Ту 22 ставится на вооружение


Tu-22KD

Все модификации Ту-22 были оборудованы двухкупольным тормозным парашютом. На фотографии представлен вариант Ту-22КД.

При постановке на вооружение “Самолет 105А” получил обозначение Ту-22. Самолет был впервые представлен публике в Домодедово на День авиации в 1961 г. НАТО сначало присвоило ему обозначение Bullshot, затем Beauty, и наконец Blinder. В советских ВВС он получил кличку “Шило” за его острый металлический нос.

Бомбовая нагрузка зависела от задания и могла состоять из 24-х ФАБ-500 500 килограммовых бомб или одной массивной ФАБ-9000 весом в 9 тонн. Очень сомнительно, что самолет когда-либо действительно предназначался как носитель ФАБ-9000; скорее эта бомба использовалась как заменитель большой термоядерной бомбы на стадии конструирования.

Tu-22R

Ту-22Р был следующим фронтовым вариантом, последовавшим за Ту-22Б. Ошибочно он были обозначен как Blinder-C в НАТО. На фотографии представлена модель Ту-22РДМ, со штангой дозаправки топлива в воздухе, обтекателем станции бокового обзора и хвостовым устройством РЭП. В передней части фюзеляжа видна антенна системы предупреждения об облучении радаром и большой обтекатель вспомогательного электронного оборудования, особенность этого варианта.

Первоначально ВВС планировалось производство Ту-22 в двух вариантах: бомбардировщик Ту-22Б и разведчик Ту-22Р. В 1961 г. планировалось построить 12 Ту-22Б и 30 Ту-22Р, но план был урезан до семи и пяти машин соответственно. В конце-концов всего было построено только 15 Ту-22Б по причинам, которые будут рассмотрены ниже.

Early Tu-22R

Tu-22R

Несущий фотокалибровочную разметку на носу, этот Ту-22Р (2019012) относится к числу самых первых серийных Ту-22Р.

Было сделано несколько попыток улучшить взлетно-посадочные характеристики Ту-22. Так, например, в гондолах шасси этого Ту-22Р (выше) устанавливались подъемные двигатели РД36-35. Такие же двигатели планировалось поставить на непостроенный Ту-22РТК для обеспечения управляемости пограничным слоем.

Производство Ту-22Б налаживалось с трудом и первые серийные машины использовались для обучения экипажей. Они были приняты на вооружение в сентябре 1962 г. и переданы в 43-й Центр боевой подготовки (43-й ЦБП и ПЛС) в Дягилево под Рязанью. После года тренировок они были переведены в Барановичи, в 203-й полк тяжелой бомбардировочной авиации 46-й Воздушной Армии Авиации дальнего действия (АДД), под командованием полковника А.Гамала.

Tu-22 rocket assisted take-off

Tu-22R

С целью уменьшения пробега при взлете также устанавливались четыре ракетных ускорителя СПРД-63. Их применение уменьшало разбег с 2300 м до 1000 м.

Ноябрь 1970 г. Ту-22Р ранней модификации (без штанги дозаправки в воздухе) вылетает на выполнение тренировочного задания. Не все Ту-22Р были переделаны в версию Ту-22РД.

Бомбардировщик Ту-22Б был передан для испытаний по проекту ЮР, Ту-22Р, который практически был идентичен бомбардировочному варианту, за исключением фотооборудования, установленного в носовой части и в бомбоотсеках. Говорят, что этот проект поддерживался КГБ для использования в целях стратегической разведки над Европой и Аэией, однако в начале 60-х появились космические спутники и самолет был переориентирован на выполнение традиционных военно-разведывательных задач, особенно в интересах флота. Ту-22Р также сохранил возможность нести бомбовую нагрузку и имел оптический бомбовый прицел и систему управления оружием бомбардировщика Ту-22Б. Набор фотокамер Ту-22Р зависит от задания и может включать АФА-40, АФА-41/20, АФА-42/20, АФА-42/75, АФА-42/100 и НАФА МК-75. В дополнение к фотооборудованию, он был оснащен обычной РЛ станцией обзора поверхности “Рубин-1А” и системой электронной разведки “Ромб”. Для самообороны самолет имел выбрасыватель ИК ловушек КДС-16 в задней части гондол шасси. Самолет также может использоваться как постановщик помех, при этом разведовательное оборудование в бомбоотсеке заменяется на станцию постановки помех АПП-22. Всего было построено 127 самолетов этого типа.

Tu-22RD

Tu-22R

Ту-22РД (Д- дальний) был оснащен штангой дозаправки в воздухе. Позднее на всех самолетах этого типа были установленны двигатели ВД-7МР.

Этот Ту-22Р из 13-й дивизии ТБА (тяжелой бомбардировочной авиации), базировавщейся в Полтаве, Украина, оснащен кормовой пушечной установкой, позднее замененной на станцию РЭП.

Первый Ту-22Р был построен в 1962 г. для 290-го ОГДРАП (отдельного гвардейского дальнего разведочного авиаполка) 46-й воздушной армии, который дислоцировался в Зябровке, недалеко от Гомеля и для 15-го ДРАП морской авиации Балтийского флота, распологавщегося в Чкаловском, Калининградской области.В 1965 г. были развернуты два дополнительных авиаполка: 199-й ОГДРАП 46-й ВА в Нежине под Киевом и еще один морской ДРАП Черноморского флота в Саках. В полках моркой авиации Ту-22Р заменил старые Ил-28Р. В результате производимые Ту-22Р примерно поровну делились между флотом и ВВС.Во время наибольшего подъема в 69-70 гг. два полка морской авиации имели вместе 62 Ту-22Р, после чего количество самолетов медленно уменьшалось до середины 80-х, когда на замену стали приходить Су-24МР Сухого. Всего флот получил около 80 машин из 311 построенных Ту-22.

Tu-22RD

Этот Ту-22РД из 121-го ДБАП базировался в Мачулищах, Белоруссия в 1980-х. Он был дооборудован системой RWR (заметен обтекатель антенны ниже кабины штурмана).

Ту-22Р стал первой модификацией Ту-22, получившей систему дозаправки в воздухе “Штырь-конус”. После этого эксперимента с Ту-22Р после 1965 г. все другие Ту-22 были также оснащены системой дозаправки. Самолеты с таким оборудованием получили индекс Д - дальний к своим обозначениям (Ту-22РД, Ту-22КД). Для обеспечения дозаправок Ту-22, устаревшие бомбардировщики Ту-16А были переоборудованы в воздушные танкеры Ту-16Н, путем установки на них заправочной системы, разработанной для танкеров 3МС-2 Мясищева.

Naval Tu-22RD

Tu-22RD

Эти Ту-22РД были присоединены к полку морских Ту-22 на базе Саки в Крыму, которая поддерживает операции Черноморского флота. Наиболее заметное внешнее отличие этих самолетов от ракетоносцев Ту-22КД состоит в форме их носовой части: носовой обтекатель слегка  выпячен и на нем установлен наконечник.

Хорошо виден обтекатель антенны установленной на этом Ту-22РД с авиабазы в Рязани.

 


Реклама