Приложение 3


Фрагмент главы «Drang Nach Osten»

из книги Е. Хутона (E.R.Hooton) «Eagle in Flames».
Arms and Armour, London, 1997, pp. 93-95

Многое зависело от точной оценки сил противника и 21 сентября [1940 года -Е.К.] был отдан приказ фотографировать полосу русской территории на глубину до 300 км. В следующем месяце самолеты разведывательной авиации, находившиеся под командованием оберста Тео Ровеля (Versuchstelle fur Hohenfluge) начали полеты из Кракова и Будапешта, в то время как AufKlGr ObdL производила вылеты с территории Румынии и Восточной Пруссии, используя Хе-111, До-215В-2, Ю-86Р и Ю-88В. Оперируя на высотах 9000-12000 метров эти самолеты-разведчики первоначально фотографировали приграничные районы, но в отсутствии противодействия (Сталин запретил своим истребителям перехватывать самолеты-нарушители) они проникали все глубже, хотя в феврале зона полетов была ограничена с востока линией Мурманск – Москва – Ростов-на-Дону. 15 апреля один из Ю-86Р был потерян в плохую погоду неподалеку от Винницы, но захваченный экипаж был позднее освобожден наступающими немецкими войсками. Радиоразведка проводилась с земель, недавно вошедших в состав Рейха, а также с территорий Венгрии и Финляндии.

В апреле 1941 года русские, которые закупили 30 современных немецких самолетов в 1940 году, разрешили делегации под руководством оберста Генриха Ашенбреннера (военно-воздушного атташе в Москве) посетить заводы, на которых изготавливались самолеты и авиадвигатели. Члены делегации были ошеломлены тем, что увидели, но Шмид [генерал-майор Йозеф «Беппо» Шмид, начальник службы разведки Люфтваффе - Е.К.] проигнорировал их отчет полагая, что как и французов перед Мюнхеном, их обвели вокруг пальца. Он оценил силы противника в 23 авиадивизии (на самом деле их было 79, из которых 55 находилось на западе) в Европейской части России насчитывалось 7300 самолетов, 3000 – в глубине русской территории и 2000 (в действительности 4140) на Дальнем Востоке. ВВС РККА на самом деле располагали 7850 самолетами на западе вместе с 1500 истребителями ПВО и 1445 самолетами западных военно-морских флотов (40% из которых были морскими самолетами), но Шмид правильно заключил, что большинство советских самолетов устарело....

...сталинские чистки не прошли бесследно для ВВС, которые потеряли своих опытных офицеров, включая всех, кто сотрудничал с немцами в 1920-е гг. Третий командующий ВВС за три года, генерал-лейтенант Павел Рычагов, который сражался с легионом «Кондор» в Испании был арестован в апреле 1941 и расстрелян в октябре вместе с генерал-лейтенантом Павлом Проскуровым, командующим АДД. Его преемник, генерал-лейтенант Павел Жигарев был столь же неопытен, как и большая часть старших авиационных командиров, 91% которых находился на своих постах менее 6 месяцев. Эскадрильи уже начали получать новую матчасть, но западные округа получили к июню 1941 только 1540 современных самолетов, и большая часть из которых оставалась в авиационных парках. Было сформировано только 19 новых полков из 106 по плану 1941 года, только один фронтовой легкобомбардировочный полк имел на вооружении современные самолеты (Пе-2), хотя перевооружение было начато в четверти всех частей. В АДД треть бомбардировщиков не имела экипажей и из 520 тяжелых бомбардировщиков только 11 были современными (Пе-8), хотя был размещен заказ на 1000 машин, в то время как не было сформировано ни одной из дивизий истребителей большого радиуса действия, предусмотренных для каждого из четырех воздушных корпусов. Многие новые самолеты уступали своим оппонентам, из 540 истребителей ЛаГГ-1/3, МиГ-3 и Як-1 только последний мог сражаться на равных с Bf-109, в то время как незнакомство пилотов с новыми самолетами привело к большому числу аварий и катастроф, за первые три месяца 1941 года 138 самолетов и 141 человек были потеряны. Расширение ВВС естественным образом сопровождалось увеличением сети аэродромов. Но из 1100 имеющихся только 200 можно было использовать без ограничений.

