Горячее небо.Часть 2.

[ Главная ] [ "Мир Авиации" ] [ Часть 1 ] [ Часть 2 ] [ Часть 3 ]


Мир Авиации №1(11)'96

Александр КОТЛОБОВСКИЙ
Киев

Игорь СЕИДОВ
Ашхабад

Парк самолетов-разведчиков как у США, так и у других стран НАТО был обширен и разнообразен, и все эти "глаза и уши" крутились возле советских границ. Например, у ЦРУ были свои авиаподразделения разведки, у Пентагона - свои, и каждое из них выполняло свои специфические задачи. Одни совершали неглубокие прорывы границы на малой высоте и вели, по сути, тактическую разведку, другие выполняли свои полеты на больших высотах и на большие расстояния, решая стратегические задачи. Кроме того, транспортные авнаподразделения стран НАТО вели выброску в глубоком тылу своих разведчиков и диверсантов, сбрасывали оружие и продовольствие антиправительственным формированиям в Прибалтике, на Украине и т.д.

В отечественную прессу иногда просачивалась информация о таких полетах: так, например, с августа 1951 г. по май 1954 г. транспортные самолеты ВВС США как минимум 7 раз нарушали воздушное пространство СССР (речь идет только о тех случаях, о которых сообщалось в печати), сбросив около 20 своих агентов над Молдавией, Украиной, Белоруссией, Прибалтикой, Северным Кавказом.

Разведывательной деятельностью занималась авиация и нейтральных стран. В нашей прессе широко освещались два инцидента со шведскими военными самолетами, сбитыми советскими летчиками в 1952 г. (таблица 2).

Таблица 2.

Дата Место Нарушители Перехват-
чики
Принадле-
жность
Результат инцидента Примечания
16.06.52 Р-н мыса Ристна (о.Хийума) PBY Catalina 2 истр. (тип неизв., ст. л-ты Н.Семерников и И. Яценко-Косенко) ВВС КБФ Летающая лодка была сбита, экипаж подобран шведским катером. По данным журнала "Kontakt" #100, February 1991 шведской авиационно- исторической исследовательской группы Catalina была подбита двумя истребителями МиГ-15, совершила вынужденную посадку и затонула. Экипаж был подобран немецким грузовым судном и доставлен в Финляндию. Никто не погиб. Информация получена от Jan-Erik Vallfors, Stockholm, Sweden. (прим. ред. сайта)
13.07.52* Р-н г. Вентспилс, над Балт. морем DC-3 МиГ-15 (к-н Осинский) 483 ИАП Нарушитель был сбит и упал в море. Экипаж пропал без вести. По др. данным Осинский вылетел на МиГ-17. По сообщениям советской и рос. прессы "Дакота" была сбита над нейтральными водами по приказу Москвы. Позже сообщалось, что генерал ВВС Швеции Норденшельд, отвечавший за полет DC-3, вылетел на "Вампире" в р-н произошедшего боя и обстрелял патрулирующую пару МиГов. Советские истребители огня не открывали.

* - По данным журнала "Kontakt" #100, February 1991 шведской авиационно-исторической исследовательской группы DC-3 был сбит в пятницу 13.06.52. Последний сеанс связи состоялся в 11:08 CET, когда самолет находился на высоте 4000 м в 47 км к востоку от северной части Готланда. Самолет должен был выходить на связь каждые 20 минут. После прекращения связи на поиск пропавшего самолета были посланы две Каталины, одна из которых и была сбита 16.06.52. Информация получена от Jan-Erik Vallfors, Stockholm, Sweden. (прим. ред. сайта)

Последние публикации проливают свет на полеты шведских самолетов: это были далеко не “голуби мира”. Сын одного из тех, кто сгинул на “Дугласе” в 1952 г., Р.Эльмеберг, в своей книге “Летчик, который исчез” и шведский историк К. Ульссон в книге “Дело “Каталины” пишут о том, что самолеты DC-3, входившие в подразделение радиоразведки ФРА, были оснащены самым современным но тем временам электронным оборудованием для прослушивания радиопереговоров над территорией СССР. Из этого можно заключить, что DC-3 выполнял разведывательный полет. То же задание выполняла, видимо, и Catalina.

Самолеты шведских ВВС не только вели интенсивную воздушную и радиоэлектронную разведку балтийского побережья Советского Союза, но и летали в Советскую Прибалтику, оказывая помощь антиправительственным отрядам (в основном, в Эстонии). Можно сказать, что шведы сами спровоцировали эти инциденты.

