Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 1. Зарождение оружия воздушгого боя (до 1914 г.)

 

Глава 1. Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года)

1.3. От дирижабля к боевому самолету

 

Аппаратам тяжелее воздуха - самолетам пришлось пройти более тяжелый исторический путь, в 400 лет - от Леонардо да Винчи (XV век) до полета первого самолета братьев Райт (1903 г.). Этот период характерен сплошной цепью работ, над делом механического летания с использованием воздушной среды в качестве опоры, двигателем и самим аппаратом.
Первым научным обоснованием летания на аппаратах тяжелее воздуха являются работы всемирно известного ученого XV века Леонардо да Винчи. Исследовав полет птиц, он спроектировал аппарат с бьющими, подобно птицам крыльями. Впоследствии такой аппарат назван орнитоптелем. Вслед за Леонардо да Винчи известный ученый наш соотечественник М.В.Ломоносов спроектировал модель воздушной вертушки - предвестницы автожиров и вертолетов. От моделей до самолета прошли века. Только в конце XIX века начались опытные работы по созданию самолетов множеством энтузиастов практически во всех передовых государствах, в том числе и в России. В России впервые в мире создан летательный аппарат, который содержал практически все элементы современного самолета. Автором этого аппарата был изобретатель капитан первого ранга Александр Федорович Можайский. Он же предсказал широкое военное применение воздушных летучек с применением оружия.
В 1877 году, когда автор только еще представлял свой проект на рассмотрение комиссии, журнал "Кронштадтский вестник" (1877 г. №5) уже писал: "Нужно ли говорить о неисчислимых последствиях этого замечательного изобретения... Представьте только, какую панику... способна навести на неприятеля одна такая летучка..., какое губительное расстройство может произвести она на его сборных пунктах и сообщениях! Крепости и минные заграждения не спасут от ее когтей ни армий, ни пресловутых броненосных флотов. А между тем, сама летучка, носясь в воздухе... будет оставаться неуязвимой на высоте".
К сожалению "летучке Можайского" не суждено было наводить панику в неприятельских станах, как и многим другим важным изобретениям государственного значения в условиях социального консерватизма России. Тем не менее, опыты Можайского, Максима, Лилиенталя и других энтузиастов не пропали даром и были воплощены в реальном воздушном аппарате тяжелее воздуха. Это удалось выполнить американским братьям-механикам Райт. Они открыли новую эру в истории завоевания воздушной стихии на аппаратах тяжелее воздуха - на самолетах.
Первый полет братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года, а перелет французского летчика Луи Блерио через пролив Ла-Манш - 25 июля 1909 года. Перелет Блерио через Ла-Манш сам собой к данному времени ничего особенного не представлял, но он остался памятным потому, что Англия перестала быть недосягаемым в военном отношении островом. С этим перелетом утверждалась роль самолета как боевого средства в войне.
Самолет сулил столь большие возможности боевого применения, что вторая Гаагская конференция мира в 1907 году под давлением военных была вынуждена считать воздушную бомбардировку и обстрел "законным" способом ведения войны. Такая дипломатическая отдушина усилила работы над вооружением самолетов.
В 1909 г. в Москве А.А.Пороховщиковым уже проектировался самолет с бронированной гондолой, пулеметной установкой и прибором для бомбометания, а вслед за ним Д.П.Григоровичем создан гидросамолет с бронированием жизненно важных агрегатов и с хорошим вооружением на борту.
К 1910 году авиация из увлечения и спорта становится насущной необходимостью всех капиталистических государств, бешено готовящихся к войне за передел мира и сфер влияния.Авиация впервые опробована в Триполитанской кампании 1911-1912 гг. В этой кампании итальянцы применяли самолеты для поражения войск не только метанием железных стрел, но и бросанием ручных гранат и небольших бомб. По сообщению русского военного корреспондента, при итальянской армии, Н.П.Мамонтова в войне участвовало восемь самолетов "Ньюпор" и четыре самолета "Фарман". Для бомбометания было заготовлено 600 однокилограммовых бомб, снаряженных мелинитом. Первым объектом бомбометания с самолетов 19 октября 1911 года стал оазис Айн-Сара. Полеты самолетов проходили не без противодействия со стороны противника. Их обстреливали с земли групповым ружейным огнем.
Русский журнал "Техника воздухоплавания" (ТВ №1 за 1912 г.), оценивая боевое применение самолетов в Триполитанской кампании, высказал мысль об улучшении боевой живучести самолетов путем повышения высоты полета с 500-600 метров до 1000-1200м над целью и введения бронирования летчика и мотора. В этом же номере ТВ есть сведения, что кроме "Ньюпоров" и "Фарманов" в кампании принимал участие самолет "Анатра" русской постройки на одноименном заводе.
Самолет в этой войне завоевал репутацию несравнимо большую, чем воздушные шары, аэростаты и дирижабли. Летчики вели ближнюю и дальнюю разведку, независимо от направления ветра, поддерживали связь между войсками, производили съемки местности путем фотографирования и зарисовок, бомбили и обстреливали войска и фортификационные сооружения.
Самолет стал новым видом боевых средств во многих армиях мира.

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама