Авария Су-33

Главная >> История >> Авария Су-33

 

 

Попытка зайти в реку не всегда заканчивается входом в нее

Правы были мудрецы, утверждавшие, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Добавляя при этом, что и один раз в одну и ту же реку войти нелегко. Всё течёт, всё меняется. Вот и в этот раз в середине августа 2005 сборы на ТАвКр «Кузнецов» очень были похожи на прошлогодние. С одной лишь разницей, что на корабле было намного больше друзей и просто хороших знакомых. И мы все точно знали, что нужно брать с собой на корабль, а что смысла нет - не понадобится. Или найдётся на борту.
И впрямь, похожего было много, но - только похожего! Перебазировались на рейде Североморска, переночевали на корабле ввиду города и с утра в моря. Дождались перелёта истребителей и началось. «Началось»- не заглавными буквами и без восклицательного знака. Просто - началось.
Казалось бы - те же полёты на поисково-спасательное обеспечение (ПСО) полётов, те же тренировки на поиск и подъём с воды потерпевших бедствие, те же суточные дежурства в готовности к вылету на обеспечение спасательных работ.… Ан нет, похоже, но не то. Постоянно ловишь себя на мысли, что невольно сравниваешь всё происходящее с тобой и авиагруппой в целом с прошлогодним выходом.
Самое необычное - гораздо меньше шумихи по поводу выхода вообще. А и что шуметь, собственно? Идём снова демонстрировать своё военное присутствие, или, как красиво говорят флотоводцы – флаг, под Исландию. Или же - ОТСУТСТВИЕ?! Судя по количеству времени, проводимого флотом в морях (не океанах уже!), скорее верно второе. Да и что, собственно, и кому демонстрировать возле всё той же Исландии или Норвегии? Они, сердешные, и так знают о нашем существовании. Обидно, что как-то потихоньку наш флот, некогда могучий и океанский, за 15 лет «вдруг» стал морским. А так, глядишь, и до каботажного докатимся. Вот так 1 декабря 2005 года (забегая вперёд сообщу) плавненько закончила своё существование 7 Оперативная Эскадра в составе Северного флота. Не нужна стала стране, а ведь не так давно её за глаза называли Средиземноморской! Но ведь уже 10 лет не были мы в Средиземке и, как говорят, неизвестно…. Кстати, «Кузнецов»-то и был! Но это так, горькие сентенции к данному выходу не относящиеся. Просто обидно, как говорил герой Павла Луспекаева в «Белом солнце пустыни», за державу!
Ну, так о чём я? Да! 5 сентября, море, полёты истребителей, нарезаем круги возле корабля. В общем, идёт нормальная рутинная работа по ПСО полётов. Вот только не с правого борта, как обычно, а с левого. В нашей обычной зоне сегодня крутят пилотаж истребители, вот мы и находимся в резервной слева по ходу корабля. Непривычно, зато удобно. Штурману. Снимать удобнее посадки и взлёты. Выполняем обычный разворот, выходим из 4-го параллельно глиссаде, ждём посадки очередного Су-33 . Медленно «на шаге» сопровождаем истребитель до обреза палубы, слегка отставая от него, чтобы постоянно держать в поле зрения. Мало ли что…. Вот он цепляет гаком трос, вот покатился по палубе, резко замедляясь, вот затормозил. Ну, вот и славно! Быстренько вертолёт в разгон, истребитель пока заруливает на техпозицию, давая возможность взлететь товарищу. Медленно подлетаем до носа корабля, притормаживаем. Ждём очередного взлёта. Ну, вроде «поехали»! Сход «Сушки» с трамплина, набор высоты, всё ОК! Теперь мы «поехали», первый-второй, почти сразу же третий- четвёртый. Очередной заход истребителя. Дальше - по схеме:
… Медленно «на шаге» сопровождаем истребитель до обреза палубы, слегка отставая от него, чтобы постоянно держать в поле зрения. Мало ли что…. Вот он цепляет гаком трос, вот покатился по палубе, резко замедляясь, вот затормозил, вернее… почему-то, почти затормозил, «клюнул» ведь уже носом, чего катится? Так…, поехал..., сход с палубы…, катапультирование…
О ЧЁРТ! КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ!!!

Крик РП:
…911?!!!...
... Наблюдаем, 911!...( 911- наш позывной в то время, ирония вот такая а-ля «служба спасения» …)
Далее вся работа как на учениях. С той разницей, что нет шанса на ошибку и повторный заход. Тем более несколько дней назад тренировались всей вертолётной группой по очереди таскать манекенов и водолазов из воды, освежили моторику и навыки. Работаем, как на «автомате». До лётчика в воде метров 500, хвост вверх, быстрее туда. Энергично тормозим слева чуть сзади кормы корабля, мимо вдоль борта авианосца проплывает тонущий самолёт с бортовым номером 82 (затонул только чуть меньше чем через минуту). Ждём, пока корабль отойдёт вперёд-вправо, даст место для работы. Плавно «наезжаем» на лётчика, командир быстро стабилизирует вертолёт над плавающим лётчиком, водолаз пошёл. Пока лебёдка разматывается, успел глянуть вниз- как там пилот? Машет рукой, всё в порядке. Если ЭТО, конечно, можно назвать так. Но - жив, уже здорово! Быстро доложили РП, что лётчик жив, работаем.