9 мая 1954 г. капитан М. Китайчик (лучший снайпер ВВС СФ) пытался перехватить RB-47 в районе Архангельска на новом тогда МиГ-17ПФ. Самолеты обменялись выстрелами, по американец сумел уйти на свою базу в Англию. С января 1951 г. самолеты из 19 разведывательной АЭ ВВС США, выполнявшие воздушные рейды вглубь территории СССР, дислоцировались на английской авиабазе Мэнстон, позже - на авиабазе Скалторп.

Кроме американских и шведских летательных аппаратов у границ СССР появлялись и самолеты Великобритании, ФРГ, Ирана, Турции. Их визиты в советское воздушное пространство были относительно редки, но с годами положение менялось, потенциал ВВС этих стран рос, что, конечно же, не давало ПВО СССР возможности расслабиться.

Что касается американских самолетов, то они иногда ухитрялись вредить, не пересекая границу. Показателен случай, о котором рассказал офицер запаса Л. Е. Кравец, служивший в 50-е годы в Бакинском округе ПВО. Однажды их батарея, вооруженная 130-мм зенитными орудиями и расположенная на одном из островов в 25 км от Баку должна была проводить стрельбы. Все было готово, как вдруг, перед открытием огня, стволы пушек начали ходить вверх-вниз. Стрельба, естественно, сорвалась. Вскоре выяснилось, что виновник всему - американский Liberator, напичканный радиоэлектронной аппаратурой. Американцы, стартуя на нем с одной из баз на территории Ирана, летали вдоль границы СССР или над Каспием и создавали помехи. В данном случае “радиоэлектронному нападению” подверглась станция орудийной наводки зенитчиков. В ответ советские военные начали создавать помехи радиоприводной аппаратуре одной из иранских авиабаз, что резко затруднило взлет и, особенно, посадку самолетов. “Борьба помех” продолжалась с неделю. Затем американцы прекратили терроризировать зенитчиков, а те, в свою очередь, - их.

Подводя итог противодействию сторон в 50-е, самые суровые годы холодной войны, надо объективно признать, что советская сторона не смогла в полной мере прикрыть свои воздушные границы от незваных гостей. Ее оппонентам, ценой немалых потерь, все же удалось прорвать “железный занавес”, показав тем самым, что на данный период средства советской системы ПВО несовершенны и требуют коренной реорганизации и модернизации. Этот неприятный факт говорил об уязвимости не только границ, но и территории СССР в целом.

Если до середины 50-х годов еще удавалось как-то сдерживать постоянное давление на границы, то с 1954 г. этот “неприкосновенный” рубеж рухнул. И причиной тому, как ни странно, - вполне безобидные на вид воздушные шары, или. как их называют, - АДА (автоматические дрейфующие аэростаты). Именно с этого года на вооружении западных спецслужб стали появляться аэростаты новой конструкции, которые поднимались на большие высоты, недоступные для истребителей и других огневых средств ПВО. Они имели многокамерные отсеки в оболочке и другие новшества, затруднявшие их обнаружение и уничтожение. Заполнялась оболочка негорючим газом - гелием. В специальном контейнере АДА имели новейшее разведоборудование. Аэростаты запускались с баз в Германии, Норвегии, Италии, Турции, Франции и других стран и проникали на большой высоте (до 30 км) в советское воздушное пространство на сотни километров, ведя воздушную разведку от западных границ до Дальнего Востока. Имевшиеся тогда на вооружении ВВС и ПВО СССР истребители типа МиГ-156ис, МиГ-17П и Як-25 не могли достать их, т. к. имели потолок перехвата в 15-16 тысяч метров. Некоторые АДА все же перехватывались и сбивались, но большинству удавалось беспрепятственно выполнить свою задачу. Не имея возможности как-либо воздействовать на аэростаты, советской ПВО оставалось только фиксировать их перелеты через границу...

pvo3.jpg (14141 bytes)

Контейнер сбитого аэростата
pvo4.jpg (19297 bytes)

Командир звена, летчик 1-го класса к-н Здатченко, сбивший АДА над Кольским п-вом на высоте 14 000 м. (3 сент. 1990 г.)
Фото предоставлено музеем Войск ПВО

Первый АДА летом 1954 г. уничтожил командир отдельной эскадрильи перехватчиков капитан Л.И. Савичев. Авиачасть была вооружена новыми истребителями МиГ-17П (с РЛС-прицелом). Под городом Черновцы (Украина) летчику удалось сбить аэростат на высоте 10 000 м всего 9-ю снарядами, и тот упал на советской территории*. Через несколько дней Савичев вновь вылетел на перехват АДА, но на этот раз расправиться с ним не получилось, хотя летчик израсходовал весь боекомплект (150 снарядов). Аэростат начал набирать высоту и достать его стало невозможно.

* В Бакинском округе ПВО в борьбе с АДА отличился летчик Селиванчик, награжденный за сбитие “шара” орденом Красной Звезды.

Наиболее интенсивно запуск АДА начал осуществляться с 1956 г., а пик активности пришелся на январь-февраль, когда в воздушное пространство СССР проникло около трех тысяч шаров. За 20 лет, с 1956 г. по 1977 г., системой ПВО было зафиксировано 4112 аэростатов-разведчиков, из них сбить удалось только 793. Аппараты принадлежали США, Франции, Финляндии, ФРГ, Норвегии, Швеции, Турции.

Владельцы части АДА не установлены. В этот период только США запускали ежегодно в среднем 600 аэростатов, из которых 300 принадлежали ВМС, 150 - ВВС, остальные - гражданским opгaнизaциям*.

* Иллюстрацией борьбы с аэростатами приведем следующие данные, опубликованные в "Красной Звезде". С 11 августа по 14 сентября 1975 г в воздушное пространство СССР вторглись 11 АДА. На перехват каждого из них поднималось от 1 до 16 перехватчиков МиГ-19, МиГ-21 , Су-15ТМ, Ту-128, Як-28П Уничтожено 8 аппаратов, у двух отбита подвеска, один ушел. Расход боеприпасов на уничтожение одного аэростата: 1,4 УР класса “воздух-воздух”, 26 HУPC, 112 артиллерийских снарядов.

И все же основные неприятности системе ПВО СССР приносили самолеты-разведчики различных типов: английские Canberra и американские U-2, RB-57. Первыми опробовали крепость советских воздушных рубежей англичане на “Канберрах”. Они действовали с баз в Англии и Германии и прорывали систему ПВО на высотах, недоступных для перехвата. Позже им “на помощь” пришли американцы на RB-57F*.

canberra.jpg (11016 bytes)
Canberra
rb57a.jpg (16884 bytes)
Martin RB-57A
*RB-57 являлся вариантом той же “Канберры”, выпускавшимся в США по лицензии.

Только в период с 4 по 9 июля 1956 г. высотными разведчиками было осуществлено 5 прорывов глубиной до 150-350 км по маршрутам: Гродно-Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград; Брест-Пинск-Барановичи-Каунас-Калининград.

В 1957 г. Canberra беспрепятственно долетела до Баку (наиболее сильный район нашей ПВО), в 1958 г. разведчики этого же типа терроризировали небо Украины, появляясь над многими городами, в том числе и над Киевом. Посещали “англичанки” и Московскую зону ПВО. ПВО-шники лишь наблюдали эти “бесплатные аэрошоу” в родном небе, ибо пресечь их были не в силах.

В 1956 г. кроме “Канберры” и RB-57 “на сцене” появился печально известный Lockheed U-2, который для “стражей мирного неба” вскоре стал “мучителем № 1”. Первый полет U-2* над СССР был совершен 4 июля 1956 г. с авиабазы Висбаден (ФРГ), по маршруту Ленинград-Москва. С 1956 г. по 1960 г., эти самолеты совершили около 50 разведполетов в советское воздушное пространство. “Локхиды” появлялись над Киевом и Москвой, Минском и Крымом. Прибалтикой и Дальним Востоком, Средней Азией и даже Сибирью - и все безнаказанно**.

* U-2B с бортовым номером 56-6680.
** В числе подробно отснятых U-2 объектов оказались такие “достопримечательности”, как ракетный полигон Капустин Яр, Тюратам (Байконур), полигон ПВО в Сары-Шагане (Прим. ред.)

Первые донесения о полетах новых разведчиков над СССР советское командование получило в том же 1956 г.: один из летчиков, выполняя под Москвой вылет на МиГ-17, увидел высоко над собой летательный аппарат незнакомой конструкции, похожий на планер, медленно идущий на большой высоте, порядка 20 км. Попытка “достать” его ничего не дала: потолок “гостя” явно превосходил “миговский”. По возвращении летчик доложил об увиденном начальству: рапорт пошел по команде. “Наверху” не поверили. Для очистки совести обратились к ведущим специалистам-авиаторам, но те ответили, что в мире нет серийных самолетов с потолком 20 000 м. Решили, что у летчика произошло элементарное помутнение в голове от переутомления. Тем более, что локаторщики ничего не смогли подтвердить. Позже у них случались кратковременные захваты высотной цели, но устойчивое сопровождение отсутствовало.

u2.jpg (14465 bytes)
Высотный разведчик Lockheed U-2

В результате интенсивных “розыскных работ” выяснили, что такой самолет существует. С этого момента начались поиски “противоядия”.

