Приложение 2


Фрагмент главы «Иностранная помощь советской авиационной промышленности»

Из книги Роберта Килмаркса (R.Kilmarx «The History of Soviet Air Power». Faber and Faber, London, 1962, pp. 163-166)

С 1933 года и до начала Третьей пятилетки иностранная помощь вновь внесла заметный вклад в развитие советской авиапромышленности. С 1933 по 1940 главным источником иностранной научной, технической и экономической помощи советской авиации были США, за которыми следовала Франция, Великобритания, Италия, и, в меньшей степени, Чехословакия, Польша и Бельгия. Разносторонняя советская программа по приобретению и эксплутации достижений авиапромышленности, начатая в конце Первой пятилетки, достигла своего апогея в 1937-1939 гг., перед началом и во время коренной модернизации советской авиационной промышленности. В начале второй пятилетки использовалась также и помощь Германии, хотя и во все меньшей степени. После заключения советско-германского пакта в августе 1939 года СССР попытался еще один раз, хотя со скромными результатами, поощрить сотрудничество с Германией в области авиации.

Цели Советского Союза были более откровенными, чем его методы. Русские, тщательно наблюдая за прогрессом в авиационных областях и пользуясь преимуществом, которое им давали торговая практика и бреши в защите коммерческих секретов на западе, смогли приобретать любое передовое оборудование, чертежи и описания технологических процессов. Упор был сделан на легитимное приобретение самолетов, двигателей (включая нагнетатели), пропеллеров, навигационного оборудования и вооружений, спецификаций и тактико-технических данных, информации о конструкции, производстве и методиках испытаний, шаблонов и штампов, полуфабрикатов и критически важного сырья. СССР были получены лицензии на производство определенных современных военных самолетов и двигателей. В то же самое время, ряд советских ученых и инженеров получил подготовку в лучших технических институтах на западе. Советские методики также включали назначение закупочных миссий за границей, размещение инспекторов и учеников на иностранных фабриках, заключение контрактов с иностранными инженерами, техниками и консультантами о последующей их работе на советских предприятиях. Представители ЦАГИ и других исследовательских институтов совершали официальные визиты на западные фабрики, исследовательские центры и полигоны. СССР продолжал оптом скупать иностранные научные, технические и военные публикации. Работа по использованию официальных торговых каналов дополнялась добыванием развединформации и тайными закупками. В этот период получили большое развитие методики советского шпионажа и были расширены разведсети, предназначенные для добывания технической информации. Вся эта деятельность по закупками сбору информации направлялась высокопоставленными советскими комитетами, вероятно состоящими из представителей авиационной промышленности, ВВС РККА и других военных служб, торговых агентств, правительства и компартии, так же, как и секретных органов.

С наибольшим размахом эти техники применялись в США, особенно после того, как в ноябре 1933 г. были возобновлены официальные дипломатические отношения между двумя странами. К 1934 году почти 20 процентов авиационного экспорта США было направлено в СССР, но это была лишь часть общей помощи, оказанной этой страной Советскому Союзу. Такой экспорт оставался на сравнительно высоком уровне вплоть до 1939 года. Более 20 американских корпораций производящих самолеты, двигатели и разного рода принадлежности вели бизнес с СССР, производя для него бомбардировщики «Вулти», летающие лодки «Каталина» и «Мартин», истребители «Северский», транспортные самолеты «Дуглас» и много других типов военных самолетов. При помощи американских техников в СССР производилось несколько типов двигателей Райта. Понятно, что после того, как красные получили лицензии на производство «Каталины» и «Вулти» V-11 они смогли также многое узнать о современных фабричных процессах и техническом развитии. Они также покупали у США современное оборудование, включая тяжелые прессы, тюбинги, пропеллеры, радиостанции и навигационное оборудование, возможно, прицелы и фотокамеры, парашюты и испытательное оборудование, такие важные сырьевые материалы как марганец, медь, олово, алюминий и латунь, а также авиационное горючее. Советские ученые и инженеры в некоторых случаях проводили от 6 месяцев до 2 лет в США, на американских исследовательских центрах или заводах. Многие из них, по возвращению домой заняли лидирующие должности в советской авиационной науке и конструкторских бюро.

В ряде советских самолетов, особенно тех, которые появились в период с 1933 по 1936 годы можно без труда увидеть прямое влияние американских конструкций и конструкторских практик. Советский СБ-2, основной легкий бомбардировщик ВВС в то время, был создан на основе бомбардировщиков «Мартин» серий В-10 и В-12. Американское влияние можно также увидеть в истребителях И-15 и И-16 Поликарпова, основных моделях советской истребительной авиации довоенного времени. И-15 имеет близкое сходство с Боингом P-12, в то время как И-16 был очень похож на Р-26. Средний бомбардировщик ДБ-3, сконструированный Ильюшиным в конце 1930-х имеет много особенностей Дугласа DC-2.

Помощь США в металлургии очевидна, судя по американским стандартам (были признаны и британские стандарты), на которых в основном базировались спецификации и механические характеристики советских сплавов, предписанных для применения в советской авиационной промышленности

Приобретение американских авиационных материалов упрощалось либеральными законами США, относящимися к экспорту и безопасности. Новые самолеты, двигатели и оборудование могли быть проданы за границу в любую страну, включая СССР, через год после того, как началось серийное производство в США, позднее этот срок был уменьшен до 6 месяцев. После того, как экспорт был разрешен, американские фирмы могли продавать лицензии для заграничного производства. Когда компании, разрабатывали двигатели, самолеты или оборудование без помощи или прямого участия американского правительства, на их продажи ограничения почти не налагались. Часто американские авиапроизводители, действуя по доброй воле, обеспечивали потенциальных покупателей такой технической информацией по новым продуктам, которая в наши дни [начало 1960-х, - Е.К.] считалась бы важным военным секретом. США попытались охранять наиболее важные военные секреты, но во многих случаях руки правительственных чиновников были связаны...

...В 1940 году американская помощь практически прекратилась, в основном из-за советского нападения на Финляндию. В декабре 1939 года на экспорт в СССР самолетов и материалов, применявшихся в их производстве и запатентованный процесс производства высококачественного авиационного топлива было наложено «моральное эмбарго» и многие американские инженеры и техники были отозваны из Советского Союза. Это эмбарго было снято только в январе 1941 года в соответствие с политикой США, направленной на улучшение советско-американских отношений.


Реклама