• День открытых дверей ВВС Нидерландов 2014



    МиГ-29 ВВС Словакии

    В пятницу 20 июня и субботу 21 июня Королевские ВВС Нидерландов проводили дни открытых дверей. В этом году они проходили на вертолетной авиабазе в Гильзе Ряейн (Gilze Rijen). С точки зрения ВВС дни прошли с большим успехом: в пятницу авиашоу посетило 65 тыс. человек и в субботу около 180 тысяч. В реальности, в субботу база была настолько переполнена, что после обеда по радио просили воздержаться от посещения авиашоу и все парковочные места были заняты.

    ВМФ и армия также были представлены во время праздника, и они использовали эту возможность для призыва новобранцев [в Нидерландах армия профессиональная – ред.].

    Этот репортаж написан по итогам посещения базы 19 и 21 июня [19 июня база была открыта только для споттеров – ред.].


    Словацкий МиГ-29УБ, польские МиГ-29GT и CASA C-295М

    Первые самолеты начали прибывать на шоу в среду, такие как греческие F-16 и Patrulla Aspa [пилотажная эскадрилья испанских Военно-воздушных сил на пяти вертолётах Eurocopter EC120. – ред.], но основной день прилеты был в четверг. За прилетом наблюдало около 400 споттеров, которые получили приглашение на «споттерсдей». Четверг был облачным днем со свежим ветром с северо-запада и даже небольшим дождем ближе к вечеру. Самолеты садились на полосе №28, прямо перед зоной для съемки, но вертолеты заходили на посадку далеко, прямо на статическую площадку рядом с полосой №02. В промежутках между прибытием участников шоу на аэродроме проходили различные репетиции предстоящих выступлений.


    Британский Avenger T1 и швейцарский F-18

    Наиболее заметным событием стало прибытие словацких МиГ-29, из которых одноместный истребитель принимал участие в воздушной программе, а две спарки были представлены в статической экспозиции. Поляки прислали бывший немецкий МиГ-29GT [модернизация МиГ-29УБ по стандартам НАТО для ВВС Германии – ред.] для статической экспозиции. Из Британии прилетели Tucano и Avenger T1 для статики. Британский флот использует 4 такие машины для многодвигательной и навигационной тренировки. Также для участия в статической части шоу прибыли CASA C-295М ВВС Польши и Португалии, Bo 105 из Германии (плюс 1 для полетов), немецкий EC-135T и словацкий L-410.


    Португальский CASA C-295М, турецкий F-4E и чешский L-159

    Ближе к вечеру сквозь сплошную облачность с дождем сели два турецких F-4E, французские Mirage 2000D, Embraer EMB 121 Xingu и два Socata TB 30 Epsilon. В течение дня на площадку позади незаметно проникли британский Sea King HU5, польский PZL SW-4 и французская Gazelle. Новый бельгийский NH-90NFH прибыл вечером для участия в статике, а бельгийский же Sea King для участия в показательных выступлениях (поисково-спасательная операция) во время авиашоу.

    Также прибыли гражданские самолеты, включая бывшие военные, такие как OV-10B, O-2A and Chipmunk T10.


    F-16 ВВС Греции и Бельгии, словацкий МиГ-29

    Всего было три практические демонстрации F-16, выполненные греческим, бельгийским и голландским пилотами, причем грек умудрился потерять ориентацию и пролетел прямо над толпой. Швейцарский F-18, словацкий МиГ-29 и чешский L-159 выполнили скоростные полеты. Медленную часть программы исполнили вертолеты, такие как AH-64A, голландский NH 90NFH и австрийский Allouette 3. Этот Allouette ранее принадлежал Швейцарии.

    Субботнее шоу было отличной смесью прошлого и настоящего авиации. Кроме памятного пролета в честь битвы за Британию, выполненного британским Ланкастером и двумя Спитфайрами, в шоу участвовали и другие исторические самолеты из Нидерландов. PBY-5 Catalina и Dakota прибыли утром, а P-51 прилетел за день до этого. Большинство исторических самолетов базируются в Гилье Ряйен как часть музейной экспозиции «Исторический полет королевских ВВС» (Koninklijke Luchtmacht Historische Vlucht). Из этой экспозиции летали Beaver, два Harvard, четыре Fokker S-11, Spitfire и B-25H.


    Red Arrows

    Утром, как всегда превосходно, отлетали программу Красные Стрелы, поскольку после обеда они должны были летать на авиашоу в Англии. На этот раз они прилетели без C-130 техподдержки.


