Афганистан (2)
августа 22, 2010

[ Главная ] [ Вверх ] [ Часть 1 ] [ Часть 2 ] [ Часть 3 ] [ Часть 4 ]


Мир Авиации, 1'97

Памяти летчиков, погибших в Афганистане

afgan2.jpg (62680 bytes)
Замыкающая пара Су-25 группы РУД (разведывательно-ударных действий), осуществляющая прикрытие разведчиков Су-17М3Р. Осень 1986 г.

Удачных образцов авиационной техники в истории отечественой авиации было немало... Некоторые типы летательных аппаратов состоят на вооружении не одно десятилетие и в настоящее время еще соответствуют современным требованиям и эффективно выполняют боевые задачи. Об эффективности и универсальности применения самолета Су-17МЗ говорит комплекс выполняемых им задач. А об их боевой живучести и надежности можно складывать легенды.

Во время пребывания в ДРА (1986—1987 гг.) наша авиаэскадрилья разведчиков летала на самолетах Су-17МЗР. Основная задача, которую нам за это время приходилось выполнять, заключалась в ведении воздушной разведки передвижения войск и техники, скоплений живой силы и вооружения; вскрытия военных баз, складов, засад; наблюдений за караванами и тропами; доразведки целей перед и после нанесения ударов; уничтожения наземных целей самостоятельным поиском — «охота» (составом пары или звена), а также совместно со штурмовиками Су-25 разведывательно-ударные действия (РУД).

Классическим примером РУД может служить операция в районе Майданшакра, проведенная разведчиками нашей группы. На протяжении нескольких месяцев отслеживались пути перемещения автотранспорта моджахедов. Духи перемещались в основном ночью (со светомаскировкой) либо днем, когда погода не позволяла авиации выполнять свои задачи. Перемещались по 2—4 единицы, с дистанцией в несколько километров друг от друга. На всей протяженности пути следования была четко отлажена система наблюдения за авиацией и оповещения о направлении полетов по радио. Завершающим этапом этой операции был удар группы «Стрижей» (Су-17МЗ) и «Грачей» (Су-25). Результат—уничтожено около 60 единиц автотранспорта с боеприпасами, горюче-смазочными материалами, продовольствием.

Когда наши экипажи обнаружили скопление автотехники в «зеленке» ущелья Майдана, в воздух поднялась ударная группа из двух звеньев Су-25 и пара Су-17. «Стрижи» вышли на цель первыми, обозначили цели и встали в круг над «Грачами»: корректировали удар, выявляли новые огневые точки, оповещали экипажи «Грачей» об обстреле и пуске ПЗРК. После Су-25 по цели отработали и Су-17МЗ, после чего выполнили фотоконтроль результатов удара всей группы. Вернулись на свой аэродром без потерь.

Маневренные возможности самолета Су-17МЗР, форсированный двигатель (за счет увеличения температуры газов за турбиной) и установка блоков отстрела тепловых ловушек АСО-24 позволяли выполнять противозенитные маневры и уходить от ПЗРК типов «Блоупайп», «Мистраль», «Джавелин», «Хушчи-5», «Стрела-3». Однако, с началом массового применения ПЗРК типа «Стингер» в 1986 году («год борьбы с авиацией») резко возросло количество поражений самолетов и вертолетов (до 90% всех потерь в этом году).

afgan3.jpg (20764 bytes)

Су-17М3Р

Так, при проведении очередной операции в районе Хоста, осенью 1986 года, пара «Стрижей», при выполнении воздушной разведки объектов моджахедов в насыщенной средствами ПВО зоне, вышла в район на предельно малой высоте. У ведущего, м-ра Суровцева, был подвешен ККР-1/2, и два блока УБ-32, а также снаряжены две бортовые НР-30. У меня, ведомого, — 4 блока УБ-32 и две бортовые НР-30. При выходе на боевой курс для фотографирования самолет ведущего «замер» на курсе, высота 50—100 м, скорость 900—1000 км/ч. (Не хватает только светового табло: «Тихо! Идет съемка!») Поэтому я, на дистанции 600—800 м выполняя пространственный маневр (по типу «кадушки»), веду наблюдение за обстрелом с земли и прикрываю ведущего (чтоб ему не «мешали»). Потом подаю команду ведущему: «61-й, слева 30 ДШК, атака». Ведущий тут же отвечает: «Под нами «сварка», выход влево, отстрел...» Через мгновение чувствую сильный удар в хвостовой части, и машина перестает слушаться рулей. С левым креном самолет начал переходить на снижение. Мелькнула мысль: «Ни черта себе, приехали!»

