ДРП (« Газета ''Подмосковье» 26.11.1914 г.).

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама