Арктика 40-х годов

  Главная >> История >> Арктика 40-х годов

 


Целовальников Александр Сергеевич
Май 1944 г. Полярная станция Амбарчик

История авиации - это, к счастью, не только история войн и воздушных сражений. Одна из славных страниц нашей авиационной истории, одна из самых романтических и увлекательных - это освоение Арктики. Одним из тех, кто своим трудом делал Арктические просторы более доступными, кто обеспечивал полеты полярной авиации и проводку караванов судов, был Александр Сергеевич Целовальников.

Александр Сергеевич родился в 1910 году под Москвой. К началу 30-х годов закончил ВТУЗ. В 1935 г. закончил «Курсы по подготовке полярных работников» Главного Управления Северного Морского Пути при Совнаркоме СССР (присвоено звание «старший механик 1-го разряда полярных станций).

Начинал радистом, потом начальником узловой радиостанции, под конец своей работы на Севере был начальником порта. Был на Диксоне, мысе Челюскина, Маточкином Шаре. Работал на полярных станциях Рау-Гуа, Амбарчик.

Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина", первой высадки на Северный Полюс. Их зимовка обеспечивала патрульные полеты Музурука на "Каталине".

Всю войну проработал на Севере без смены - так складывалась ледовая и военная обстановка. Первый раз встретились с немцами, когда на их метеостанцию пытались высадить десант с подводной лодки, но к ним на станцию незадолго до этого успели завезти два пулемета Дягиерева с расчетами, да и карабинов у них хватало. Обе резиновые десантные лодки они потопили, ПЛ не могда подойти ближе из-за мелководья и льдов, обстреляла из зенитных автоматов, особого ущерба не нанесла, - дома у них были из толстого плавника.

В самом конце навигации к станции подошел немецкий рейдер и, расстрелял из орудий все постройки. Зиму они прожили в "иглу", из снега и обломков, что остались от домиков. Больше боевых эпизодов не было.

В 1946 г. по состоянию здоровья убыл из Арктики. Работал главным механиком на военном заводе в Подмосковье, потом в ЦНИЛ ВЭ (Центральная научно-исследовательская лаборатория ветроэнергетики), где делали автономные энергоустановки для Севера, Казахстана.

Александр Сергеевич проработал на Севере с момента создания Севморпути почти 14 лет. Все это время он не расставался с фотоаппаратом. Мы предлагаем вашему вниманию некоторые из его фотографий, которые передал для публикации Александр Ершов, сын Александра Сергеевича.


Р-5

РП-5

ТБ-1п

Дорнье "Валь"

Дорнье "Валь"

Дорнье "Валь"

Ледокол "Красин"

Аэросани ОСГА-6

Дуглас

Ли-2

Ли-2

 

© Александр Ершов

Реклама