Ка-27, тренировка по высадке досмотровой группы

Водолаза опускаем рядом с лётчиком, снимаем статическое напряжение с троса. Вот водолаз подплыл к лётчику, вот зацепил его карабином, подаёт сигнал «к подъёму готовы». Поднимаем. Всё это время как магнитофон заученное: «Высота…, обороты…, ВМГ(винто-моторная группа)- норма,( глянул вниз), высота…, обороты…, ВМГ…» Подняли наконец-то, бортовой техник с фельдшером втянули пилота в вертолёт и сразу на посадку- лётчика выгружать и снова обеспечивать посадки. Времени на подъём лётчика на борт вертолёта нам понадобилось 1 минута. Через 5 пилота уже доставили на борт авианосца. Над кораблём в зоне ожидания ещё несколько самолётов, ждут добро на посадку. Уходим вправо от корабля в «обычное» место барражирования; пилотаж там, понятно, уже закончен.


Одна из последних фотографий Су-33 с бортовым номером "82"

Садятся ещё два истребителя. Остался один самолёт с бортовым номером 88. Сопровождаем по старой схеме: он чуть впереди-слева, заходим. Наблюдаем отчётливо зацеп гаком за трос, слышим отчётливо крик РП :
…УХОД!!!...
Да что такое опять?! Видим, как истребитель с небольшой просадкой сходит с палубы, видим высокий фонтан воды ПЕРЕД самолётом по его курсу взлёта (уже). Так, хвост вверх, ближе к кораблю. Где-то всё это было уже… Причём недавно… Но нет, самолёт выполняет набор, 1-й, 2-й развороты. Ещё один трос порван! Осталось всего два! И топлива до Норвегии уже не хватает… И нам в том числе…
Дело в том, что во время полётов Ка-27ПС выполнял ещё и роль лидера при уходе на запасной в Норвегию или Исландию. Мало ли что может с площадкой на «Кузнецове» случиться, сесть-то где-то надо! Вот мы и должны в таком случае (не приведи Господи!) лететь к запасному аэродрому, устанавливать связь с тамошним РП на их частоте и репетовать команды самолётам для подхода-захода-посадки.
Дальше всё закончилось штатно, самолёт сел успешно. Мы, соответственно, тоже. Пошли отчёты писать, лётчика проведывать. Некоторое время отходили от шока всем кораблём, делали предварительные разборы а потом снова начали летать.
Сразу предвижу вопросы- а где снимки и видеокадры? А нет их, к сожалению. Я про фотоаппарат вспомнил только после посадки на корабль. Вот тогда и сфотографировались экипажем вертолёта на память. Из всего объективного контроля есть только съёмка захода и скатывания с палубы, соответственно, и катапультирования тоже. Подполковник Корнеев Юрий катапультировался под углом к горизонту примерно 35-40 градусов, кресло сработало штатно, парашют раскрылся над водой и почти сразу пилот приводнился. Метрах в 50 плавал от своего самолёта в «объятиях» парашюта. Врачи после осмотра не нашли у него никаких повреждений в организме, а организм у него, надо сказать, внушительных размеров. Не «метр с кепкой»!
Подполковник Цукур Игорь после посадки обнаружил на своём самолёте №88 повреждение гака, левого стабилизатора и подвижных пластин сопел левого двигателя.

Несмотря на это, ему удалось вполне нормально сесть при наличии оставшихся 2 аэрофинишёров. Фонтан воды был вызван полетевшим вперёд обрывком троса с соединительной муфтой. Самолёт №88 был отремонтирован запчастями, привезёнными с «большой земли» на вертолёте и сам перелетел на свой аэродром.
Хотелось бы ещё раз указать сомневающимся на высокую надёжность нашей авиационной техники! Да и лётчики, несмотря на явно недостаточную интенсивность полётов, летать в России не разучились! Хотелось бы почаще, но тут уж, как говорится, мы предполагаем, а кто располагает, боюсь, даже Господу не известно…
Что вызвало порывы тросов - не знаю, лгать не стану. Нам официально не доводили, а слухами я, как человек военный, не оперирую.
Не могу не отметить грамотные действия офицеров на ходовом мостике корабля, в первую очередь командира корабля капитан 1-го ранга Шевченко. Грамотные быстрые команды на развороты (сначала - резко вправо, и потом сразу же до упора - влево) позволили кораблю выполнить как бы «отползание» от лётчика вправо. И не наехали, и под винты не затащило. А прошли метрах в 30 справа от пилота находящегося в воде.
И можно бы закончить, и так уже утомил своим рассказом, вероятно. Но не могу не отметить очередной акт непрофессионализма наших СМИ! По приходе на «большую землю» нам рассказали о телеверсиях произошедшего на борту ТАвКр «Кузнецов». Я думаю, все их слышали, но освежить кое-что не мешало бы.
При показе компьютерной модели аварии телевизионщики умудрились изобразить заход истребителя с НОСА!!! авианосца! Хоть бы для интереса поинтересовались процессом в целом перед тем как ляпать в эфир ТАКОЕ!
А кровожадные версии большого количества жертв в результате, якобы, удара истребителем о надстройку корабля не добавили хорошего настроения родственникам людей, находящихся в этот момент на корабле в море. Знаю по себе; по прилёте домой первое, что я сделал, выйдя из вертолёта - отзвонился супруге и маме. Жив - здоров и т.д. Когда у нас в стране научатся журналисты оперировать фактами, а не слухами, высосанными неивестно откуда, ради одно-двухдневного повышения рейтинга? Или это тоже из серии, про то, кто располагает?

Алескандр Дундин, штурман Ка-27
Северный флот
2006

Обсудить на форуме

©  Text & Photos Aleksandr Doondin 2006

Дата публикации: 22.08.2010
Текст и фотографии: Александр Дундин

Назад Главная Вверх Следующая

Реклама

Самая подробная информация сборка щитового оборудования здесь. http://ru.wavin.com/ станция тополь 15 для очистки дождевых стоков.