В 1957 г. над Приморьем два МиГ-17П из 17-го ИАП пытались достать U-2, но безуспешно. В том же году на границе с Узбекистаном летчик 9-го ГИАП на МиГ-17 попробовал перехватить все тот же U-2, но когда его МиГ был уже на потолке (17 000 м), до “американца” оставалось “всего” 3000 м. Стреляли по U-2 и первыми зенитными ракетами, но также безрезультатно, т. к. и им “не хватало силенок”. Факт остается фактом, до ноября 1959 г. в СССР не было надежного “щита” над головой и эффективного оружия против всей этой высотной техники. Возможность бороться с ней появилась только осенью 1959 г., когда на вооружение войск ПВО поступил зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) типа С-75 “Десна”.

“Гром предупреждения” прогремел 16 ноября, когда дивизионом ЗРК С-75 под Волгоградом был сбит американский АДА, летевший на высоте 28 000 м. Время “вольного гуляния” для непрошеных гостей закончилось!

Уже в самом начале года стали приниматься меры по пресечению полетов U-2 над СССР. Новыми ЗРК стали постепенно закрывать как границу, так и наиболее важные объекты в глубине территории. Кроме того, на приграничные аэродромы стали поступать новейшие истребители-перехватчики Су-9 с потолком в 20 000 м.

К описываемому времени новых перехватчиков для надежной защиты всех границ (“чтоб без щелочек”) явно не хватало, что подтверждает предпоследний глубокий прорыв Ф. Пауэрса вглубь территории СССР. 9 апреля 1960 г. его “Локхид”, вылетев с авиабазы в Пешаваре (Пакистан), пересек границу в районе Туркмении и, пройдя над г. Мары, направился в Казахстан, в район Байконура. Его пытались перехватить летчики 356 ИЛП; два МиГ-19, стартовав под Свердловском, намеревались дозаправиться на аэродроме г. Орска, но при посадке потерпел катастрофу МиГ-19 ст. лейтенанта В. Карчевского, и перехват не состоялся. При возвращении U-2 через Туркмению его попытались достать два МиГ-17 из состава 156 ИАП, базировавшегося в г.Мары, причем командующий 73-й ВА генерал Ю. В. Вотинцев разрешил залет на территорию Ирана для преследования нарушителя. “Миги” преследовали U-2 до 250—300 км вглубь сопредельной территории в надежде, что шпион снизится и его можно будет достать. Но этого не случилось, и летчикам ничего не оставалось, как на последних каплях горючего вернуться на родной аэродром.

1 мая 1960 г. под Свердловском над U-2 была все-таки достигнута победа. К сожалению, инцидент нс обошелся без жертв с советской стороны. По тревоге были подняты два МиГ-19 356-го ИАП, которые вели ст. л-ты Б. Айвазян* и С. Сафронов. Несколько раньше был поднят в воздух на безоружном Су-9 (их было в полку всего два) летчик той же части капитан Митенков**, получивший приказ таранить U-2. Ни паре МиГ-19, ни Су-9 перехват не удался, и лавры победы достались ракетчикам. Правда, последние переусердствовали: Москва ждала результатов. В горячке и неразберихе, царившей на КП руководством было допущено роковое решение об обстреле ракетами своих перехватчиков, отметки которых на экране РЛС были приняты за отметки американских (!) самолетов. В итоге сбили один МиГ-19, а его летчик, ст. л-т Сергей Сафронов погиб (посмертно награжден орденом Красного Знамени)***.

* По другим данным, капитан Борис Айвазян был заместителем командира эскадрильи (Прим. ред.).
** По другим данным, Су-9 пилотировал капитан И. Ментюков. В момент инцидента самолет перегонялся с завода в часть и, соответственно, не имел ни высотного снаряжения (ВКК, ГШ), ни вооружения. Тем не менее, командующий авиацией ПВО генерал-лейтенант Савицкий поднял его на перехват (Прим. ред.).
*** Судя по недавним публикациям, в этой трагедии сыграли свою роль два фактора: родное, отечественное разгильдяйство и амбиции представителей зенитно-рокетных войск и истребительной авиации, между которыми шло скрытое соперничество по поводу того, кому “играть первую скрипку” во вновь созданных войсках ПВО. Отмечается также, что руководивший боем на КП части офицер (м-р Воронов - Прим. ред.} сразу разобрался, что U-2 сбит, а в воздухе находятся свои самопеты, и приказал по ним огня не открывать. Однако в его действия грубо вмешался вышестоящий начальник (генерал-майор И. Солодовников - Прим. ред.), отдавший приказ уничтожить “цели” без разбору. Наказания он не понес, напротив - был представлен к награде.

