Послесловие
Главная ] Вверх ] Литература ] [ Послесловие ]


 

Д.Срибный

Долгое время документы, дающие возможность оценить степень влияния достижений немецких специалистов в области авиастроения на развитие отечественной авиации были недоступны широкому кругу исследователей. С одной стороны, это порождало преувеличение роли немецких исследователей со стороны западных историков, а с другой стороны ее недооценка отечественными авторами.

Только сейчас, с открытием архивов и рассекречиванием ряда документов современные историки могут объективно оценить ставшую доступной информацию.

В статье Евгения Ковалева, в основном, освещается точка зрения западных исследователей, поэтому необходимо уравновесить ее данными, которые появились не так давно в российской исторической периодике. Пожалуй одна из наиболее интересных работ в этой области – статья К.Косминкова и Н.Валуева “Немецкое влияние”, которая была напечатана в 12-м и 13-м выпусках журнала “Мир Авиации”. Желающих получить полное представление о проблеме мы направляем к первоисточнику, а здесь мы помещаем ряд комментариев, основанных на этой и ряде других работ, список которых можно найти в “Литературе”.

Стреловидное крыло

Работы по изучению стреловидного крыла помимо Германии велись и в СССР и в США, но Германия добилась наибольших результатов в этой области. После окончания войны ряд немецких специалистов и результаты их работ попали и в СССР и в США. Причем если в СССР оказались хоть и известные ученые, но все же не являющиеся лидерами в своей области, то такие ученые и конструкторы как А.Буземан, А.Бетц, В.Гетерт, А.Липшиц, В.Браун, В.Мессершмит, К.Танк, Э.Хенкейль, которые были лидерами научных и конструкторских школ оказались на Западе. Помимо этого, к западным союзникам, а в первую очередь США, попал богатейший фактический материал по научно-техническим исследованиям из Геттингенского центра и научного центра DVL. Таким образом, американцы оказались даже в более выгодном положении чем мы. Тем не менее, как для американцев, так и для нас, работы немецких ученых, которые во многом были еще сырыми и незавершенными, послужили только толчком, показавшим в каком направлении надо вести исследования. Тем более, что в ЦАГИ еще в 1943 г. была введена с эксплуатацию скоростная аэродинамическая труба Т-106, позволявшая проводить исследования на больших дозвуковых скоростях.

Работа немецких ученых в СССР

Как уже отмечалось, в СССР оказались не самые видные немецкие ученые. Но не только это оказалось причиной того, почему немецы не достигли в СССР каких либо значимых результатов. Другой причиной было то, что полного доверия к немецким специалистам не было, у них не было доступа к последним советским разработкам, и они могли опираться только на свои предыдущие работы. Так и получилось, что группы немецких конструкторов довольно вяло пытались доработать проекты начатые еще в Германии во время войны. Отсутствие у немецких специалистов реальных стимулов и вышеупомянутые объективные причины привели к тому, что достаточно скоро советское руководство поняло бесперспективность их использования в СССР и отправило их на родину.

Су-9, МиГ-9, МиГ-15 и их немецкие предшественники

После окончания войны в руки советских специалистов попало значительное количество немецких экспериментальных и серийных реактивных самолетов. Внешнее сходство этих машин с появившимися чуть позднее советскими самолетами дало основание западным историкам авиации утверждать, что, например, Су-9 был копией Ме-262, И-270 – Ме-263, МиГ-15 - Та-183. Трудно отрицать, что немецкие самолеты оказали определенное влияние на советских конструкторов, но с другой стороны Та-183 является предшественником МиГ-15 в такой же степени, в какой И-16, например, является предшественником всех истребителей-монопланов. Ни один немецкий самолет не был слепо скопирован, тем более, что даже серийные немецкие реактивные самолеты были очень и очень сырыми и недоведенными. Некоторую информацию о сравнении И-270 и Ме-263 можно посмотреть например на сайте:
http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Hangar/8780/aircraft/i-270/note.html

Вооружение МиГ-15 и F-86 Sabre

F-86 был вооружен семью 12,7 мм пулеметами. Вооружение МиГ-15 составляли три пушки: одна калибра 37 мм и две 23 мм и по весу секундного залпа МиГ-15 значительно превосходил F-86. По свидетельству наших летчиков, воевавших в Корее [11], вооружение МиГ-15 относилось к его основным преимуществам перед F-86. Так, попадания одного 37-мм снаряда в истребитель противника гарантировало его сбитие, в то время как документально подтверждены случаи, когда МиГ-15 возвращался на аэродром имея более сотни (!) пробоин от пулеметов Сейбра.

Таким образом, подводя итог следует отметить, что никак нельзя отрицать значение работ немецких ученых на развитие отечественной авиации. Но в то же время надо помнить и о том, что эти работы хоть и послужили мощным катализатором в исследованиях как советских так и американских специалистов, но основная роль в отечественной истории авиации принадлежит все же советским ученым и конструкторам.

Hit Counter

Реклама

 


Главная ] Вверх ] Литература ] [ Послесловие ]