• Тяжелые авианесущие крейсера СССР/России

    Тяжелые авианесущие крейсера типа «Киев»

    «Киев» ЧСЗ 21.7.1970/26.12.1972 /28.12.1975 искл. 30.6.1993
    «Минск» ЧСЗ 28.12.1972/30.9.1975 /27.9.1978 искл. 30.6.1993
    «Новороссийск» ЧСЗ 30.9.1975/26.12.1978 /14.8.1982 искл. 30.6.1993


    "Киев" 1975 г.

    Первые отечественные корабли, специально спроектированные для базирования на них реактивной авиации. Они создавались как развитие крейсеров-вертолетоносцев типа «Москва» и до 28.6.1977 также относились к классу противолодочных крейсеров. В отличие от зарубежных многоцелевых авианосцев с СКВВП «Харриер», советские ТАКР (после появления класса атомных ракетных крейсеров — ТАВКР) задумывались как специализированные корабли ПЛО. Нанесение ударов палубной авиацией по неприятельским надводным силам или берегу не планировалось; основными задачами СВВП Як-38 были воздушное прикрытие своего корабля и его вертолетов, а также противодействие вражеской противолодочной авиации в районах развертывания наших АПЛ. Кроме того, ТАВКР несли полный комплект ударного и оборонительного ракетного оружия, принятый для ракетных крейсеров.

    Разработка чертежей ТАВКР типа «Киев» (проект 1143, кодовое наименование «Кречет») была выполнена Невским ПКБ (Ленинград) в соответствии с постановлением СМ СССР от 2.9.1968. По архитектуре корабль выглядел типичным авианосцем со смещенным к правому борту «островом» и угловой палубой площадью 5600 м2 (189х20,7 м под углом 4,5° к ДП). Полетная палуба была покрыта специальными термостойкими плитами АК-9Ф. Одноярусный ангар площадью 130х22,5 м и высотой 6,6 м располагался в корму от миделя. Он вмещал 22 ЛА; подача машин наверх осуществлялась двумя лифтами. Запас авиатоплива — около 1200 т.

    ГЭУ представляла собой «удвоенный» вариант примененной на ПКР типа «Москва». Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых котлов и 4 ГТЗА. В качестве движителей использовались четырехлопастные бронзовые винты. Состав судовой электростанции — 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 000 кВт. Дальность плавания 18-узловым ходом — 8000 миль, автономность по запасам — 30 сут.

    Радиоэлектронное вооружение ТАВКР «Киев» включало БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М», навигационный комплекс «Салгир», систему космической связи «Тайфун-1», РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», систему посадки «Привод-СВ», средства РЭБ «Кольцо», «Ограда» и ПК-2. Гидроакустические станции — стационарная «Орион» (в бульбовом обтекателе) и буксируемая «Платина».

    Первые два ТАВКР практически не отличались друг от друга (на «Минске» для уменьшения забрызгивания лишь изменили кромку угловой палубы и конструкцию спонсона под 30-мм автоматы левого борта); третий же корабль, «Новороссийск», строился по усовершенствованному проекту 1143.3. За счет уменьшения зазоров в ангаре удалось разместить 24 ЛА, а общую численность авиагруппы увеличить до 36 машин. ГАС «Орион» заменили на более современную «Полином», от установки торпедных аппаратов отказались. ЗРК «Оса-М» планировалось заменить новым комплексом «Кинжал», однако к моменту достройки корабля последний так не был освоен промышленностью, и «Новороссийск» вошел в строй вообще без ЗРК самообороны. Модернизация радиоэлектронного оборудования и увеличение численности экипажа потребовали дополнительного объема помещений, в результате чего пришлось отказаться от системы перезарядки ПКРК «Базальт». Наконец, в связи с ожидавшимся принятием на вооружение сверхзвуковых СВВП Як-41 взлетно-посадочные площадки оборудовали специальными газоотводными устройствами (ГОУ), а емкость цистерн авиатоплива увеличили в полтора раза. Правда, в процессе достройки ТАВКР на плаву ГОУ были демонтированы. Кстати, многочисленные изменения проекта существенно затянули сроки строительства последнего корабля серии.