После большого международного скандала президент США Д. Эйзенхауэр временно запретил полеты U-2, и более двух лет они не появлялись в небе Советского Союза. Сезон был открыт американцами 30 августа 1962 г., когда один U-2 нарушил границу в районе Южно-Сахалинска, а пару месяцев спустя, 28 октября, в разгар Карибского кризиса, другой появился в районе Чукотки. Оба инцидента прошли для шпионов без последствий лишь потому, что они проникали на небольшую глубину (до 30 км).

Как уже отмечалось, Lockheed U-2 являлся для ПВО Советского Союза “головной болью номер раз”. И хотя взоры были прикованы к нему, не оставались без внимания и старые типы самолетов-разведчиков, не оставлявших попыток выполнить свою “черную” работу.

rb45c.jpg (23391 bytes)
RB-45C

rb47e.jpg (14015 bytes)

Строй RB-47B

Кроме высотных разведчиков для работы над территорией СССР активно привлекались и некоторые типы невысотных машин: RB-45C Tornado и RB-47 Stratojet. Так, 29 апреля 1959 г. три RB-47 безнаказанно пролетели по маршруту Новгород-Смоленск-Киев. Такие же групповые “перелеты” были предприняты RB-47 над Каспийским и Японским морями, под Владивостоком*. 1 июня 1960 г. разведчик RB-47 из состава 55-го авиакрыла ВВС США пересек северную границу СССР в районе Архангельска. На его перехват вылетел МиГ-19 капитана В. А. Полякова из 171 ГИАП. Он догнал нарушителя в районе мыса Святой Нос и в 18:03 по Московскому времени сбил его. “Боинг” упал в море. Из его экипажа (6 человек) в живых остались два летчика: ст. л-ты ВВС США Д. Р. Маккоун и Ф. Б. Олмстед, остальные (к-н Палм, к-н Поуз, ст. л-т Гоуфорт и ст. л-т Филлипс) погибли**.

* Эта техника вскоре “сошла со сцены” ввиду появления в ПВО СССР новых высотных типов перехватчиков.
** Для Полякова эта история имела продолжение. Поскольку он открыл огонь по собственной инициативе, то сразу же после посадки его посадили под арест. Естественно, что об инциденте было доложено Хрущеву. Тот, узнав, что летчик арестован, приказал немедленно его освободить и доставить в Москву “пред светлый очи”. Здесь на Полякова пролился золотой дождь: он получил звание майора, был награжден орденом и по своему желанию отправлен служить на Украину.

С появлением на вооружении войск ПВО Советского Союза новейших ЗРК, а также истребителей-перехватчиков второго поколения (Су-9, МиГ-21, Ту-128, Як-28) эра высотных и глубоких прорывов границы закончилась. Но нарушений не стало меньше: оппоненты изменили свою стратегию, стали более осторожны, у них появились новейшие средства воздушной разведки. Например, в 60-е годы на вооружении стран НАТО появились самолеты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения), которые могли выполнять задания, не входя в воздушное пространство сопредельной стороны. Они постоянно крутились вдоль советских границ и вели радиолокационную разведу на сотни километров вглубь территории.

Наиболее закрытой в 60-е годы была западная граница, где, помимо своих войск ПВО, СССР прикрывали союзники по Варшавскому Договору. Дальний Восток не имел такого прикрытия, поэтому его просто нашпиговали соединениями ПВО и ВВС, которые могли подстраховать друг друга. Это была, по сути, зона прямого соприкосновения с вероятным противником. Ведь вокруг советского Дальнего Востока с севера на юг были разбросаны многочисленные базы войск США и их союзников, и самолеты этих стран ежедневно летали вблизи границы СССР. Северная зона страны также была усилена войсками ПВО и являла собой неприступный барьер для разведчиков стран НАТО.

На юге же страны только кавказский рубеж был достаточно мощным, а вот район Средней Азии прикрывался хуже. Это и понятно. Долгое время здесь почти не случалось эксцессов, т. к. Иран и Пакистан не имели достаточно мощной авиации, а Афганистан относился к числу друзей. Но положение быстро менялось: американцы, наладив отношения с иранским руководством, получили возможность использовать территорию этой страны для базирования своей разведывательной авиации. Да и сами иранцы не сидели сложа руки и с помощью США быстро привели свою авиацию в соответствие современным требованиям, чему немало способствовал экспорт нефти. Таким образом у южных границ довольно быстро возникла мощная авиационная группировка, которая грозила весьма ощутимо беспокоить советскую ПВО.

