Морские задачи Ту-22К и Х-22


tu22_36.jpg (70813 bytes)

Ту-22К не был удачным самолетом, хотя несомненно обладал большими возможностями чем Ту-22Б. Ракета Х-22 была не слишком надежна и опасна в эксплуатации. Радар ПН также имел ряд недостатков.

Разработка ракетоносного варианта Ту-22 была абсолютно необходима для его выживания в кремлевских кабинетах, так же как и его выживание в борьбе с новыми средствами ПВО. Был еще один фактор в пользу его сохранения - то, что он мог привлекаться для нанесения ударов по авианосным группировкам ВМФ США. Это была задача, для которой балистические ракеты плохо подходили, хотя есть сведения о малоизвестных советских экспериментах, проводимых в то время с такими ракетами. Хрущев был очень озабочен ядерной мощью таких группировок, поэтому можно было рассчитывать на продолжение производства Ту-22 в случае его модернизации. В результате, Ту-22К был обозначен как “ракетоносец” и слово “бомбардировщик” на многие годы исчезло из словаря советских ВВС.

tu22_27.jpg (15172 bytes)

Этот Ту-22К ранней серии несет ракету Х-22Н, оснащенную ядерной боеголовкой, отличающуюся черной диэлектической панелью системы наведения ПСИ на носу. Мощность боеголовки - 350 кт.

Ту-22К был самой поздней модификацией Ту-22. Он был оснащен системой оружия К-22 (Комплекс-22) , в состав которой входила новая сверхзвуковая ракета с большой дальностью Х-22 (AS-4 Kitchen). Задержки с вводом Ту-22К в серию были связаны с самой ракетой и с ее интеграцией с самолетом-носителем. Ту-22 не был специально спроектирован как носитель такой большой ракеты и даже когда он нес ее полуутопленной в брюхо, это заметно ухудшало его летные характеристики.

tu22_28.jpg (27902 bytes)

Радар ПН придавал носу Ту-22К характерные очертания. Большинство Ту-22К было построено в варианте "КД".

Ракета Х-22 была оснащена двухкамерным ЖРД Р-201-300 Исаева. Окислителем служила азотная кислота, а топливом гидрозин. После запуска ракета управлялась заранее программированным автопилотом АРК-22А с радиовысотомером и доплеровским измерителем. В середине траектории полета гиростабилизированный автопилот также управлял ракетой, в отличие от предыдущих советских управляемых ракет, которые направлялись на цель радиокомандной системой наведения, из-за недостатков и высокой стоимости современных инерциальных систем наведения. При этом было по крайней мере две модели атаки, в зависимости от цели. Для маловысотной атаки ракета набирала высоту 12000 м, а на конечном отрезке траектории делала нырок на скорости 1,2 М до высоты менее 500 м. Против морских или некоторых наземных целей ракета набирала высоту 27000 м и пикировала на цель со скоростью 2,5 М. Противокорабельная ракета использует контактный взрыватель для детонации боегловки, в то время как ядерная боеголовка может быть взорвана и в воздухе, в зависимости от системы наведения. Испытания показали, что даже с обычной боеголовкой Х-22 пробивает в борту корабля дыру площадью 20 м2 и глубиной 12 м. Дальность поражения зависела от высоты и скорости на которой был произведен пуск. При пуске на высоте 14000 м и скорости 1720 км/ч дальность достигала 550 км, при высоте 10000 и скорости 950 км/ч - 400 км.

tu22_30.jpg (12978 bytes)

Ту-22КД. Видны зачехленные катапультируемые кресла, видвинутые для обслуживания.

Начальные испытания системы К-22 проводились с модифицированного среднего бомбардировщика Ту-16, обозначенного Ту-16К-22. Производство ракет по программе К-22 было размещено на госавиазаводе №256 и первые испытания ракет стали возможны в 1962 г. Первый образец Ту-22К был закончен в начале 1961 г. и он принял участие в ежегодном авиационном праздник в Тушино с моделью Х-22 на подвеске.

tu22_31.jpg (26905 bytes)

Ту-22КД на полном форсаже. Хорошо видны закрытые панели бомболюка, сделанные по форме ракеты.

