Ту-22: Охота за авианосцами


tu22_53.jpg (27687 bytes)

Последние модели Ту-22, как этот Ту-22КД из 121-го ДБАП были оснащены двигателями РД-7М2, которые с 1965 г. заменили ВД-7М. Ту-22 разгонялся до 1,5М на большой высоте. Каждый экипаж должен был совершить не менее двух сверхзвуковых полетов в год, в которые входило и маневрирование и боевые стрельбы. В одном из таких полетовТу-22Р из 199-го ОГДРАП попал в необычные атмосферные условия, которые донесли его ударную сверхзвуковую волну с высоты 11 000 м до земли. Этой волной выбило все окна в центре города Сумы.

Ракетоносцы Ту-22К 15-й БД должны были атаковать группой в составе полка, т.е. 24-30 машин Ту-22К в сопровождении 4-8 помехопостановщиков Ту-22Р. Удар должен был наноситься до входа в зону действия ПВО флота, теоретически на расстоянии 550 км, при пуске с высоты 14000 м, и на расстоянии 400 км, при высоте 10000 км. Но обычно пуск производился на дистанции 250-270 км, поскольку ракета должна была наводиться радаром РН. Для дальних пусков автопилот ракеты программировался для полета на высоте 22 500 м и затем резкий нырок к цели на скорости 1400-1720 км/ч с использованием активной РЛ головки самонаведения на конечном участке траектории. При использовании ядерной головной части наведения на конечном участке не требовалось. В то время как Ту-22К готовились к пуску, Ту-22Р должны были маскировать атаку различными способами электронного подавления. Это подавление должно было быть направлено против РЛС ПВО флота, для предотвращения пуска ракет Standard по атакующим бомбардировщикам и ракетам, а также против авиации ПВО флота.

Действенность этой тактики была поставлена под сомнение в начале 70-х, с принятием на вооружение флотом США истребителей F-14. F-14 был специально разработан для борьбы с угрозой исходивщей от советских противокорабельных ракет, запусаемых с бомбардировщиков. В соответствии с их большой дальностью F-14 должен был обеспечивать боевое патрулирование на значительном удалении от авианосцев, вынуждая ракетоносцы заходить в зону пуска его дальних ракет Phoenix. Американцы стали использовать самолеты ДРЛО палубного базирования E-2C Hawkeye для обнаружения разведчиков Ту-22Р и для наведения на них F-14. Это должно было предотвратить обнаружение авианосцев и сорвать атаку на них до ее начала. Если же атака, несмотря ни на что, состоится, F-14 должны были обеспечить перехват как самолетов-ракетоносцев, так и самих противокорабельных ракет. Ракета Phoenix была спроетирована для перехвата целей на высоте до 18 000 м. Х-22 могла быть перехвачена как на начальной стадии полета, так и на конечном участке траектории, но ее основная траектория проходила вне зоны досягаемости ракет Phoenix.


Реклама