Все это не прошло незамеченным со стороны СССР. В 1960-61 гг. дислоцирующийся в Туркменистане отдельный корпус ПВО и 73-я Воздушная Армия были дополнены личным составом и получили новую технику - более 100 ЗРК “Десна” С-75, значительное количество новых РЛС, в том числе 12 станций П-14. В дополнение к двум имевшимся в корпусе авиаполкам перехватчиков прибыло еще четыре. Так был создан 30-й отдельный корпус ПВО. В мае 1963 г. соединение было развернуто в 12-ю отдельную армию ПВО. В состав ее входила 17-я ИАД в составе трех авиаполков, вооруженных истребителями-перехватчиками типов МиГ-17, МиГ-19, Як-25, Як-28П и Су-9. Уже летом произошло боевое крещение нового объединения. Во время пребывания руководства страны во главе с Л. И. Брежневым в Иране, где они находились с дружественной миссией, двухмоторный поршневой самолет Aircommander-560 нанес “ответный визит” в воздушное пространство СССР. На его перехват командиром 17-й ИАД ПВО полковником А. Д. Котовым были подняты два МиГ-17П 156-го ИАП, базировавшегося на аэродроме Мары-2. Самолеты пилотировали командир звена к-н Степанов и ст. л-т Судариков. Летчики попытались посадить “иранца”, но тот, развернувшись, упорно прорывался к границе. Пришлось открыть огонь. Капитану Степанову удалось подбить нарушителя, и тот, хоть и перетянул к себе, упал горящим в километре по ту сторону границы, в 30 км от г. Моминабад. Как потом было установлено, в самолете находились офицер разведки Ирана и полковник армии США. Ровно через год, летом 1964 г., еще один самолет того же типа пересек границу СССР в районе Серех-са. На его “встречу” вылетело звено истребителей 156-го ИАП капитана Печенкина. Они перехватили нарушителя и заставили совершить посадку на один из запасных аэродромов в р-не Мары. Экипаж самолета после разбирательства был передан иранской стороне.

Иранцы заявили, что, как в первом, так и во втором случае самолеты-нарушители выполняли полеты в интересах ирано-американской географо-картографической компании. Однако, но результатам расследования, проведенного начальником штаба авиации ПВО генералом И. П. Башиловым, стало ясно, что предельная оснащенность самолетов разведывательной аппаратурой, специальная подготовка экипажей под руководством американских инструкторов убедительно доказывали их разведывательную миссию.

После этих эпизодов обстановка в данном районе на протяжении ряда лет была относительно спокойной.

pvo5.jpg (14319 bytes)

Участники перехвата DC-8. Слева - И.Мороз (?), 1 июля 1968 г.

К сожалению, очень мало известно о подробностях противоборства сторон в 60-е годы, т. к. с наступлением “эры Брежнева” была введена жесточайшая цензура в средствах массовой информации. Все данные об инцидентах на границах СССР строго засекречивались, так что остается довольствоваться тем, что сообщала на этот счет западная пресса. За период с 1967 по 1970 гг. только со стороны США имело место более 10 нарушений воздушных границ СССР. В это число входит и инцидент с американским DC-8, который в июле 1968 г., имея на борту более 100 военнослужащих армии США, пересек границу в районе Курильских островов. В 9:01 по тревоге были подняты истребители ПВО (летчики к-ны Ю.Б. Александров и В.А. Игонин), которые попытались принудить “Дуглас” к посадке на один из советских аэродромов, но тот продолжал лететь своим курсом, не подчиняясь командам.И только когда на помощь пришла еще одна пара перехватчиков (м-р И.Ф. Евтушенко и к-н И.К. Мороз), экипаж DC-8 понял, что “пахнет жареным” и проявил уступчивость. Уже в 10:40 американцев посадили на один из военных аэродромов на острове Итуруп. После расследования обстоятельств происшествия самолет, экипаж и все пассажиры были выданы властям США*.

*В дополнение можно сказать, что упомянутый аэродром - Буревестник. DC-8, принадлежавший авиакомпании “Сиборд уорлд эйруэйз”, перевозил во Вьетнам более двухсот отпускников, 3 генералов и кордебалет. После посадки американские “Джи-Ай” разбрелись по всему аэродрому, размещать их, конечно, было негде, а скромная рота охраны ОБАТО не в состоянии была обеспечить содержание нарушителей под арестом (как того велят уставы). Через четыре дня американских вояк с кордебалетными дивами отпустили восвояси (Прим. ред.).
pvo6.jpg (13800 bytes)
DC-8-63F (к-р экипажа Джозеф Тальзанини) гражданской авиакомпании Seabord World, перевозивший американских солдат во Вьетнам. Посажен на советском аэродроме Буревестник 1 июля 1968 г.
pvo7.jpg (30396 bytes)
pvo8.jpg (20726 bytes)
Пассажиры задержанного DC-8 находились на советском аэродроме 4 дня
Эти фотографии предоставлены Музеем войск ПВО.

