Д.И.Романов. Оружие воздушного боя

   Главная >> История >> Оружие воздушного боя >> Глава 1. Зарождение оружия воздушгого боя (до 1914 г.)

 

Глава 1. Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года)

1.1. От мечты к полету

 

Голубые заоблачные выси, сияющие звезды и горячее Солнце влекли человека в полет едва ли не с начала его миросозерцания. Стремление подняться в воздух и парить там, подобно птицам обусловлено не только любованием красотой мироздания, но и тягой к господству над людьми, "прикованными" к обетованной земле.

Древняя летопись указывает на то, что в 380 году до н.э. на собрании греков Архитос демонстрировал полет деревянного голубя за счет струи дыма выходящей из его сопла. Есть основания полагать, что этот опыт имеет прямое отношение к реактивному принципу движения.

В памяти народной хранится много любопытных фантазий и скорбных эллегий, связанных с первыми представлениями прорыва человека в небо. Пытливые мечтатели в лице Овидия (Публий Овидий Назон) римского поэта, породили сказочных Дедала и его сына Икара, пытавшихся вырваться из плена на свободу с помощью машущих крыльев, собранных из перьев птиц и склеенных воском. Такой "махолет", приводимый в действие мощными мускулами молодого Икара удался. Икар покинул место заточения, но, увлекшись полетом и, забыв о предостережении отца: не подниматься близко к Солнцу, все же приблизился к светилу. Горячее Солнце расплавило воск, крылья сложились и, молодой Икар рухнул на землю.
Фантазия человеческого гения развивала мечту о полетах. Она выдумывала одно за другим средство летания, начиная от резвых троек, с бешеной скоростью увозящих карету к звездам, гусей в упряжке, плавно тянущих возницу над полями, над долами... до привязных крыльев и орнитоптелей.
Однако земля долго не отпускала человека в небо. Только в XVI веке появились первые попытки человека оторваться от земли.
В России начало летания можно отнести ко второй половине XVII века, если верить "Запискам" И.А.Желябужского, русского дипломата, который описывал события конца XVII и начало XVIII веков. В его "Записках" утверждается, что в Александровской слободе под Москвой, в присутствии царя, при большом стечении народа, пробовал летать "смерд Никита, боярского сына Лупатова холоп". Царевый приказ по этому поводу гласил: "Человек не птица, крыле не имать. Аще кто присвоит себе ани крылья деревянны, противу естества творит, то не божье дело, а от нечистой силы. За сие содружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедание, а выдумку, анидиавольскую помощью снаряженную, после священные литургии огнем сжечь".
Другой царь, Алексей Михайлович (отец Петра I) благосклоннее отнесся к выдумщикам полетов на крыльях, о чем в "Записках" имеется следующий рассказ, относящийся к 1695 году:
"Тогожь месяца апрель в 30 день кричал мужик караул и сказал за собой Государево слово (т.е. вызвал караул для права доклада царю очень важного дела) и приведен в Стрелецкий приказ и расспрашиван, а в расспросе сказал, что он, сделав крыле, станет летать аки журавель. И по указу Великих Государей сделал себе крыле слюденые, а стали те крылья в восемнадцать рублев из государевой казны. И боярин Иван Борисов Троекуров с товарища с иными прочими, вышед, стал смотреть; и тот те крыле устроя, по своей обыкности перекрестился и стал мехи подымать и хотел лететь, да не поднялся и сказал, что он те крыле сделал тяжелы. И боярин на него кручинился, и тот мужик бил челом, чтоб ему сделать другие крыле иршеные (замшевые), и на тех не полетел, а другие крыле стали в пять рублев. И за то ему учинено наказание: бит батоги снем, рубашку, и те деньги велено доправить на нем и продать животы его остатки".
Подобные забавные истории о попытках летания русских людей можно встретить в записях А.И.Сулакадзева, Н.П.Боголенова, Ф.Н.Глинки, Н.М.Карамзина и др. наблюдательных людей, живших в XIX веке. Н.П.Боголенов пишет о полетах приказчика Перемышлева в 1724 г. в селе Пехлеце, Рязанской провинции. Полет состоялся на крыльях из бычьих пузырей, собранных в форме теремков. При сильном ветре Перемышлева подняло выше человеческого роста и кинуло на вершину дерева. Далее, А.И.Сулакадзев, ссылаясь на записки Н.П.Боголенова, отмечает еще несколько событий, в том числе летания на оперенных крыльях кузнеца по прозвищу Черная Гроза. В 1729 г. в селе Ключ около г. Ряжска кузнец летал "ни высоко, ни низко", устал и спустился на кровлю церкви, но поп крылья сжег, а его едва не проклял. Сулакадзев, также описывает полеты подъячего Крякутного в 1731 году в г. Рязани на шаре, надутом "вонючим дымом" и в 1745 году какого-то человека из Москвы, летавшего на воздушном змее. Поэт и публицист Ф.Н. Глинка в своих "Письмах русского офицера" 1815 г., как бы подводя итог почти вековых проб летания, был глубоко убежден в том, что "придет время, когда люди полетят", полагаясь на технику, построенную по аналогии с птичьим полетом.

Некоторые недостаточно обоснованные сведения указывают на то,
что первые ракеты были созданы в Китае.

Техника - техникой, а настойчивые пробы летания русских людей еще в начале XVII века подсказали грядущим поколениям средства полета - планер и воздушные шары, т.е. начала авиации и аэронавтики, пока с наивными житейскими целями их применения. Цели применения авиации и аэронавтики в те далекие времена еще не представлялись в полном объеме. В газете "Русское слово" от 01.12.1909 г., цели полетов человека описывались следующими соображениями: "Полеты... это будет замечательный поворот, между прочим, в общественной жизни континента, в правах и размышлениях зажиточной публики. Воздух заполнится двуногими летающими мотылями, и царство водевиля поднимется до высот заоблачных: дамы в новых шляпках прямо Солнцу навстречу лететь будут и мужчины играть за выпивкою в карты на высоте 10-ти тысяч метров от земной планеты..."
Шли годы... и только 19 сентября 1783 года гением человека осуществлен первый полет на воздушном шаре, наполненном дымом, с первыми аэронавтами: петухом, уткой и бараном. Удавшийся опыт французов братьев Монгольфье стал началом осознанного воздухоплавания человека на летательных аппаратах легче воздуха. После нескольких удачных полетов на привязном аэростате - монгольфьере один из первых аэронавтов Жиро де Вильет писал в "Парижской газете": - "Я тотчас же убедился, что это недорогая машина может оказать значительную пользу армии, давая обнаружить позиции, маневры и передвижения неприятельских войск и извещать об этом свои войска с помощью сигналов". Жиро де Вильет, сам того не подозревая к каким качественным сдвигам, приведет военное применение летательных аппаратов, все же попал в точку. С его "убеждения", можно сказать, началась война в воздухе сначала на аппаратах легче воздуха, а затем и на аэропланах, вооруженных метательным и огнестрельным оружием.

 

Назад Вверх Следующая

© Д.И.Романов

Реклама