Одновременно с докладом «Катапультируюсь!» в перископ увидел выбросы пламени в хвостовой части. В доли секунды была занята поза для катапультирования, двумя руками, резко потянул держаки на себя. С этого мгновения время остановилось. Казалось, прошла вечность, пока рывок купола наполнившегося над головой парашюта вернул к реальному восприятию времени. Только начал осознанно оценивать окружающую обстановку, тут же ударился о склон, сначала ногами, а затем и всем корпусом. Лихо прокатившись несколько десятков метров по склону, не пропуская камни и валуны, наконец остановился. Купол, зацепившись за камни, остался сзади и стал загасать. После всего произошедшего поймал себя на мысли, что стоит тишина и на ее фоне слышно многоголосое эхо стрельбы, рядом повизгивали пули. Нужно спрятаться за валун, подтянуть на фале ПАЗ (носимый аварийный запас), ведь там автомат. Отцепиться от привязной системы и спрятать парашют. В это время ведущий передал координаты приземления экипажу вертолета ПСС Ми-8, а сам постоянно пикировал на духов, отвлекая их огонь на себя и прикрывая огнем того, кто был на земле. Но двух блоков УБ-32 и двух пушек НР-30 конечно же оказывается маловато, чтобы уничтожить огневые точки, прикрыть сбитого летчика, а затем еще и прикрывать пару Ми-8.

Невольно стал закрадываться страх. Время тянулось преступно медленно. Но не прошло и трех минут, как послышался рокот Ми-8, а затем и сами они показались в нескольких сотнях метров ниже по склону. Пришла в голову мысль обозначить себя ПСНД (патрон сигнальный ночной-дневной), но вдруг ведущий пары резко отвалил вниз, оказывается было попадание в редуктор хвостового винта. Тут же вместо него подсаживается ведомый, но уже гораздо ближе. Духи переносят огонь на него, начинают бить уже из безоткатных.

Несмотря на автомат и НАЗ, дистанция в 300 метров была взята как стометровка. Люк открыт, еще несколько прыжков и подхваченный крепкими руками парашютно-десантной группы летчик сбитого самолета оказался на борту поисково-спасательного Ми-8. Закрытый со всех сторон спасателями (тот, кого спасали, не должен пострадать на борту), летчик еще не осознает, что все позади. Тут же по старой авиационной традиции вручена фляга с огненной водой, пару глотков и — смертельно захотелось спать.

Обе «вертушки вернулись на базу. Как потом выяснилось, летчик пробыл на земле после приземления 6 минут. Не боясь показаться пафосным, от всего сердца можно сказать: «Слава боевым вертолетчикам!» Спасибо ребятам из экипажей Ми-8 из Газни! Они в нарушение своих инструкций (им предписывалось баражировать в районе аэродрома, в радиусе 30 км) всегда уходили с нами в район задания и были рядом. Кроме этого случая приходилось поднимать еще четверых. За год пребывания из пяти сбитых спасли всех.

Спасибо трудяге Су-17, когда он только мог, всегда долетал домой, несмотря ни на какие повреждения. Командир эскадрильи подполковник Лучкин А. И. привел свой весь израненный Су-17МЗР с отбитым наполовину стабилизатором и произвел посадку на своем аэродроме в Баграме. У командира звена капитана Смага при нанесении удара в районе Баграмской «зеленки» («Черная гора») самолет был подбит и загорелся. Катапультироваться здесь — верная смерть, плотность огня такая, что «вертушкам» даже подойти не дадут. Поэтому, вопреки всем мирным инструкциям, он повел свою машину в сопровождении ведомого на свой аэродром. Машина не подвела, тушили ее уже после посадки. А сколько раз привозили пробоины от огнестрельного оружия во всех мыслимых и немыслимых местах. Ведь что стоит сказать о пробоинах в районе компрессора двигателя. Иной раз он останавливался, а то и начинал гореть от попадания мелких камешков или забоин на лопатках. А тут бывало привозили такие «букеты», что пилоту только и оставалось потом выйти, поклониться и поцеловать своего трудягу.

Год в Афганистане оставил след 262-мя боевыми вылетами в летной книжке и орденами «Красной Звезды» и «За службу Родине» третьей степени на парадном мундире. А еще памятью, которая и сейчас, спустя почти 10 лет, иногда не дает спокойно уснуть.

Записано С. Пазыничем со слов М. Е.

< Предыдущая Следующая>

[ Главная ] [ Вверх ] [ Часть 1 ] [ Часть 2 ] [ Часть 3 ] [ Часть 4 ]
Hit Counter

Реклама

Противопожарные перегородки снип 85 Противопожарные.