В июле 1969 г. ст.л-т ВВС США Джордж Паттерсон на спортивном самолете нарушил границу в р-не Черного моря.

Конечно же, это далеко не весь список пограничных инцидентов за 60-е годы. По неподтвержденным данным, в зтот период имели место и другие стычки с самолетами стран НАТО, и иногда по непрошеным гостям применялось оружие, правда, чаще не на поражение, а как средство предупреждения. Дело в том, что в период развитого социализма и войсках ПВО стали процветать перестраховка и нерешительность. Действия летчиков были зарегламентированы многочисленными приказами и указаниями. Естественно, это не способствовало тому, чтобы брать ответственность на себя в решающие моменты боевого дежурства. В конечном счете все это привело к многочисленным безнаказанным нарушениям в 70-е и 80-е годы.

К 70-м годам обстановка резко изменилась. Причиной обострения послужила размолвка с Китаем. Две великие державы, прежде вместе строившие светлое будущее, начали охладевать друг к другу еще в конце 50-х годов. Какое-то время “битва гигантов” велась лишь оружием взаимных упреков и обвинений, но к концу 60-х дошло уже и до прямых вооруженных столкновений, в частности, в районе о. Даманский и в Семипалатинской области в 1969 г. В конфликт была втянута и авиация обеих сторон.

Тайная война бывших союзников побудила советское военное руководство срочно перебросить в район советско-китайской границы несколько авиадивизий всех родов ВВС СССР, с земли многие бреши были легко закрыты многочисленными дивизионами ракет класса “земля-воздух” ЗРВ ПВО.

Нарушения со стороны авиации Китая были многочисленными, что, к сожалению, невозможно документально подтпердить или опровергнуть. Вдоль границы постоянно летали китайские истребители J-2 (MиГ-15), J-5 (МиГ-17), J-6 (МиГ-19) и др. Часто они проникали в воздушное пространство Советского Союза, правда, на небольшую глубину, опасаясь возмездия. Чуть позже вдоль границ СССР стали летать и стратегические бомбардировщики Н-6 (Ту-16) ВВС Китая с ядерным оружием на борту. Все эти самолеты, кроме J-2, были китайского производства, построенные по советским лицензиям. Последнее обстоятельство существенно облегчало борьбу с ними, т. к. были известны как достоинства, так и недостатки этих машин.

Часто нарушали нашу границу и китайские вертолеты. Это были вполне надежные Z-4 (лицензионные Ми-4), с которых на советской территории иногда высаживались разведывательные и диверсионные группы. Есть свидетельства, что некоторые машины не возвращались из этих рейдов. Производился и массовый запуск аэростатов, в основном - агитационных, разбрасывавших листовки с “бессмертными изречениями Великого кормчего” типа: “Ветер с Востока одолеет ветер с Запада”. Но зафиксированы и факты использования шаров для ведения биологической войны: на них доставлялись насекомые - разносчики инфекции. Приходилось бороться и с этой напастью.

Одному из авторов достоверно известно об инциденте, произошедшем в 1975 г. (возможно в 1976 г.) в Приморском Крае, когда два истребителя МиГ-23 советских ВВС с аэродрома Корфовский, выполняя патрульный полет в приграничном районе, неожиданно перехватили пару китайских истребителей J-7 (МиГ-21), которые, нарушив границу на глубину 5-10 км, летели вдоль нее, выполняя разведку. Пара советских перехватчиков тут же пошла в атаку, и ведущий, зайдя в хвост одному из китайцев, сбил его. J-7 упал на советской территории. Второму нарушителю из-за близости границы удалось уйти*.

*По нашим данным в 1976 г. на Дальнем Востоке на МиГ-23М был только 301 ИАП ПВО, базировавшийся под Хабаровском. В его журнале боевых действий такой эпизод не упоминается. Мы также не слышали о существовании аэродрома Корфовский (Прим. ред.).

Таких инцидентов было очень много, а пресечь их было весьма трудно, т. к. их отличала небольшая глубина проникновения и скоротечность по времени.

Против нарушителей результативно действовали не только истребительная авиация Войск ПВО, но и наземные части. Так, в том же 1975 г. был случай, когда расчету ПЗРК “Стрела-2” (переносной зенитно-ракетный комплекс) удалось сбить еще один J-7, залетевший на 1-2 км на советскую территорию. Ракетчики находились в одной из специально организованных засад.