Ту-22К был оснащен радаром ПН КБ “Ленинец” (НАТОвское обозначение ‘Down Beat’), модификацией широкоиспользуемого радара “Рубин-1А”. Летные испытания Ту-22К с ракетой Х-22 проводились в ГНИКИ ВВС (государственный научно-испытательный краснознаменный институт ВВС) в Актюбинске. Испытания осложнялись множеством проблем, включая деформацию фюзеляжа из-за напряжений конструкции, утечку топлива, пожары на борту. Было обнаружено, что при полетах на сверхзвуке обшивка самолета перегревалась, деформировалась и пропускала тепло к тягам бустеров управления. Это приводило к неусточивости в управлении. И наконец, новый самолет имел проблемы с автопилотом, что привело к гибели одного экипажа. Второй экипаж погиб из-за пожара двигателя. Ракета Х-22 была принята на вооружение в 1964 г., до того как были закончены летные испытания Ту-22К, поскольку она также предназначалась для вооружения нового ракетоносного варианта бомбардировщика Ту-95. Государственная комиссия, контролирующая летные испытания Ту-22К, решила прекратить их, признав неудачными, но А.Н.Туполев, используя свое политическое влияние, добился их продолжения.

tu22_29.jpg (8155 bytes)

Ту-22КД. Хорошо видны тележки шасси, убирающиеся в крыльевые гондолы.

Производство Ту-22К и Х-22 для него началось еще до вынесения госкомиссией положительного заключения и в 1965 г. самолет начал поступать в бомбардировочные полки, в то время как летные испытания еще продолжались. Комбинация самолет + ракета обещала быть рискованной в эксплуатации из-за нерешенности ряда проблем с самолетом-носителем Ту-22 и ненадежностью радара ПН. Программа модернизации продолжалась несколько лет и было проведено по крайней мере восемь доработок, в попытке довести самолет и ракетный комплекс до приемлемого уровня.

tu22_33.jpg (45773 bytes)

Ту-22КД с системой РЭП, установленной вместо кормовой пушки.

Ту-22К был официально принят на вооружение в 1967 г., через два года после того, как были начаты его поставки в войска. Всего было построено 76 Ту-22К на госавиазаводе №22 в Казани, включая улучшенный Ту-22КД с доработанными двигателями. Это количество было значительно меньшим, чем планировалось, в основном из-за продолжающихся трудностей с самолетом. Хотя он предназначался для замены Ту-16-го как в ВВС так и на флоте, того количества, которое было произведено, не хватило даже для оснащения ВВС. Только несколько машин были переданы в морскую авиацию для испытаний, и не было сформировано ни одного полка Ту-22К, вместо которых продолжали оставаться на вооружении Ту-16К. По данным разведки США с 1961 по 1972 гг. было построено около 700 ракет Х-22, пока их производство не было окончательно прекращено.

tu22_34.jpg (34712 bytes)

В конце 80-х некоторое количество Ту-22КД было переоборудовано системой РЭП заменившей кормовую пушку, в состав которой входила система СПС-151, СПС-152 или СПС-153 установленная в обтекателе.

Хотя они еще не были официально приняты на вооружение, в 1965 г. первые Ту-22К поступили на вооружение трех бомбардировочных полков ВВС: 121-й ДБАП в Мачулищах под Минском, 203-й ДБАП в Барановичах и в 341-й ДБАП в Озерном, под Житомиром. Все эти полки входили в состав 15-й авиадивизии тяжелых бомбардировщиков 46-й ВА АДД. Ту-22К появился в войсках после устранения Хрущева в 1964 г. и в результате, его задачи были переосмыслены. 15-й ТБД были назначены две задачи: нанесение ядерных ударов по целям на центральноевропейском и южноевропейском ТВД, и вторая задача - нанесение ударов по кораблям НАТО в Средиземном и Северном морях. Кроме того, еще один авиаполк в Заватинске, из состава 30-й ВА оперировал Ту-22К на тихоокеанском ТВД.


Реклама