Кача

Главная >> История >> Кача >> Летчик-инструктор

 

 

Летчик–инструктор

В отпуск поехал в парадной форме, которой очень гордился. Трошев Валера, с кем я поступал в «Качу», попросил меня быть свидетелем на его свадьбе. Так я открыл длинный ряд моих «свидетельских» обязанностей, которые мною добросовестно исполнялись в течение ближайших шести лет.

Декабрь 1974 года. После возвращения из отпусков нам организовали учебные курсы на центральной базе, которые назывались «школа лётчиков–инструкторов». Разместили в казарме, хорошо, что не в два яруса. Наши начальники «высосали из пальца» всё, что могли и начали нас этому учить. Скука была неимоверная. Мы с трудом дожидались конца лекций и спешили «раствориться» в городе. Так прошло почти два месяца.

В феврале мы приехали в «Бекетовский» полк, в.ч. 62513. Командир полка – полковник Волошин; зам. командира полка – подполковник Ключанский. Я попал в четвёртую эскадрилью. Встретили лейтенантов довольно сухо. Даже в общежитии места для нас не нашлось. Командиры дали три дня, сказав: «Ищите жильё сами». И мы, три лейтенанта, Вилков Володя, Заремба Саша и я, стали методично обходить в Бекетовке дом за домом, подъезд за подъездом, произнося одну и ту же фразу: «Извините, вы не знаете, сдаёт ли кто–нибудь комнату?». После долгих мытарств нам удалось найти маленькую, похожую на пенал, комнатушку, где можно было впритык поставить три кровати. Там мы и жили до лета. В соседнем доме, у одинокой женщины, снимал комнату Эльбакян Витя.

Командиром четвёртой эскадрильи был подполковник Калимулин Альберт Идеалович, зам. командира АЭ – капитан Чернавин, штурман АЭ – майор Новиков, командиры звеньев – майор Бизяев, капитаны Штерн, Солдаткин. Из молодых лейтенантов – Вилков, Заремба, Кудряшов, Степанов, Александров и я. В соседних эскадрильях тоже были наши: Асейкин, Новиков, Стапулёнис, Сучков, Петиков, Сутормин, Чуприна, Эльбакян и другие.

Лейтенант Орехов. "Писанина". Зима 1975 года, Бекетовка

Началось всё, как обычно, с большой «писанины», навалилась куча документации. Мы много писали, рисовали, чертили схемы. Единственным светлым пятном была свадьба Анатолия Чуприны, пятнадцатого февраля. Со стороны невесты были молодые девушки – студентки, они очень хорошо и весело всё организовали.

С третьего марта начали понемногу летать. Но основные полёты начались только в апреле. После «МиГ»-ов, «Элочки» показались очень тихоходными самолётами. Начали осваивать заднюю кабину, или, попросту - «задний кабинет». Меня «выбрали – назначили» комсомольским «вожаком» нашей эскадрильи. Случайно сохранился список членов «политбюро»: Алексеев В.В. (бумаги), Голованов Н.Е. (идеология), Лабузин Ю.В. (редколлегия), Понкратов В.В. (культработа). Но все мои попытки как-то оживить комсомольскую работу были «задушены в зародыше» замполитом эскадрильи, поэтому воспоминания об этом «поприще» остались крайне негативными.

Наш командир звена, Бизяев Пётр Фёдорович

Мой командир звена – Петр Фёдорович Бизяев. Он был опытный инструктор и очень хороший командир. Начинал летать ещё на «Як–11». Именно на таких профессионалах и лежала основная нагрузка по обучению и воспитанию многих поколений курсантов. Пётр Фёдорович обладал редким чувством юмора и был прекрасным рассказчиком, с неиссякаемым запасом авиационных баек, вот одна из них:
Лето, полевой аэродром, жара, летают на ЯК-11. ВПП и РД, естественно, грунтовые. На рулении, от винта, за самолётами длинные густые клубы пыли. И вот, лётчик, назовём его – Петя, на рулении вдруг чувствует сзади сильный удар, треск, и, оглянувшись, видит, что его догнал другой Як и винтом разнёс в щепки хвост самолёта и изуродовал свой пропеллер. Пыль оседает и проявляется следующая удивительная картина. Фонарь заднего самолёта откидывается, выпрыгивает лётчик и бежит куда – то в сторону. У Пети мелькает мысль – «сошёл с ума от шока!». Он тоже выпрыгивает из своего самолёта и бежит вслед за убегающим лётчиком, крича вдогонку: «Стой Вася, стой, куда ты?!» Вася останавливается и, глядя на подбегающего коллегу, круглыми от ужаса глазами, торопливо умоляюще говорит: «Петя! Не скажем никому! Только ты и я, ты и я!» Петя оглядывается, рядом стоят два самолёта. Один – без хвоста, второй – с изуродованным пропеллером…

Командир эскадрильи Калимулин А.И. мог показаться несколько угрюмым, но на самом деле оказался очень порядочным человеком и командиром. Служил исключительно добросовестно и ответственно. В начале восьмидесятых годов мы с ним встретились в аэропорту «Гумрак» в Волгограде. Он уже работал в гражданской авиации.

Обсудить на форуме

© Юрий Орехов 2009

Фото: Юрий Орехов
Дата публикации: 22.08.2010

Назад Вверх Следующая

Реклама

Перевозка пассажиров автобусные Перевозки.