    Служба

    «Киев»



    Вышел на испытания 17.4.1975, первая посадка на палубу СВВП Як-36М состоялась 18.5.1975. 15.6.1976 включен в состав КСФ. Переход вокруг Европы в Североморск (16.7—10.8.1976). Завершение испытаний СВВП, радиоэлектрон. оборудования и ПКРК «Базальт» (приемный акт по второму этапу испытаний подписан 3.12.1976). Боевая служба в Атлантике и на Средизем. море (1977—82). Средний ремонт на ЧСЗ в Николаеве (1982—1.11.1984). Нанес официальный визит в Алжир (2—6.5.1985). Награжден орденом Красного Знамени (4.5.1985). Последний поход совершил в 1991 г. Поставлен на ремонт в Росте (Мурманск), но из-за недостаточного финансирования искл. из списков 30.6.1993. Экипаж расформирован 28.8.1994. Продан на слом и в 5.2000 отбуксирован в Китай. По некоторым данным, предполагается переоборудование корабля в туристическо-развлекательный центр.

    «Минск»


    Минск, 1984 г.


    Испытания на Черном море (1978). 23.11.1978 включен в состав КТОФ. Переход вокруг Африки во Владивосток (24.2—3.7.1979), совмещенный с учениями на Средизем. море совместно с ТАВКР «Киев» и деловыми заходами в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик) и на Маврикий. Отработка старта Як-38 с коротким разбегом (30.9.1980—1.2.1981). Официальные визиты в Бомбей (11—14.12.1982) и Вонсан (КНДР, 4—8.7.1986). В 1991 г. должен был прибыть в Николаев для модернизации по единому проекту, но из-за сокращения финансирования поставлен на прикол в бух. Постовая близ Совгавани. Искл. из списков 30.6.1993, экипаж расформирован 31.8.1994. Продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Ко» за 4,583 млн. долл. и в 12.1995 отбуксирован в Масан. Позже перепродан Китаю и с 2000 г. используется в качестве музея и развлекательного центра в г. Шэньчжень.

    «Новороссийск»





    Испытания на Черном море (1982). 24.11.1982 включен в состав КТОФ, но занимался отработкой задач на КЧФ, 9.5.1983 участвовал в параде в Севастополе. Переход вокруг Африки во Владивосток (10.1983—2.1984). Боевая служба в составе КТОФ (1984—91), визит в Вонсан (КНДР, 12—16.5.1988).

    Последний выход в море состоялся в 5.1991. Из-за сокращения финансирования поставлен на прикол в бух. Постовая близ Совгавани.

    Искл. из списков 30.6.1993. Продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Ко» за 4,314 млн. долл. и в 1.1996 отбуксирован в Юж. Корею. Отстаивается в порту Чусан.

    ТТХ ТАКР «Киев» на момент вступления в строй

    30 530/41 370 т, 273,1 (236 вл)х49,2 (31 вл)х9 м. 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 ПК КВН-98/64, 180 000 л.с.=30,7 уз. Экипаж 1433 чел. + 50 чел. штаб. 8 ПУ ПКРК «Базальт» (16 ПКР П-500), 1х2 ПЛРК «Вихрь» (16 ПЛУР), 2х2 ЗРК «Шторм» (96 ЗУР), 2х2 ЗРК «Оса-М» (40 ЗУР) , 2х12 РБУ-6000,
    2х2 76-мм авт. АК-726, 8х6 30-мм авт. АК-630М, 2х5 ТА 533 мм.

    Состав авиагруппы

    Вариант 1 («Киев»): 13 СВВП Як-38М, 2 верт. Ка-25ПС, 3 верт. Ка-25Ц.
    Вариант 2 («Киев»): 17 верт. Ка-25ПЛ, 2 верт. Ка-25ПС, 3 верт. Ка-25Ц.
    «Новороссийск»: 36 ЛА (СВВП Як-38М и верт. Ка-27/Ка-25Ц в различных сочетаниях).