Единственное упоминание о том, что на советско-китайской границе не все спокойно и имеют место инциденты, прошло в нашей прессе в марте 1974 г., когда пропал советский пограничный вертолет Ми-4. Это произошло 14 марта 1974 г.: экипаж в составе трех человек (А.С. Курбатого, А.Ф. Ускова и В.Г. Бучельникова), потеряв ориентировку, залетел по ошибке на сопредельную территорию южнее поселка Белеши Алтайского Края и сел у китайцев из-за нехватки горючего. Все трое тогда были задержаны китайскими властями и удерживались в тюрьме более года, вплоть до 29 декабря 1975 г., когда после многочисленных протестов советской стороны они были выданы вместе с машиной. К сожалению, других свидетельств об инцидентах на советско-китайской границе в 70-х авторам обнаружить в отечественной и зарубежной прессе не удалось*.

*Последнее известное широкой общественности, нарушение советского воздушного пространства самолетом ВВС КНР имело место 25 августа 1990 г., когда китайский МиГ-19 перелетел советскую границу и совершил посадку на аэродроме Кневичи (совместного базирования МГА и ВМФ). 30 августа и машина, и летчик, ст л-т Ван Боюй, были переданы китайской стороне.

Не сидели “сложа руки” и спецслужбы стран Запада, прощупывая наши границы как на юге, так и на севере, не забывая, конечно, и Дальний Восток. Относительно спокойной являлась лишь западная граница (с дружественными странами соцлагеря). Частыми стали нарушения в районе Закавказских республик, где границу охраняли 19-я Армия ПВО и 34-я Воздушная Армия.

Первой добычей 34-й ВА в 70-х годах стал самолет связи ВВС CШA типа Beechcraft U-8, который 21 октября 1970 г. пересек границу в Армении и углубился на советскую территорию. Вылетевшие на перехват истребители заставили нарушителя сесть на аэродроме г. Ленинакан. В американский экипаж входили: два генерала армии США - Шерер и Мак-Куэри, пилот самолета майор ВВС США Рассел и полковник армии Турции Допели - все они были задержаны и после короткого расследования в ноябре того же года выданы властям США.

pvo9.jpg (9056 bytes)
Г.Н Елисеев, впервые в мире совершивший таран на реактивном самолете посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1973 г. подвиг в небе Закавказья совершил летчик 34-й ВА капитан Г.Н. Елисеев. Сейчас многое стало известно об этом бое. Итак, 28 ноября 1973 г. в р-не Муганской равнины (Азербайджанская ССР) границу нарушил самолет ВВС Ирана (по одному источнику это был F-4 Phantom, по другому, более достоверному - “спарка” типаТ-ЗЗ). На перехват с аэродрома Вазиани (Грузия) вылетел к-н Елисеев на истребителе МиГ-21СМ, единственном в полку пушечном варианте этой машины. Летчику удалось настигнуть нарушителя, когда до границы было совсем немного. С КП части требовали от пилота пресечь полет противника любой ценой, хотя видели, что у пилота уже нет времени на применение ракетного оружия. Возможно, Елисеев забыл, что его самолет вооружен пушкой, и принял роковое решение идти на таран, а может быть и “земля” дала такую команду. Крылом своего “МиГа” советский летчик ударил по хвостовому оперению “иранца”, при столкновении произошел взрыв, и оба самолета обломками упали на землю. Елисеев погиб, а экипаж нарушителя уцелел (в составе его экипажа были иранский учлет и американский летчик-инструктор).

Так 28 ноября 1973 г. в 13 ч. 15 мин. по московскому времени состоялся первый воздушный таран в истории реактивной авиации. Капитану Е.Н. Елисееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

21 июня 1978 г. четыре вертолета ВВС Ирана типа Chinook оказались над советской территориси в р-не г. Душак (Туркмения). Пролетев более 100 км, они вышли к Ашхабаду, где и были подловлены истребителями с авиабазы Ак-Тепе, где дислоцировался 152-й ИАП 17-й ИАД ПВО, вооруженный перехватчиками МиГ-23. Летчики сбили один из вертолетов и подбили другой. Он совершил вынужденную посадку недалеко от Ашхабада. Экипаж первого вертолета погиб, а второго - задержан и через некоторое время выдан властям Ирана. Два других вертолета, пользуясь близостью границы, покинули негостеприимную территорию. Иранская сторона заявила о потере ориентировки экипажами своих машин.

23 декабря 1979 г. советскими истребителями был посажен иранский гражданский самолет, залетевший в воздушное пространство СССР. Лайнер вместе с пассажирами был вскоре возвращен в Иран.

Редакция благодарит Музей Войск ПВО и его сотрудников за помощь в подборе иллюстраций.

Следующая>

Фотографии английских и американских самолетов с сайтов:
Lockheed Martin official website
The Jet Genesis
B-47 Stratojet Association


[ Главная ] [ "Мир Авиации" ] [ Часть 1 ] [ Часть 2 ] [ Часть 3 ]
Hit Counter

Реклама

Свежая информация чистка лица киев тут.