    Австрийский и голландский Allouette 3

    Поскольку Гяйзе Ряейн вертолетная база, то это нашло свое отражение в большом количестве вертолетов, участвующих в программе. Помимо показательного полета австрийского Allouette 3, также три голландских Allouette 3 летали на шоу. В этом году исполнилось 50 лет с момента поступления Allouette на вооружение ВВС Нидерландов. Сейчас в строю осталось только 4 таких машины, и они используются для тренировки, а также для перевозки членов королевской семьи.


    Немецкий Bo 105PAH, голландский Апач и бельгийский Sea King

    Кроме того в летной программе были голландский NH-90NFH, немецкий Bo 105PAH, голландский AH-64A и бельгийский Sea King. Бельгийские Си Кинги, которых осталось всего два, будут вскоре списаны и заменены NH-90NFH, один из которых был представлен в статической экспозиции.


    Пилотажная группа Patrulla Aspa

    Patrulla Aspa на своих EC-120B стала самой многочисленной вертолетной пилотажной группой в Гильзе Ряйен. Перелет на такую дистанцию (из Испании в Нидерланды –ред.) на вертолетах – само по себе уже достижение. Они показали интересную программу, особенно учитывая тот факт, что и пилоты и вертолеты только частично участвуют в показах. Большую часть времени они выполняют обязанности как обычные пилоты ВВС.


    CH-47 Chinook

    Много вертолетов было в воздухе во время демонстрации «воздушной мощи» [демонстрационное выступление с имитацией боевых действий при поддержке авиации – ред.]. В этом показе участвовали четыре AH-64, четыре CH-47 и четыре AS 532U. А также четыре F-16, один C-130H и KDC-10. Как всегда, это было эффектное зрелище, сопровождаемое визуальными и звуковыми эффектами стрельбы и взрывов. Два CH-47 и два AS 532U продемонстрировали сброс воды на очаг возгорания. Такие возможности вертолетов широко используются при борьбе с лесными пожарами.


    Демонстрационное выступление "Airpower"

    Несколько других вертолетов ВВС Нидерландов были показаны на статической площадке, включая списанные Bo 105, Allouette 3 и SH-14D Lynx.
    Одним из основных элементов программы стал показ Boeing 787 Dreamliner. Недавно он был поставлен в авиакомпанию Arke и выполняет полеты из Амстердама (аэропорт Schiphol – ред.). Лайнер сопровождали F-16-е, демонстрируя полет на опознавание и сопровождение (QRA). Они сделали несколько пролетов над полем, после чего Дримлайнер вернулся в Схипхол. Лайнер действительно очень тихий. Интересно, что пилот дримлайнера после обеда вернулся обратно в Гильзе Ряйен, поскольку он также участвовал в показательных полетах на истребителе Hunter.


    Немецкий Bo 105, голландский KDC-10 и Hunter

    Еще одним событием стал прилет одного из последних MD 11, принадлежащий KLM. Он летал вместе с KDC-10 и они выполнили несколько эффектных пролетов с разворотом. Затем MD 11, который готовится к списанию, приземлился в Гильзе Ряйен, взял на борт 50 больных детей с сопровождающими и голландским астронавтом Андре Кёйперс (André Kuipers) после чего покинул авиашоу.

    Большое количество информации о самолетах и пилотах выдавалось командой комментаторов. Эта команда состояла из бывших пилотов, причем один из них видимо страдает цветовой слепотой. Он не мог описать цвет, который образовался в результате смешивания красного и синего дымов от Красных Стрел. Это понятно. Но голландский C-130 имеет серый, а не зеленый цвет. И L-159 заметно отличается от L-39. А они продолжали говорить об L-159 как о L-39. В следующий раз им необходимо подготовиться получше.


    Чешский L-159 и голландский DO-228

    После авиашоу я ждал как можно долго, потому что обычно это дает хорошую возможность поснимать первые отлеты. И в этот раз правило подтвердилось, я сумел снять чешский C 295, прилетевший для обеспечения отлета L-159х. Также улетели оба голландских DO-228 береговой охраны, голландский C-130H и французский TB 30.

    В целом, это было интересное событие с множеством различных самолетов в показе. Историческая часть была аналогична предыдущим годам и соответствовала ожиданиям. Было интересно видеть такое количество вертолетов из разных стран, принимающих участие в шоу. Реактивные истребители продемонстрировали свои возможности в демонстрационных полетах трех F-16, F-18, L-159 и МиГ-29.

    В следующем году день ВВС не будет проводиться, так что нам придется ждать 2016 года.

    Hans van Zeeland
    июнь 2014
    An-Z likes this.