Ту-22У и Ту-22К


tu22_55.jpg (74695 bytes)

Чистые линии Ту-22 были разрушены кабиной инструктора, установленной сзади. Ту-22У из состава 121 ТБАП. Фото С.Бурдина.

Ту-22Р вводился в строй в в сопровождении “горбатого” Ту-22У, разработка которого была признана необходимой из-за радикальных отличий в управлении Ту-22 по сравнению с его предшественником Ту-16. Симуляторы в то время были развиты не столь хорошо и стандартный авиатренажер КТС-22 давал новым пилотам очень приблизительное представление о характеристиках управляемости столь требовательного самолета как Ту-22. В Ту-22У кабина инструктора была установлена позади кабины пилота, на месте оператора. В этом варианте отсутствовала кормовая турельная установка и была уменьшена емкость топливных баков. Прототип был закончен в конце 1960-го и в 1962 г. Ту-22У был принят на вооружение. Первые серийные машины были получены 46-й ВА и всего было построено 46 Ту-22У.

tu22_56.jpg (10263 bytes)

Отсутствие второго места пилота вызвало необходимость разработки учебного варианта. На снимке прототип Ту-22У.

tu22_58.jpg (16230 bytes)

Ту-22У не был оборудован кормовой пушечной установкой и на месте стрелка была установлена кабина инструктора.

tu22_57.jpg (15207 bytes)

Некоторое количество Ту-22У было выпущено с разводкой для штанги дозаправки, которая устанавливалась позднее. Виден открытый бомболюк
tu22_59.jpg (10077 bytes)

Ту-22У из 121-го ТБАП. По несколько учебных самолетов было передано во все бомбардировочные полки в дополнение к учебному центру в Рязани.

tu22_60.jpg (16404 bytes)

Два небольших купола сразу за кабиной инструктора предназначены для астрономического секстанта БТ-63, который служит для навигации в длительных полетах.

tu22_62.jpg (35363 bytes)

Ту-22У не подвергался никаким модификациям в отличие от других вариантов. На нем не ставились ни системы РЭП, ни новое электронное оборудование, ни дополнительные антенны.

tu22_64.jpg (28357 bytes)

Единственная доработка заключалась в установке на некоторые самолеты системы дозаправки топливом в воздухе. Такой вариант получил наименование Ту-22УД.

Производство бомбардировщика Ту-22Б после выпуска 15-ти машин было прекращено по нескольким причинам. С одной стороны, в 60-х годах было ясно, что возможности ПВО неизмеримо выросли с тех пор как в начале 50-х была задумана концепция самолета. Во многих случаях самая большая угроза для бомбардировщиков исходила уже не от истребителей-перехватчиков, а от наводимых по радару ракет класса “земля-воздух”. Ту-22 проектировался для действия на большой высоте и низковысотная тактика для укрытия от вражеских радаров не могла применяться из-за конструктивных ограничений и из-за отсутствия радаров отслеживания рельефа местности. Как альтернативу, советские ВВС решили использовать тактику пуска сверхзвуковых ракет “воздух-поверхность” до рубежей применения средств вражеской ПВО.

tu22_61.jpg (46630 bytes)

Ту-22 обычно дозаправлялся в воздухе от танкера Ту-16 на высоте от 5000 до 8000 м на скорости 600 км/ч. Дозаправка Ту-22 в воздухе была очень сложна и иногда казалась практически невозможной. Отмечены случаи, когда малоподготовленные экипажи пролетали около 450 км вместе с танкером, прежде чем попадали штангой в конус.

Это обстоятельство, подкрепленное личным мнением Генерального секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева, привело к решению о разработке ракетоносной версии Ту-22 - Ту-22К Blinder-B. После успеха первого спутника в октябре 1957-го и последующих космических достижений СССР, Хрущев сделался большим поклонником ракетных технологий. Он также стремился провести коренные реформы советских ВС в надежде уменьшить бремя оборонных расходов. Эти взгляды скоро трансформировались в твердое убеждение, что ракетным системам оружия принадлежит будущее и что небольшое количество вооруженных ракетами самолетов, кораблей и бронетехники сможет заменить гораздо большее количество традиционной боевой техники. Хрущев считал стратегические бомбардировщики архаизмом и приостановил производство Туполевского Ту-95М и Мясищевского 3М в пользу межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Для Хрущева бомбардировщики были олицетворением старомодного, дорогостоящего и малоэффективного оружия.

tu22_63.jpg (45434 bytes)

Подготовка к вылету Ту-22У. Виден подключенный к нему стартовый генератор АПА-50 на шасси грузовика. Все три катапультируемые кресла К-22 выдвинуты вниз. Слева виден небольшой аварийный люк для пилота.

В начале 60-х у руководителей советских ВВС было вполне реальное опасение, что новый бомбардировщик Ту-22 ляжет следующим на плаху Кремля. В декабре 1959 г. Хрущев создал РВСН, как главный вид войск в советских ВС, и первая дивизия РВСН была вооружена ракетами средней дальности Р-12 и Р-14, нацеленными на те же самые цели, что и Ту-22. Два лучших соединения АДД, 43-я воздушная армия, дислоцированная в Виннице и 50-я ВА, в Смоленске, были расформированы в сентябре 1960-го и их личный состав был переведен в новые ракетные дивизии и Хрущев намеревался также расформировать и некоторые дивизии бомбардировщиков среднего действия.

tu22_65.jpg (33298 bytes)

Всего было построено 46 Ту-22У и первый из них поступил в войска в 1963 г.


Реклама