Для того, чтобы нейтрализовать ВВС, ObdL [Oberbefehlshaber der Luftwaffe – главнокомандующий Люфтваффе, официальный чин Геринга – Е.К.] принял решение атаковать аэродромы противника после артобстрела, но армия возражала, опасаясь, что враг может ускользнуть. Гитлер согласился с ней и приказал провести бомбежку в момент восхода солнца, хотя это означало взлет ночью и полет в темноте продолжительностью 40 минут. Кессельринг и другие командиры воздушных флотов предложили компромиссное решение – использовать тройки самолетов, пилотируемых опытными экипажами, для атаки истребительных авиабаз, эти самолеты должны были пересечь границу на большой высоте. В момент начала артобстрела 22 июня примерно 66% ударных сил Люфтваффе (637 самолетов и 231 истребитель) спикировали на 31 аэродром и обнаружили сотни самолетов стоящих рядами на земле, поскольку Сталин считал их рассредоточение «провокационным». Потеряв всего два самолета первая волна уничтожила примерно 1800, позднее, тем же утром, самолеты второй волны уничтожили еще 700 самолетов, потеряв 33, эти налеты продолжались в первые дни «Барбароссы». В этих операциях пилоты фон Грейма к 26 июня совершили 1600 вылетов против 77 аэродромов и уничтожили 910 самолетов, включая 774, находившихся на земле, против которых применение противопехотных бомб SD-2 оказалось наиболее эффективным, в то время как второй воздушный корпус нейтрализовал все истребительные авиабазы в радиусе 300 км. Масштаб побед можно оценить из того факта, что послеоперационный анализ подтвердил заявление Кессельринга об уничтожении 2500 русских самолетов на земле...

В первые дни наступления летнее небо стало воздушной бойней, когда советская фронтовая авиации, поддержанная средними и тяжелыми бомбардировщиками, начала контратаки. Последние летели без всякого эскорта с предсказуемыми интервалами. 6 июля самолеты JG54 майора Траутлофа сбили 65 из 73 бомбардировщиков, атаковавших немецкий плацдарм у Острова, через два дня истребители JG3 майора Гюнтера Лютцова были застигнуты врасплох 27 бомбардировщиками, но поднялись в воздух и сумели сбить все до единого. 12 июля гауптман Рихард Лепла сбил 500-ю жертву JG51 c начала компании. Мельдер одержал свою 100 и 101 победы три дня спустя, но 19 июля был назначен инспектором истребительной авиации. Некоторые самолеты противника были такими медленными, что истребительные группы могли приспособиться к этому с большим трудом, но затем многие пилоты-истребители, такие как Герхард Баркхорн и Гюнтер Ралл открыли счет своим победам на востоке, где критерий 20 сбитых для получения Рыцарского креста был сначало увеличен вдвое к концу 1941, а позже был установлен в 50 побед. В первую неделю ObdL оценил русские потери в 4990 самолетов и немецкие – в 179, в то время как русские источники называют цифру потерь в 3600 самолетов за три недели, из которых 75% было уничтожено на земле, хотя, учитывая неразбериху, даже эта цифра может оказаться заниженной.

Потери самолетов, инфраструктуры и части авиазаводов оттянули возрождение советской авиации до конца 1942 года, хотя до середины 1943 ее действия были сконцентрированы на тактической воздушной поддержке. Это помогло защитить территорию Германии и ее союзников, хотя примерно 220 вылетов было направлено против Восточной Пруссии, а морская авиация нанесла удар по Берлину. Советская авиация также нанесла ущерб нефтепромыслам в Румынии, но силы Шпейделя и румынская военная авиация (FAAR) заставили их заплатить за это большую цену, сбив к 21 октября 143 самолета, из которых 73 самолета пришлось на долю истребителей Люфтваффе.


Реклама