Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 1. Зарождение оружия воздушгого боя (до 1914 г.)

 

Глава 1. Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года)

Выводы

 

1. Вековые мечтания человечества о передвижениях по воздуху, как птицы, завершились созданием средств для полета человека. В период Великой Французской революции 1789-1794 г.г. появились воздушные шары с человеком на борту. А в 1877 году наш соотечественник А.Ф.Можайский предложил и построил аэроплан, названный "летучкой".
Воздухоплавательные аппараты развивались более успешно во Франции. Уже в 1852 году совершен полет А.Жиффара на управляемом аэростате с паровым двигателем.
Аэропланы претерпели более длительный путь в своем развитии. Журналисты русских газет предписывали "летучке" Можайского большую будущность, но будущему не удалось пробиться сквозь правящий консервативный аппарат самодержавной России. Только в 1909 году в России появились аэропланы иностранных конструкций для демонстрации полетов в коммерческих и пропагандистских целях.
В это же время в России появились и воздухоплавательные аппараты иностранной постройки.
2. Первые полеты человека на борту воздушного шара определили роль и место летательным аппаратам в войнах. Воздушные шары применялись французами против австрийцев в битве при Мобеже и Флерусе уже в 1794 г. С этих пор воздушные шары и аэростаты применялись практически во всех последующих войнах, оказывая большую пользу наземным войскам воздушной разведкой, связью с войсками, а затем и бомбардировкой живой силы и объектов неприятеля.
Бомбометание обещало страшные разрушения городам, варварское истребление войск и народов, что обусловило запрет бомбометания решением первой Гаагской конференции 1899 г., который продлился всего несколько лет- до 1907 года. С появлением аэропланов в 1907-1909 г.г. задачи боевого применения их в войнах значительно расширились. В отличие от аппаратов статического летания, аэроплан способен летать вне зависимости от ветра и высоты полета при значительно большей скорости, обладал маневренными качествами, недоступными для аэростатов, являлся наиболее эффективным средством доставки оружия к целям неприятеля. Под давлением военных специалистов запада, вторая Гаагская конференция 1907 года вынуждена была признать воздушную бомбардировку "законным" способом ведения войны.
Это решение ускорило работы по вооружению самолетов не только метательными снарядами, но и огнестрельным оружием.
В России с вооружением самолетов не спешили. В военном ведомстве все еще шли дебаты по вопросу боевого предназначения аэропланов в войне, а передовые умы в лице генерала Кованько, офицера Попова и др. аргументировано доказали необходимость вооружения самолетов огнестрельным оружием для уничтожения летчиков противника и его самолетов в воздушном бою.
3. Триполитанская кампания 1911-1912гг. и Балканская война 1912-1913гг., а затем и маневры военных округов изменили взгляды военного ведомства России, как по вопросам боевого применения самолетов, так и на их вооружение.
Силами энтузиастов проведено несколько опытов по вооружению самолетов ручными и станковыми пулеметами пехоты для стрельбы по наземным и воздушным целям.
Наиболее удачные решения по вооружению самолетов станковым пулеметом Максим принадлежало поручику Поплавко, а вооружение самолетов ручными и станковыми пулеметами коллективу, возглавляемому конструктором самолетов И.И.Сикорским.
4. В 1913 году заявили о себе первые системы вооружения отечественных самолетов пулеметами, пока что не авиационными.
Система Поплавко представляла собой подвижную установку пулемета Максим на шкворне, размещенном в кабине летнаба, и предназначалась для обстрела передней полусферы.
Система Сикорского была более совершенной и состояла из неподвижно установленного пулемета на одноместном самолете, предназначенного для стрельбы по воздушным и наземным целям при прицеливании всем самолетом. Вторая система Сикорского состояла из нескольких пулеметов, установленных на многоместном самолете и предназначалась, главным образом, для воздушного боя.
5. Воздушные стрельбы, проведенные на полигонах, показали, что пулеметы, установленные на менее жестких конструкциях самолета не обеспечивают надлежащей кучности стрельбы, что попадание пуль в цель равносильно случайному попаданию при стрельбе по летящей птице.
Установки пулеметов на самолетах Сикорского были более жесткими и обеспечивали надлежащую кучность.
6. К началу первой мировой войны самолеты всех воюющих государств не имели на борту оружия воздушного боя, за исключением отечественного многоместного самолета "Илья Муромец" (И.М.).

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама